Решение по делу № 2а-228/2021 от 19.11.2020

Дело № 2а-228/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2021 года с. Вольно-Надеждинское

Надеждинский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Мерзлякова Д.С.,

при секретаре Крыловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 п.Тавричанка Надеждинского района Приморского края» к отделу надзорной деятельности и профилактической работы Надеждинского муниципального района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Приморскому краю, об оспаривании предписания органа пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 п.Тавричанка Надеждинского района» (далее – МБОУ «СОШ № 5») обратилось в суд с иском к отделу надзорной деятельности и профилактической работы Надеждинского муниципального района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Приморскому краю, об оспаривании предписания органа пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований, истец указал, что вид работ по обеспечению образовательного учреждения наличием запасов воды для целей пожаротушения, является исключительно обязанностью муниципальных органов, а именно администрации поселения. Согласно пункту 9 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В материалах предписания отсутствуют доказательства нахождения на принадлежащем образовательному учреждению земельном участке водопроводной сети, являющейся недвижимым имуществом, на которой в соответствии со СНиП 2.04.02-84* имелась бы техническая возможность установления пожарного гидранта. Поскольку в результате выданного предписания на образовательное учреждение фактически возложены обязанности по оборудованию водопроводной сети, пригодной для установления на ней пожарного гидранта, а обязанность такого оборудования по общему правилу лежит на муниципальном образовании, полагая, что выданное предписание государственного инспектора по пожарному надзору является неисполнимым и незаконным. Инспектором не подтверждено право собственности образовательного учреждения на объекты инженерной инфраструктуры, находящихся на земельном участке. Отсутствует схема разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям объекта образовательного учреждения и карточки на уже имеющиеся на территории образовательного учреждения установленных администрацией поселения пожарных гидрантов. МБОУ СОШ №5 п. Тавричанка считает, что предписание государственного инспектора по пожарному надзору в отношении образовательного учреждения является неисполнимым, ввиду того, что на территории земельного участка переданного МБОУ СОШ №5 отсутствуют водопроводные сети надлежащего состояния, к которым имелась бы техническая возможность подключения пожарного гидранта. Прокладка водопроводных сетей, а также финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе обустройство мест для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения в соответствии с Федеральным законодательством является расходным обязательством муниципального образования.

Административный истец также, указывает на то, что со стороны администрации поселения не обеспечены надлежащим образом меры пожарной безопасности, а именно водопроводные сети не обеспечивают надлежащего напора воды для целей пожаротушения, не оборудованы пожарные гидранты. Образовательное учреждение не является обязанным лицом, по прокладке водопроводных сетей и установке и обустройству пожарных гидрантов, в соответствии с требованиями пожарных норм, оно должно принять данные гидранты на содержание и поддержание их в работоспособном состоянии.

В связи с чем, административный истец просит суд признать незаконным и отменить предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором Надеждинского муниципального района по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы Надеждинского муниципального района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Приморскому краю Гунчаком Артемом Вячеславовичем; взыскать с административного ответчика отдела надзорной деятельности и профилактической работы Надеждинского муниципального района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Приморскому краю расходы по оплате госпошлины в размере 2000 рублей.

Представитель административного истца Майер А.Д. просил административный иск удовлетворить в полном объеме, по доводам изложенным в иске.

Представитель административного ответчика отдела надзорной деятельности и профилактической работы Надеждинского муниципального района Управления надзорной деятельности и профилактической работы, а также представитель Главного управления МЧС России в рамках предоставленных доверенностью прав Малахова Т.А. требование не признала, указав, что нарушения, указанные в пунктах предписания представляют угрозу жизни и здоровью детей в случае пожара, соответственно, данные нарушения должны быть устранены в установленные сроки. Кроме того, на объекте не производился расчет пожарного риска, подтверждающего, что индивидуальный пожарный риск в здании не превышает значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания точке (ст.79 ФЗ от 22.07.2008 № 123- ФЗ), соответственно на указанном объекте должны быть в полном объеме выполнены все требования нормативных документов по пожарной безопасности. Полагает, что предписание № 62/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 16.09.2020 года вынесенное государственным инспектором Надеждинского муниципального района по пожарному надзору Гунчак А.В. является законным и обоснованным. Просит отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Судом установлено, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 294 -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля от 26.12.2008», 07 сентября 2020 года начальником ОНДиПР по Надеждинскому муниципальному району УНДиПР ГУ МЧС России по Приморскому краю подполковником вн. службы Малаховой Т.А., было выдано распоряжение № 62 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Тавричанка Надеждинского района» по адресу: п. Тавричанка, ул. Квартальная, 9 о проведении проверки за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности.

В ходе проведения внеплановой проверки на объекте защиты (МБОУ «СОШ № 5») были выявлены следующие нарушения:

- объект защиты не обеспечен наличием запасов воды для целей пожаротушения (ФЗ от 22.07.2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.1 га.2 ст.1, п.2 п.4 ст.4, п.2 ч.1 ст. 6,62, СП 8.13130.2019 таб. №2);

- внутренний противопожарный водопровод, не обеспечивает нормативный расход воды для тушения пожаров в здании. (ФЗ от 22.07.2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.1 ч.2 ст.1, п.2 п.4 ст.4, п.2 ч.1 ст. 6, правила противопожарного режима в РФ п.55; СП 10.13130.2009 таблица № 1).

В результате проведенной проверки было выявлено грубое нарушение требований пожарной безопасности.

Полагая данное предписание неисполнимым, ввиду того, что обеспечение наличием запасов воды для целей пожаротушения МБОУ «СОШ № 5» является исключительной обязанностью муниципальных органов.

Рассматривая доводы истца о незаконности предписания, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Согласно ст. 34 названного Закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В соответствии с п.2 ч.ч. 6,7 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

Статьей 38 указанного Федерального закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно статье 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.

В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование его правообладателя (правообладателей).

Согласно пункту 17 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении поименованных видов государственного контроля (надзора), в числе которых назван федеральный государственный пожарный надзор.

        В соответствии со ст.62 ФЗ от 22.07.2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» гласит, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов
должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения
пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.

В соответствии с правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

Утверждение представителя административного истца о том, что предписание адресовано МБОУ «СОШ №5», как ненадлежащему лицу, поскольку именно на муниципальных органах лежит задача по обеспечению наличия запасов воды для целей пожаротушения, основано на неверном толковании норм права.

Исходя из положений статьи 37, части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ указанный заявителем факт не освобождает его от исполнения возложенной в силу закона обязанности совершать все зависящие от него действия, направленные на соблюдение требований пожарной безопасности в принадлежащих ему помещениях. В данном случае ответственность за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на МБОУ «СОШ №5», так и на органах местного самоуправления.

Из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Таким образом, невыполнение данных условий, влечет за собой отсутствие состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, в то время как пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Доказательств, принятия всех зависящих от МБОУ «СОШ №5» мер для соблюдения правил пожарной безопасности на объекте, суду не представлено.

В этой связи, суд полагает, что оспариваемое предписание правомерно выдано директору ООО МБОУ «СОШ №5 п. Тавричанка», как руководителю учреждения, обязанному в своей деятельности эксплуатировать лишь помещения, отвечающие требованиям пожарной безопасности, поскольку действующим законодательством не запрещено вынесение предписания должностным лицом органа государственного пожарного надзора как юридическому лицу, так и должностному лицу, на которого возложена обязанность по руководству текущей деятельностью юридического лица на объекте защиты.

Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для признания предписания государственного инспектора Надеждинского муниципального района по пожарному надзору Гунчак А.В. незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» к отделу надзорной деятельности и профилактической работы Надеждинского муниципального района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес>, об оспаривании предписания органа пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд, через Надеждинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.С. Мерзлякова

2а-228/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Тавричанка Надеждинского района
Ответчики
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Надеждинского муниципального района УНД и ПР Главного управления МЧС России по Приморскому краю
Другие
Администрация Надеждинского сельского поселения
Суд
Надеждинский районный суд Приморского края
Судья
Мерзлякова Д.С.
Дело на странице суда
nadezhdinsky.prm.sudrf.ru
19.11.2020Регистрация административного искового заявления
20.11.2020Передача материалов судье
20.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2020Судебное заседание
29.01.2021Судебное заседание
29.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее