Судья 1-й инстанции: Алтунин А.В. Дело № 33а-10033/2021
(2а-2793/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 26 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.,
судей Кураповой З.И. и Тимошенко Е.Г.,
при секретаре Савочкиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Самойленко Валентины Николаевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Ялтинскому городскому управлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру республики Крым Егоровой Лидии Владимировны о признании незаконными решения, заинтересованное лицо: администрация города Ялты Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты, по апелляционной жалобе представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Янчук А.Ю. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от
15 июля 2021 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., пояснения представителя Самойленко В.Н. – Первенковой В.В. просившей отказать в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Самойленко В.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит: признать незаконным и отменить решение Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 09 марта 2021 года об отказе осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав и возложить обязанность на административного ответчика осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права Самойленко В.Н. на земельный участок. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что решением Гаспринского поселкового совета от 19 февраля 2010 года № административному истцу было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0100 га, для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: <адрес> собственность. 19 ноября 2020 года она обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты о предоставлении указанного земельного участка в собственность. Департаментом были направлены документы в Ялтинское городское управление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. 07 декабря 2020 года было приостановлено, а 09 марта 2021 года было отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта указанного земельного участка, в связи с тем, что истёк срок действия решения Гаспринского поселкового совета от 19 февраля 2010 года №. Указывает на то, что указанное обстоятельство не может быть основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта. Оспариваемое решение также принято на том основании, что уже имеется на кадастровом учёте земельный участок с аналогичными характеристиками. Указывает на то, что данные обстоятельства могли произойти в связи с тем, что она ранее уже обращалась о предоставлении ей земельного участка.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от
15 июля 2021 года заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение признано незаконным и на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление администрации г. Ялты об осуществлении государственного кадастрового учёта и регистрации прав.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Янчук А.Ю., не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 июля 2021 года и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы ссылается на то, что по состоянию на 18 марта 2014 года решение Гаспринского поселкового совета от 19 февраля 2010 года № утратило свою силу, в связи с чем не может быть основанием для осуществления государственного кадастрового учёта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что решением Гаспринского поселкового совета от 19 февраля 2010 года № административному истцу было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0100 га, для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: <адрес> собственность.
Пунктом 3 указанного решения установлено, срок действия решения составляет 1 год.
19 ноября 2020 года представитель администрации г. Ялты обратился в Ялтинское городское управление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта указанного земельного участка и регистрации на него права собственности муниципального образования.
07 декабря 2020 года государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Егоровой Л.В. направлено уведомление представителю администрации г. Ялты о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права на указанный земельный участок. В качестве основания для приостановления государственной регистрации указано на то, что решение Гаспринского поселкового совета от 19 февраля 2010 года № утратило свою силу на момент принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Егоровой Л.В. от 09 марта 2021 года отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права на указанный земельный участок, в связи с тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права.
Административный истец оспаривают законность решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 09 марта 2021 года.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Основанием для вынесения административным ответчиком решения от 07 декабря 2020 года о приостановлении государственной регистрации права на земельные участки, послужило то, что решение Гаспринского поселкового совета от 19 февраля 2010 года № не может быть основанием для постановки на государственный кадастровый учёт земельного участка, поскольку оно утратило свою силу на момент принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ.
Основания и сроки приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора установлены статьёй 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ.
В силу пункта 5 части 1 указанной статьи, осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года
N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13 Закона).
Во исполнение указанной нормы, постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
Указанный Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Пункт 4 указанного Порядка содержит положения аналогичные положениям части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК.
Законодатель, предоставляя право гражданам завершить оформление прав на земельные участки, указал на то, что такое право должно возникнуть до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ.
При этом, на момент вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, право, которое было предоставлено гражданину на основании решения органа местного самоуправления о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, не должно быть утрачено.
Пунктом 3 решения Гаспринского поселкового совета от 19 февраля 2010 года № установлено, срок действия решения составляет 1 год.
Таким образом, на момент вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ решение Гаспринского поселкового совета от 19 февраля 2010 года № утратило силу и не может порождать какие-либо правовые последствия.
Таким образом, на момент вступления в законную силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ у Самойленко В.Н. уже отсутствовало право на оформление в собственность земельного участка на основании указанного решения, в связи с чем у него отсутствует право, предусмотренное частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Указанное свидетельствует о том, что решение Гаспринского поселкового совета от 19 февраля 2010 года № не может быть основанием для осуществления государственного кадастрового учёта указанного земельного участка.
Таким образом, решение административного ответчика о приостановлении и последующий отказ в осуществлении государственного кадастрового учёта и регистрации права на земельный участок являются законными и обоснованными.
Ссылка административного ответчика в решении об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта и регистрации права на то, что уже имеется на кадастровом учёта аналогичный земельный участок, не может быть основанием для принятия оспариваемого решения, поскольку не было основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и регистрации права.
Вместе с тем, у административного ответчика имелись иные законные основания для принятия оспариваемого решения, в связи с чем оно является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, решение суда об удовлетворении заявленных подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ) и принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от
15 июля 2021 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявленных Самойленко Валентины Николаевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Ялтинскому городскому управлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру республики Крым Егоровой Лидии Владимировны о признании незаконными решения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение, в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: З.И. Курапова
Е.Г. Тимошенко
Мотивированное определение изготовлено 27 октября 2021 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>