Решение по делу № 2-8663/2014 от 17.12.2014

Дело № 2-8663/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 декабря 2014 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Кукленко С.В., при секретаре судебного заседания Васильевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гончаровой ОВ об оспаривании действий ГУ МВД России по Ростовской области,

У С Т А Н О В И Л :

Заявительница обратилась в суд с названным заявлением в его обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по РО ей было отказано в удовлетворении заявленных требований об удалении ее персональных данных, связанных с имевшим место фактом уголовного преследования.

В частности, в Информационном центре ГУ МВД России по РО хранится и обрабатывается информация следующего содержания: привлекалась к уголовной ответственности ОД Советского ОВД г. Ростова-на-Дону по <данные изъяты> УК РФ. Дело прекращено ДД.ММ.ГГГГ по ст. 25 УПК РФ.

Отказ в удалении указанной информации, равно как и продолжающиеся хранение и обработку этих данных, заявитель считает незаконными по следующим основаниям.

В ответе ГУ МВД России по РО указано, что сведения о прекращении уголовного дела будут хранится в базе данных до достижения заявителем 80-летнего возраста, при этом ссылки на законодательные нормы отсутствуют.

В соответствии с положениями ст. 17 ФЗ «О полиции», полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Согласно ч. 3 указанной статьи, внесению в банки данных подлежит информация в том числе о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в связи с примирением сторон. Однако, как считает заявитель, формирование и ведение банков данных о гражданах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в связи с примирением сторон, отнесено законом «О полиции» к мерам государственного принуждения. Такие меры как хранение и обработка персональных данных о факте уголовного преследования в отношении заявителя, поскольку государственное принуждение всегда связано с ограничением прав, должны применяться только для четко определенных законодательных целей обработки персональных данных и не дольше чем этого требуют цели обработки персональных данных.

Заявитель указывает, что в соответствии с ч. 8 ст. 17 ФЗ «О полиции», персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижению целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей. Заявитель считает, что учитывая длительный срок хранения данной информации, давность самого факта совершения преступного деяния, утрачена необходимость хранения указанной информации. Вместе с тем, в законе нет четкого понимания того, что следует подразумевать под утратой необходимости в достижении целей обработки персональных данных. Характер полномочий ГУ МВД России по РО в отношении персональных данных заявителя является всеобъемлющим, поскольку информация хранится независимо от характера и степени тяжести совершенного деяния, независимо от прошедшего срока, независимо от смены общественно-политической формации. Таким образом, считает заявитель, ГУ МВД России по РО нарушает справедливое равновесие между противоборствующими публичными и частными интересами и в связи с этим, выходит за рамки всякой допустимой свободы усмотрения.

Кроме того, заявитель указывает, что нарушено ее конституционное право на уважение личной жизни, т.к. данные, содержащиеся в информационных массивах ГУ МВД России по РО не являются публичной информацией, а их систематическое хранение и обработка означает, что они доступны для раскрытия, когда другие лица, помимо заинтересованного человека, могли забыть о нем. Справку о наличии (отсутствии) судимости выдают по требованию заявителя. Вместе с тем, работодатель имеет право настаивать на предоставлении ему соответствующих сведений. По мимо воли заявителя приходится представлять информацию о факте уголовного преследования, имевшем место более 7 лет назад, что является ничем иным как вторжением в личную жизнь. Заявитель при этом не имеет реального выбора, в виду того, что работодатель имеет право настаивать на раскрытии информации.

Также заявитель указывает, что в связи с хранением данной информации, она не может претендовать ни на должность в полиции, ни на должность в ФСБ, ни на должность в судебной системе. Т.о. действия ГУ МВД России по РО не являются адекватными, не являются точными, являются чрезмерными для целей их хранения, сохраняются в форме, позволяющей идентифицировать субъекты данных, значительно дольше, чем это требуется для целей хранения этих данных.

На основании изложенного просит признать действия ГУ МВД России по РО, выразившиеся в отказе от удаления из информационных массивов персональных данных заявителя о факт прекращения уголовного преследования, незаконными, нарушающими конституционные права и свободы. хотя бы потому. Признать действия ГУ МВД России по РО, выразившиеся в обработке персональных данных заявителя, незаконными, нарушающими конституционные права и свободы. Обязать ГУ МВД России по РО удалить из информационных массивов хранимую и обрабатываемую информацию следующего содержания: привлекалась к уголовной ответственности ОД Советского ОВД г. Ростова-на-Дону по ст<данные изъяты> УК РФ. Дело прекращено ДД.ММ.ГГГГ по ст. 25 УПК РФ. Взыскать с ГУ МВД России по РО в пользу заявителя уплаченную государственную пошлину, расходы, связанные с оплатой юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей.

В судебное заседание заявитель явился, заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил возражения по заявленным требованиям. Дело в отношении заинтересованного лица, рассматривается в порядке ч. 2 ст. 257 ГПК РФ.

Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 246 ГПК РФ, дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24-26 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица.., если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц… оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Так, согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято или совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

В судебном заседании с достоверностью установлено, что заявительница привлекалась к уголовной ответственности по ст. <данные изъяты> УК РФ. Дело прекращено ДД.ММ.ГГГГ по ст. 25 УПК РФ. Указанные сведения хранятся в банке данных Информационного центра ГУ МВД России по РО.

В ноябре ДД.ММ.ГГГГ года заявитель обратился к заинтересованному лицу с требованием об удалении персональных данных, связанных с имевшим место фактом уголовного преследования.

ДД.ММ.ГГГГ заинтересованное лицо направило в адрес заявителя ответ на обращение, в котором разъяснило порядок и сроки хранения спорной информации, указав, что требования удовлетворению не подлежат.

Заявитель не согласен с данным ответом, считает, что ГУ МВД России по РО нарушает его права и свободы.

Согласно статье 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах, осужденных за совершение преступления.

Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий. Полиция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

В соответствии с п. 8.1 Приказа МВД России от 09.07.07 года N 612 ДСП "Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ" определен исчерпывающий перечень граждан, которые ставятся в ФКУ "ЕИАЦ МВД России" на оперативно-справочный учет. На федеральный учет ставится информация об осужденных. Информация о лицах, привлеченных в качестве обвиняемых, подлежит региональному учету в ФКУ не направляется.

Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденный Приказом МВД РФ и Генеральной прокуратуры РФ N 39/1070 от 29.12.2005 года определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

В силу п. п. 27, 28 настоящего Положения учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям и основаниями учета преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее не учтенному преступлению.

Согласно п. п. 40, 41 настоящего Положения учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям и основания учета лица, совершившего преступление является: обвинительное заключение, обвинительный приговор, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).

В силу п. 2 Типового положения об информационном центре МВД России (далее - ИЦ), утвержденного Приказом МВД РФ от 28 марта 2002 года N 288, ИЦ в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях: обеспечения статистической, оперативно-справочной, архивной информацией и т.д. ИЦ в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, в том числе настоящим Типовым положением.

К числу основных функций ИЦ относится формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, выдача в установленном порядке правоохранительным органам РФ запрашиваемой информации.

Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел РФ и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе и для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.

В соответствии с пунктами 15.1, 15.2 Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 612 ДСП, в оперативно-справочных учетах ГИАЦ и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости на осужденных независимо от срока и вида наказания - до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.

В соответствии с п. 15.2 Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ ДСП, в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1, учетные алфавитные карточки формы 1-б хранятся на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта об амнистии или помиловании, в связи со смертью обвиняемого, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в связи с примирением сторон, в связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, а также лиц, осужденных (при наличии вступившего в законную силу приговора суда) за преступления, которые впоследствии были декриминализированы – до достижения 80-летнего возраста.

Судом установлено, что указанный срок – до достижения 80-летнего возраста заявителя, не наступил, таким образом, действия ГУ МВД России по РО являются законными, обоснованными, соответствующими вышеуказанным нормам закона.

При этом, как следует из п. 15.1 Наставления, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ ДСП, действовавшего на момент прекращения производства по делу в отношении заявителя, так и п. 15.1 Наставления, утвержденного Приказом МВД России по РО от ДД.ММ.ГГГГ ДСП, действующего на момент рассмотрения гражданского дела, срок хранения информации о заявители не изменился.

Поскольку срок хранения такой информации в отношении заявителя не истек, оснований для ее исключения из ИЦ МВД России по Ростовской области отсутствуют, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

В связи с тем, что суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, не подлежат удовлетворению и требования о взыскании понесенных заявителем судебных расходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Решение в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

СУДЬЯ Кукленко С.В.

2-8663/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гончарова О.В.
Другие
ГУ МВД РО
Суд
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону
Дело на странице суда
leninsky.ros.sudrf.ru
17.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2014Передача материалов судье
18.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2014Судебное заседание
26.12.2014Судебное заседание
31.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее