Решение по делу № 2-501/2017 от 08.08.2017

Дело № 2-501/2017

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

11 сентября 2017 года                      с. Корткерос

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Федотовой М.В.,

при секретаре Сивкове Д.Н.,

с участием истца Нестерова А.А.,

представителя ответчика Мальцева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нестерова А.А. к администрации муниципального района «Корткеросский» о предоставлении жилого помещения,

установил:

Нестеров А.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Корткеросский» (далее администрация МР «Корткеросский») об обязании постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по категории детей – сирот и предоставлении благоустроенного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающего требованиям санитарного и технического законодательства, и на условиях договора найма специализированного жилого фонда. Требования мотивированы тем, что истец является лицом из категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который в настоящее время не обеспечен жилым помещением, временно проживает в <адрес>. Истец обращался к ответчику по вопросу обеспечения жильем и по поводу постановки га учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по категории детей - сирот, однако в том и другом ему отказано ответчиком. Постановлением администрации СП «<адрес>» за ним закреплено жилье по адресу <адрес>, которое в чьей – либо собственности не находится. Истец нуждается в предоставлении благоустроенного жилья.

Истец Нестеров А.А. настаивал на требовании, суду пояснил, что мать умерла в <дата>., отец в последующем в <дата>. лишен родительских прав, в том числе в отношении него. Воспитывался опекунами ФИО7/8. За ним, а также сестрами - ФИО5., ФИО3 и братьями ФИО4, ФИО2 закреплено администрацией Маджаского сельсовета жилье, принадлежащее бабушке ФИО6, умершей в <дата>. В <дата> г. соответствующее постановление отменено по протесту прокурора Корткеросского района. Он зарегистрирован по адресу: <адрес>, где помимо него имеют регистрацию - братья ФИО4, ФИО2, ребенок последнего. Слышал, что дом находится в собственности СПК «<адрес>» и выставлен на торги, продается. Считает, что в доме по месту регистрации проживать невозможно, однако по результатам обследования он признан пригодным. Истец проживает в <адрес>.

Представитель администрации МР «Корткеросский» Мальцев В.А. с заявлением не согласился, суду пояснил, что принятое постановление об отказе в постановке на учет правомерно, на момент обращения истцу было более 23 лет, правомерность продажи жилого дома по месту регистрации истца, как и установленная пригодность жилого помещения не оспорены, доказательств в деле не имеется.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждый гражданин имеет право на жилище (ст. 40 Конституции РФ).

Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство, а также вопросы социальной защиты отдельных категорий граждан в сфере жилищных отношений находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из материалов учетного дела Нестерова А.А. следует, что последний относится к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО1 умерла <дата>, отец по решению Корткеросского районного суда от <дата> лишен родительских прав в отношении ФИО4, <дата> г.р., ФИО3, <дата> г.р., ФИО5, <дата> г.р., Нестерова Алексея, <дата> г.р.

На момент лишения отца Нестерова А.А. родительских прав семья проживала в <адрес>, о чем свидетельствует лицевой счет похозяйственной книги администрации СП «<адрес>» ХХХ, номер дома не отображен в нем, в графе III «Жилой дом…» значится, что дом является ведомственным совхоза. Вместе с тем значится, что дети вывезены в Детский дом.

Из справки администрации <адрес> сельсовета МО «Корткеросский районо» (б/д, б/н) следует, что за ФИО2, ФИО4, ФИО3, Нестеровым А.А., ФИО5. закреплен дом в <адрес> в деревянном исполнении, площадью <...> кв.м., принадлежащий колхозу «<адрес>», построенный в <дата> году, с печным отоплением, благоустроенный водопроводом, канализацией. Дом находится в удовлетворительном состоянии.

Постановлением Вомынской сельской администрации от <дата> ХХХ в отношении Нестерова А.А. и его сестры ФИО5 установлена опека со стороны ФИО7 и ФИО8

За указанными выше детьми постановлением администрации МР «Корткеросский» от <дата> ХХХ закреплено жилье по адресу: <адрес>.

Адрес жилого помещения в постановлении администрации района не конкретизирован.

При этом, ранее - <дата> постановлением администрации <адрес> ХХХ постановлено при возвращении детей – сирот ФИО2, ФИО4, ФИО3 в <адрес> предоставить последним равноценное жилье, которое они занимали при проживании с родителями, поскольку дом, как указано в преамбуле, занимают временно учителя «<адрес> основной школы», который принадлежит, согласно договору с колхозом «<адрес>», администрации <адрес>.

О соблюдении жилищных прав истца Нестеров А.А. и его сестры ФИО5 в постановлении не указано.

Позже, постановлением администрации СП «<адрес> от <дата> ХХХ за Нестеровым А.А., ФИО4, ФИО3, ФИО5., ФИО2 закреплен жилой дом в <адрес>, <дата> года постройки, ранее принадлежащий бабушке ФИО6, умершей в <дата> году.

Данное постановление по протесту прокурора Корткеросского района от <дата> ХХХ, принятое в порядке проведения проверки соблюдения требований законодательства в сфере защиты жилищных прав Нестерова А.А., как лица, относящегося к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, отменено постановлением администрации сельского поселения «<адрес>» от <дата> ХХХ.

Однако, истец с <дата> имеет регистрацию по адресу: <адрес> (предыдущий адрес: <адрес>), где также зарегистрированы ФИО4 с <дата>, ФИО2 с <дата>, ФИО2 с <дата>. В отношении ФИО3 и ФИО5 данных о регистрационном учете по указанному адресу не представлены ОМВД России по <адрес>.

Таким образом, суд приходит к выводу о закреплении постановлением администрации муниципального района «Корткеросский» от <дата> ХХХ за Нестеровым А.А. и его братьями, сестрами жилого дома по адресу: <адрес> (ранее: <адрес>).

<дата> истец обратился к ответчику с запросами о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями униципального специализированного жилого фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений и с запросом об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации МР «Корткеросский» от <дата> ХХХ Нестерову А.А. отказано во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений. Основанием указан пп.3 п.1 ст. 5 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134 –РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан", о том Нестеров уведомлен письмом от <дата> ХХХ.

Как пояснил представитель ответчика Мальцев В.А. истцу отказано в постановке на учет в связи с достижением возраста 23 лет.

В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1, 4, 5, 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее: Федеральный закон N159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст. 1, 2, 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан" (далее: Закон РК N 134-РЗ), вступившим в силу с 01.01.2016, к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относятся, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

В соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда обеспечиваются указанные выше граждане, место жительства которых расположено на территории Республики Коми. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, и иного обстоятельства, при наличии которого проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, устанавливается Правительством Республики Коми.

Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, указанным в п. 1 ст. 1 настоящего Закона, включенным в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По письменным запросам лиц, указанных в абз. 1 настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях и профессиональных организациях высшего образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в п. 1 ст. 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

При этом, предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан, согласно Закона РК N 134-РЗ и Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" от 01.12.2015 N115-РЗ наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми (далее - органы местного самоуправления).

Аналогичные положения содержались в Законе Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Как установлено и подтверждается материалами дела, на момент обращения к ответчику, истцу Нестерову А.А. исполнилось 24 года, он имел и по настоящее время имеет регистрацию по адресу: <адрес>. В период с <дата> по <дата>, с отрывом для прохождения службы в Армии с <дата> по <дата>, истец обучался в Колледже экономики, права и информатики при Сыктывкарском государственном университете.

Фактически Нестеров А.А. по состоянию на <дата> и в настоящее время проживает в <адрес>, где снимает жилье. При этом истец пояснил в судебном заседании, что основанием проживания в <адрес> является наличие там работы, кто – либо его и иных зарегистрированных лиц в доме по адресу: <адрес>, не просил из него выселиться, в доме жить можно.

Доказательств обратному в суд не представлено.

Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – жилой дом по адресу: <адрес> (ранее адрес: <адрес>), о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за Нестеровым А.А. в Реестре прав недвижимого имущества отсутствуют.

Истец ссылается в иске, что обращался в <дата> г. в администрацию с заявлением о предоставлении жилого помещения как сироте, поскольку в доме по адресу <адрес>, проживать невозможно из-за плохих условий.

Однако доказательств тому не представлено.

Установлено, что истец Нестеров А.А. <дата> обращался с заявлением в администрацию сельского поселения «<адрес>» о признании жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, непригодным для проживания, о чем свидетельствует опись документов для проверки по межведомственной комиссии по вопросам использования жилых и нежилых помещений, составленная <дата> администрацией сельского поселения «<адрес>».

<дата> администрацией СП «<адрес> организовано обследование дома на предмет пригодности жилого дома по адресу: <адрес>, для проживания.

Из акта обследования технического состояния данного дома, составленного заведующей отделом архитектуры и строительства администрации МР «Корткеросский» по указанному выше ходатайству, следует, что жилой <адрес> года постройки, общей площадью <...> кв.м., общее техническое состояние которого работоспособное, требуется проведение текущего ремонта в виде замены электропроводки, косметического ремонта стен (замена обоев), покраски полов, замены оконных блоков с рамами, замены дверных блоков.

Доказательств, опровергающих данный факт, материалы дела не содержат. Кроме того, удовлетворительное состояние жилого дома подтверждается актом обследования жилищно - бытовых условий ФИО5 (б/д), акт о сохранности жилого помещения за ФИО5. от <дата>, пояснениями самого Нестерова А.А.

По сведениям администрации СП «<адрес>» от <дата> ХХХ Нестеров А.А. на учете на улучшении жилищных условий по категории дети - сироты не состоял. Доказательств обращения в установленные сроки в администрацию МР «Корткеросский» с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения, отсутствуют, уважительных причин тому истцом не представлено.

Доводы истца по факту продажи конкурсным управляющим СПК «<адрес>» жилого дома, где он зарегистрирован, чем – либо не подтверждены. Доказательств лишения истца права на постоянное проживание в доме либо свидетельствующих о проведении торгов по продаже жилого дома и неправомерности таковых, в деле также не имеется.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что в данном жилом помещении Нестеров А.А. может постоянно проживать, пользоваться и владеть жилым помещением.

Количество лиц, зарегистрированных в спорном доме на момент обращения к ответчику, соответствовало учетной норме площади жилого помещения, приходящегося на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении.

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что Нестеров в настоящее время не является нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, поскольку жилое помещение, которым он обладает, является пригодным для постоянного проживания.

Требования истца Нестерова А.А. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска Нестерова А.А. к администрации муниципального района «Корткеросский» об обязании постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по категории детей – сирот и предоставлении благоустроенного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающего требованиям санитарного и технического законодательства, и на условиях договора найма специализированного жилого фонда, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд РК в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья -                                 Федотова М.В.

В окончательной форме решение изготовлено: 13.09.2017.

2-501/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Нестерос А.А.
Ответчики
Администрация МР "Корткеросский"
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
kortsud.komi.sudrf.ru
08.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2017Передача материалов судье
11.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2017Судебное заседание
11.09.2017Судебное заседание
13.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее