Решение по делу № 2-64/2018 от 05.03.2018

Дело №2-64/2018 г.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 25.06.2018 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Бутурлино                                                                    19 июня 2018 года

Бутурлинский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Петелина Е.В.,

при секретаре Ефремовой Т.Л.,

с участием представителя ответчика Администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области Строкина И.Н., представителя ответчика Межведомственной комиссии по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Савинова В.В., ответчика Воробьевой Н.С., представителя третьего лица Евстратовой М.П. - адвоката Кубасовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства социальной политики Нижегородской области к Администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, Администрации городского поселения р.п. Бутурлино Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, Межведомственной комиссии по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, Воробьевой Натальи Сергеевне о признании незаконным заключение Межведомственной комиссии назначенной постановлением главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ; о признании незаконным заключение Межведомственной комиссии назначенной постановлением главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ; о признании жилого дома пригодным для проживания; об обязании администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, администрации городского поселения р.п. Бутурлино Бутурлинского муниципального района Нижегородской области снять Евстратову Марию Петровну с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключить из списка граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство социальной политики Нижегородской области обратилось в суд с иском к администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, администрации городского поселения р.п. Бутурлино Бутурлинского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным заключение Межведомственной комиссии назначенной постановлением главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ; о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес> пригодным для проживания; об обязании администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, администрации городского поселения р.п. Бутурлино Бутурлинского муниципального района Нижегородской области снять Евстратову Марию Петровну с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключить из списка граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем,

Исковые требования мотивированы тем что, в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (далее ФЗ «О ветеранах») органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, в том числе членов семей погибших (умерших) участников Великой отечественной войны (далее ВОВ).

Порядок обеспечения жильем проживающих на территории Нижегородской области и нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семей погибших (умерших) участников ВОВ определяется Законом Нижегородской области от 07.07.2006 №68-З «формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» (далее Закон №68-З).

В соответствии с пунктами 4.1, 4.4 Порядка организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 24.03.2010№148, с целью предоставления выплат членам семей погибших (умерших) участников ВОВ органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющие государственные полномочия Нижегородской области по обеспечению жильем граждан, ежемесячно (по мере принятия на учет граждан) в срок до 5-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин был поставлен на учет, формируют и направляют в министерство социальной политики Нижегородской области (далее - Министерство) списки граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых но договорам социального найма, и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» (далее - Списки).

Органы местного самоуправления несут ответственность за обоснованность включения граждан в Списки.

Министерство осуществляет формирование и утверждение сводного списка граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» (далее - Сводный список), на основании Списков, подготовленных органами местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 3 Закона №68-3 для включения в Списки гражданин представляет в орган местного самоуправления перечисленные в данной части документы, в том числе копию решения о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Закона №68-3 меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов ВОВ и членов их семей предоставляются в соответствии со Сводным списком, сформированным в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 5.1 Закона №68-3 во внеочередном порядке меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются:

-инвалидам ВОВ;

-инвалидам боевых действий;

-участникам ВОВ из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах»;

-лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

-гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

-гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

Письмом администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области от 27.07.2017 №01-18/1485 в Министерство был направлен список граждан, вставших на учет в период с 01.07.2017 по 30.07.2017 и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах».

В данном списке состоит вдова участника ВОВ Евстратова Мария Петровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, основание постановки на учет - пункт 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)(проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям).

Из учетного дела Евстратовой М.П. следует, что постановлением администрации городского поселения р.п. Бутурлино Бутурлинского муниципального района Нижегородской области от 13.07.2017 Евстратова М.П. признана нуждающейся в жилом помещении на основании пункта 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ.

Согласно статье 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправленияна основании заявлений данных граждан.

Аналогичную норму содержит Закон Нижегородской области от 16.11.2005 № 179-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В соответствии с Положением о министерстве социальной политики Нижегородской области, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 25.03.2009 №148, в компетенцию Министерства вопросы принятия и снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не входят.

Таким образом, вопросы, связанные с принятием/отказом в принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, относятся к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Однаконеправомерная постановка граждан рассматриваемой категории может привести к необоснованному обеспечению их выплатами, то есть к нецелевому расходованию денежных средств федерального бюджета.

Исходя из учетного дела,основанием для постановки Евстратовой М.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по пункту 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ служило заключение межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (далее - комиссия), от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении оснований для признания жилого дома Евстратовой М.П., расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес> (далее - Жилой дом), непригодным для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ в Министерство поступило письмо администрации Бутурлинского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ о направлении для приобщения к учетному делу Евстратовой М.П. акта инспекционного обследования жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Акт инспекционного обследования).

На заседании межведомственной комиссии по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее - межведомственная комиссия) при рассмотрении учетного дела Евстратовой М.П. были выявлены следующие нарушения, допущенные администрацией Бутурлинского муниципального района Нижегородской области:

- в состав комиссии, на основании заключения которой Жилом дом признан непригодным, не был включен специалист государственной жилищной инспекции Нижегородской области;

- актом инспекционного обследования установлено, что снижения до недопустимого уровня работоспособности и несущей способности конструкций Жилого дома не выявлено.Выявленные нарушения в виде повышенной воздухопроницаемости вспомогательных помещений, частичного протекания кровли устраняются при текущем ремонте.

В протоколе межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 3) отражено решение о направлении в адрес администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области письма о неправомерности включения Евстратовой М.П. в Список с рекомендацией проработать вопрос о правомерности постановки ее на учет нуждающихся в жилых помещениях. При этом рассмотрение вопроса о включении в Сводный список было приостановлено до предоставления администрацией Бутурлинского района Нижегородской области соответствующих документов.

Письмом Министерства от 24.10.2017 №318-19-12532/17 выписка из вышеуказанного протокола межведомственной комиссии была направлена для использования в работе в адрес главы Бутурлинского муниципального района Нижегородской области.

Однако, заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (далее также - Заключение) Жилой дом был вновь признан непригодным для проживания.

С Заключением Министерство не согласно но следующим основаниям:

1) к заключению прилагается особое мнение члена комиссии ФИО5,являющегося начальником отдела (заместителя руководителя) - главным государственным жилищным инспектором по Сергачскому, Перевозскому, Бутурлинскому, Большемурашкинскому, Пильненскому, Сеченовскому, Краснооктябрьскому, Спасскому районам, в соответствии с которым при визуальном осмотре до недопустимого уровня работоспособности и несущей способности конструкций Жилого дома не выявлено.Выявленные нарушения в виде повышенной воздухопроницаемости вспомогательных помещений, частичного протекания кровли устраняются при текущем ремонте;

2) из приложенного к заключению акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Акт обследования) следует, что принятие комиссией решения основывалось на мнении приглашенного эксперта ФИО6 (директор ООО«Русэксперт»), не являющегося членом комиссии;

3) исходя из Акта обследования не был произведен выезд комиссии для обследования Жилого дома, что является нарушением пункта 43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), в соответствии с которым при оценке соответствия жилого помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние;

4) не были проведены инструментальный и другие виды контроля и исследований (указано в Акте обследования), что также нарушением пункта 43 Положения,согласно которому при оценке соответствия жилого помещения требованиям Положения проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Таким образом,допустимые доказательства того, что обследование было проведено комиссией в соответствии с вышеприведенными требованиями, и Заключение в полной мере соответствует требованиям Положения, отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела для участия в качестве соответчиков на основании определения суда привлечены: Межведомственная комиссия по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; Воробьева Наталья Сергеевна. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Государственная жилищная инспекция Нижегородской области.

В ходе рассмотрения дела представитель истца ФИО7 представила суду заявление об увеличении исковых требований, а именно предмета иска, просила признать незаконным заключение Межведомственной комиссии назначенной постановлением главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 167-168).

Представитель истца, извещенный надлежащим образом о судебном заседании, в суд не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области Строкин И.Н., в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями согласен частично. С п.1 и п.2 исковых требований согласен, с остальными пунктами исковых требований не согласен, мотивировав их в своем письменном объяснении, представленным суду (л.д. 123-126).

Представитель ответчика администрации городского поселения р.п. Бутурлино Бутурлинского муниципального района Нижегородской области извещенный надлежащим образом о судебном заседании, в суд не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика Межведомственной комиссии по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции ФИО9 в судебном заседании предоставил два заявления о признании исковых требований в части признания незаконным заключение Межведомственной комиссии назначенной постановлением главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и признания незаконным заключение Межведомственной комиссии назначенной постановлением главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 121-122, 188-189). Остальные требования не признал, сославшись на позицию представителя ответчика администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области.

Ответчик Воробьева Н.С. в судебном заседании исковые требования не признала, с ними не согласна, пояснив, что она действительно является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, который более 5 лет назад был отчужден её матерью Евстратовой М.П. и ей подарен, причину отчуждения поясняет плохое здоровье матери.

Третье лицо Евстратова М.П. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, причину неявки суду не представила.

Представитель третьего лица Евстратовой М.П. - адвоката Кубасова Т.В. с исковыми требованиями не согласна, считает, что законных оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.

Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковые требования и просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 174-184).

Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. ст. 1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.

Дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон при имеющейся явки.

Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Воробьева Н.С. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, отчужденного ДД.ММ.ГГГГ по договору дарения Евстратовой М.п. (л.д. 58, 104).

Из содержания справки выданной администрацией городского поселения р.п. Бутурлино Евстратова Мария Петровна зарегистрирована по адресу: <адрес>, р.<адрес>, совместно с ней зарегистрированы внук Воробьев С.А. и правнучка Воробьева М.С.

На основании постановления администрации Бутурлинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, р.<адрес> признан непригодным для проживания граждан, на основании экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, а также заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д. 9-11).

Из учетного дела следует, что в выписке из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ решили: признать нуждающейся в жилом помещении на основании п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ представившую заявление и полный пакет документов: Евстратову Марию Петровну ДД.ММ.ГГГГ г.р. (вдова умершего участника ВОВ), состоящая на регистрационном учете по адресу: р.<адрес>.

Администрацией Бутурлинского муниципального района <адрес> в Министерство социальной политики <адрес> направлена информация от ДД.ММ.ГГГГ о направлении списка граждан вставших на учет в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в который была включена Евстратова М.П. (л.д. 13-14).

Администрацией Бутурлинского муниципального района <адрес> в Министерство социальной политики <адрес> направлена информация от ДД.ММ.ГГГГ о направлении акта инспекционного обследования жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ Из содержания, которого следует, что снижения до недопустимого уровня работоспособности и несущей способности конструкций Жилого дома не выявлено.Выявленные нарушения в виде повышенной воздухопроницаемости вспомогательных помещений, частичного протекания кровли устраняются при текущем ремонте (л.д. 15, 78).

В протоколе межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 3) отражено решение о направлении в адрес администрации Бутурлинского муниципального района <адрес> письма о неправомерности включения Евстратовой М.П. в Список с рекомендацией проработать вопрос о правомерности постановки ее на учет нуждающихся в жилых помещениях. При этом, рассмотрение вопроса о включении в Сводный список было приостановлено до предоставления администрацией <адрес> соответствующих документов. Письмом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ выписка из вышеуказанного протокола межведомственной комиссии была направлена для использования в работе в адрес главы Бутурлинского муниципального района <адрес> (л.д. 17-19).

Из экспертного заключения по техническому состоянию строительных конструкций здания (жилого дома) находящегося по адресу: <адрес>, р.<адрес>, на предмет возможности или невозможности его дальнейшей эксплуатации следует, что обследуемый жилой дом является не пригодным для проживания согласно требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Физический износ как средневзвешенная величина по удельным весам конструктивных элементов составляет величину 75, 7%. Жилые помещения имеют деформации фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания. Из технического паспорта на спорный объект недвижимости - жилой дом следует, что процент его износа составляет жилой <адрес>%, жилой пристрой 43%, котельная 37% (л.д. 58).

Постановлением главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ создана межведомственная комиссия по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В указанное постановления в последующем вносились изменения (л.д. 80-102).

ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией был составлен акт обследования помещения, из содержания которого следует, повторный выезд Межведомственной комиссией не состоялся (л.д. 23-24).

По заключению Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены основания для признания жилого дома по вышеуказанному адресу не пригодным для постоянного проживания. Без выезда осмотра дома (л.д. 21-22).

Не согласившись с данным заключением, считая, что указанные акт и заключение не в полной мере отвечают требованиям действующего законодательства, Министерство социальной политики Нижегородской области, на которое согласно Постановления Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» возложены полномочия по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, проживающих на территории <адрес>, в адрес администрации Бутурлинского муниципального района Нижегородской области было направило письмо от ДД.ММ.ГГГГ с выпиской из протокола заседания межведомственной комиссии по реализации на территории Нижегородской области мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов от ДД.ММ.ГГГГ , где был поставлен вопрос о правомерности заключения Межведомственной комиссии Бутурлинского района по оценке соответствия спорного жилого дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения непригодным для проживания.

Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным вПоложении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно - эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).

Комиссия, произведя без осмотра конструкции дома, с учетом экспертного заключения по техническому состоянию строительных конструкций здания (жилого дома) находящегося по адресу: <адрес>, р.<адрес>, на предмет возможности или невозможности его дальнейшей эксплуатации сочла, что дом является непригодным для проживания, дав два заключения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что процедура оценки жилого помещения и заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования дома Воробьевой Н.С. какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр не проводился.

Комиссией, располагавшей вышеуказанным заключением эксперта на момент проведения обследования жилого дома и составления заключения, указанные выводы акта обследования о наличии вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в этом доме граждан, подтверждены или опровергнуты не были, оценка акту инспекционного обследования жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следовало, что снижения до недопустимого уровня работоспособности и несущей способности конструкций Жилого дома не выявлено.Выявленные нарушения в виде повышенной воздухопроницаемости вспомогательных помещений, частичного протекания кровли устраняются при текущем ремонте, дана не была.

Таким образом, судом установлено, что осмотр жилого дома Комиссией не проводился, какие-либо измерительных приборы и приспособления не применялись, поэтому суд приходит к выводу о нарушении процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в пункте 44 Положения требованиям.

Оценивая экспертное заключение по техническому состоянию строительных конструкций здания (жилого дома) находящегося по адресу: <адрес>, р.<адрес>, на предмет возможности или невозможности его дальнейшей эксплуатации в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, во взаимосвязи с иными исследованными доказательствами, суд учитывает, что данное заключение давалось на основании визуального осмотра, с фотофиксацией, отсутствуют данные о каком-либо оборудовании или специальных замерах, срок износа жилого дома в разы отличается от технического плана, эксперт об уголовной ответственности не предупреждался. Поэтому суд не может взять за основу при вынесении решения данное экспертное заключение, считает, что на момент рассмотрения дела в суде техническое состояния спорного жилого дома, не определено.

Также суд не может взять за основу и акт инспекционного обследования жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, который также был дан лишь на основании визуального осмотра.

Иных доказательств, сторонами суду представлено не было.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что доводы ответчиков о непригодности спорного жилого помещения - жилого дома для проживания не нашли своего объективного подтверждения, как и доводы истца о пригодности спорного жилого помещения, также не нашли своего подтверждения.

Поэтому требования искового заявления о признании незаконным заключение Межведомственной комиссии по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции назначенной постановлением главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ об оценке соответствия помещения по адресу: <адрес>, р.<адрес>, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; о признании незаконным заключение Межведомственной комиссии по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции назначенной постановлением главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ об оценке соответствия помещения по адресу: <адрес>, р.<адрес>, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции являются обоснованными, подтвержденными исследованными судом доказательствами, и подлежат удовлетворению.

При этом суд учитывает, что данные требования ответчиком Межведомственной комиссии были признаны в полном объеме, на основании письменных заявлений, а также суд учитывает, что указанное истцом заключение Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , является технической ошибкой, поскольку данное заключение является , что нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд вправе возложить на такую комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая ее существа.

Последствия вынесенного судом решения о признании заключения межведомственной комиссии незаконным заключаются в том, что недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению, следовательно, у принявшего его органа в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения.

При принятии решения о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о соответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности (непригодности) для проживания суд может возложить на межведомственную комиссию обязанность провести обследование жилого помещения (жилого дома) на предмет соответствия требованиям, установленным Положением, а также, как правило, установить определенный срок для такого обследования, исчисляемый с момента вступления решения суда в законную силу.

Возлагая на межведомственную комиссию такую обязанность, суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято.

Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными (пригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Понуждение ответчика к совершению указанных действий, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Вопросы признания жилых помещений частного жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления.

С учетом изложенного, а также в виду отсутствия конкретных доказательств о пригодности спорного жилого дома для проживания суд считает, необходимым отказать истцу в исковых требованиях о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес> пригодным для проживания, а также считает необходимым обязать Межведомственную комиссию по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции назначенной постановлением главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ рассмотреть вопрос об оценке соответствия помещения по адресу: <адрес>, р.<адрес>, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В связи с удовлетворением вышеуказанных исковых требований подлежит удовлетворению как взаимосвязанное с первыми требованиями, и требование об обязании администрацию Бутурлинского муниципального района <адрес>, администрацию городского поселения р.<адрес> муниципального района <адрес> снять Евстратову Марию Петровну с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключить из списка граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, поскольку распоряжениями ипостановлениями указанных органов местного самоуправления Евстратова М.П. незаконно поставлена на учет в качестве нуждающейся вжилом помещении и включена в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Суд полагает, что требования иска к ответчику Воробьевой Н.С. являются необоснованными в полном объеме по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела после привлечения Воробьевой Н.С. для участия в качестве соответчика в связи с характером спорного правоотношения, судом установлено, что указанный ответчик не имеет общих или однородных прав и обязанностей с другими ответчиками по предмету спора, не может выступать в качестве ответчика, не имеет непосредственного отношения к оспариваемым решениям органов местного самоуправления, однако имеет отношение к делу как лицо, заинтересованное в своих жилищных правах, связанных со спорным жилым помещением - жилым домом.

Кроме того, судом также было установлено, что Евстратова М.П. произвела отчуждение спорного жилого в пользу Воробьевой Н.С., то есть произвела ухудшение своих жилищных условий, обратилась с вопросом улучшения жилищных условий менее чем через пять 5 лет после отчуждения жилого дома, что ответчиками также было не рассмотрено.

Поскольку оспариваемые истцом решения органов местного самоуправления не имеют непосредственного отношения к Воробьевой Н.С., то суд приходит к выводу о том, что Воробьева Н.С. не является надлежащим ответчиком, и отказывает в иске к этому ответчику в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства социальной политики Нижегородской области, удовлетворить частично.

Признать заключение Межведомственной комиссии по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции назначенной постановлением главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ об оценке соответствия помещения по адресу: <адрес>, р.<адрес>, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - незаконным.

Признать заключение Межведомственной комиссии по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции назначенной постановлением главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ об оценке соответствия помещения по адресу: <адрес>, р.<адрес>, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - незаконным.

Обязать Межведомственную комиссию по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции назначенной постановлением главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ рассмотреть вопрос об оценке соответствия помещения по адресу: <адрес>, р.<адрес>, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, администрацию городского поселения р.п. Бутурлино Бутурлинского муниципального района Нижегородской области снять Евстратову Марию Петровну с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключить из списка граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

В удовлетворении иска Министерства социальной политики Нижегородской области о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес> пригодным для проживания - отказать.

В удовлетворении иска Министерства социальной политики Нижегородской области к Воробьевой Натальи Сергеевне отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме, в Нижегородский областной суд, через Бутурлинский районный суд.

Судья                                                         Е.В. Петелин

2-64/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство социальной политики Нижегородской области
Ответчики
Межведомственная комиссия по признанию находящегося в муниципальной собственности помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу
Администрация городского поселения р.п. Бутурлино Бутурлинского муниципального района Нижегородской области
Администрация Бутурлинского муниципального района Нижегородской области
Другие
Кубасова Т.В.
Воробьева Н.С.
Евстратова Мария Петровна
Кубасова Татьяна Владимировна
Воробьева Наталья Сергеевна
Евстратова М.П.
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Суд
Бутурлинский районный суд Нижегородской области
Дело на сайте суда
buturlinsky.nnov.sudrf.ru
05.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.03.2018Передача материалов судье
07.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2018Подготовка дела (собеседование)
28.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2018Судебное заседание
26.04.2018Судебное заседание
30.05.2018Судебное заседание
19.06.2018Судебное заседание
25.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2020Передача материалов судье
30.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2020Подготовка дела (собеседование)
30.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее