38RS0003-01-2022-000552-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Братск 26 июля 2022 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующей судьи Щербаковой А.В.,
при секретаре Березиковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1368/2022 по исковому заявлению Малмыгина ГВ к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании решения незаконным, об обязании произвести перерасчет страховой пенсии, о включении в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периодов осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, о включении в страховой стаж периода обучения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Малмыгина Г.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчикам Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда РФ по Иркутской области, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Иркутской области, в котором, с учетом уточнений просит признать незаконным решение № 553471/211 от 26.11.2021 об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015, в соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях»; обязать произвести перерасчет страховой пенсии по старости за счет увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 (за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала); включить в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера период осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 02.07.1996 по 17.01.2001; включить в страховой стаж период очного обучения в Техническом училище №10 г. Братска Иркутской области с 01.09.1984 по 03.07.1985.
В обоснование иска истец указала, что истец впервые обратилась к ответчику в апреле 2017 года с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, получила отказ на основании п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Страховой стаж составляет 21 год 11 месяцев 26 дней, с учетом льготного исчисления согласно Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 №2П – 26 лет 8 месяцев 17 дней, при требуемом 20 лет. Стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера по п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» составляет 16 лет 4 месяца 26 дней, при требуемом 17 лет. Стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ составляет 16 лет 4 месяца 26 дней при требуемом - 20 лет. Согласно справке о назначенных пенсиях и социальных выплатах, Малмыгиной Г.В. установлена страховая пенсия по старости с 19.04.2018 бессрочно. Период очного обучения в Техническом училище №10 г.Братска Иркутской области, с 01.09.1984 по 05.07.1985 не был включен в страховой стаж. 23.11.2021 истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости с учетом периода деятельности индивидуальным предпринимателем с 1996 по 2001 гг., в обоснование требований представила справку об уплате страховых взносов от 24.11.2021, выплатное дело №009015362, лицевой счет застрахованного лица. Решением №553471/211 от 26.11.2021 истцу отказано в перерасчете страховой пенсии по старости, увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 (за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала) в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». Истец не согласна с данным решением. Истец вела деятельность индивидуальным предпринимателем и уплачивала единый налог и взносы в пенсионный фонд. В декларациях за указанный период имеются сведения об отчислениях в ПФР с совокупного дохода ИП. Истец считает, что период с 02.07.1996 по 17.01.2001, когда она являлась индивидуальным предпринимателем и производила все необходимые отчисления в налоговый орган, должен быть засчитан в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поскольку она вела деятельность индивидуальным предпринимателем на территории г.Братска Иркутской области. Считает, что имеет право на государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях.
Определением суда от 26.07.2022 изменен процессуальный статус по гражданскому делу ответчика Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Иркутской области на третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
В судебное заседание истец Малмыгина Г.В. не явилась, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, просила рассматривать дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истца – Будкова Е.А., действующая на основании доверенности 38 АА 3330014 от 25.04.2022, исковые требования Малмыгиной Г.В. поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Иркутской области – Русских В.В., действующая на основании доверенности №НК-09/4122 от 01.06.2022, в судебном заседании и в письменных возражениях исковые требования Малмыгиной Г.В. не признала. Так, Малмыгина Г.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 19.12.2001, является получателем страховой пенсии по старости с 19.04.2018. Малмыгина Г.В. 23.11.2021 обратилась в ОПФР с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости. Решением ОПФР от 26.11.2021 в перерасчете страховой пенсии по старости, увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 (за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала), в соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона №400-ФЗ, отказано по причине отсутствия начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд в период осуществления предпринимательской деятельности с 1995 года по 2000 год. Право на перерасчет страховой пенсии по старости отсутствует. Размер страховой пенсии по старости оставлен в прежнем размере. При назначении пенсии по старости спорный период с 01.09.1984 по 05.07.1985 – период обучения не включен в общий трудовой стаж истца, поскольку истцом не представлен документ об образовании. Запись в трудовой книжке о периоде обучения произведена с нарушением Инструкции №162, а именно, отсутствует указание на номер и серию диплома, не указана дата его выдачи. Произведенная запись не заверена. Из трудовой книжки следует, что в период времени с 01.09.1984 по 05.07.1985 истец обучалась в СПТУ-45 г.Братска, а в исковом требовании истца значится Техническое училище №10 г.Братска Иркутской области. Период обучения может быть включен в общий трудовой стаж, при наличии документального подтверждения. Вместе с тем, период с 27.08.1983 по 24.02.1985 – период ухода неработающей матери за ребенком до достижения им возраста трех лет (ребенок родился 27.08.1983) зачтен в страховой стаж работы истца, а период с 25.02.1985 по 27.06.1985 – период прохождения производственной практики в Производственном объединении «Братский ЛПК» включен в страховой стаж истца и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Учитывая совпадения по времени периодов обучения и нахождения в отпуске по уходу за ребенком, при исчислении страхового стажа, ожжет быть учтен только один из таких периодов по выбору истца, обратившегося за назначением страховой пенсии. При этом, размер пенсии истца с учетом периода обучения с 01.09.1984 по 05.07.1985 будет меньше, чем размер пенсии с учетом периода по уходу за ребенком с 27.08.1983 по 24.02.1985. Для включения спорного периода с 02.07.1996 по 17.01.2001 – период индивидуальной предпринимательской деятельности в страховой стаж работы истца и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не имеется, правовые основания отсутствуют. Личное заявление о постановке на учет в территориальном органе ПФР в качестве плательщика страховых взносов истцом не подавалось, сведения о доходе от предпринимательской деятельности не представлялись, страховые взносы не начислялись и не уплачивались. Перечисление индивидуальным предпринимателем платежей в Пенсионный фонд без регистрации в качестве плательщика страховых взносов не дает основания для его регистрации в органах ПФР.
Изучив предмет и основания искового заявления, доводы письменных возражений на исковое заявление, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценив исследованные в судебном заседании доказательства каждое в отдельности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а в их совокупности достаточности для разрешения данного гражданского дела по существу, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с ч.7 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч.8).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч.9).
Согласно пп.11 п.6 ст.7 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа:… в том числе документы архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы.
В соответствии с ч.3 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (ч.4).
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
Согласно пп. «и» п.109 «Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 №590 (применяется в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации с учетом Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №665) в общий стаж работы засчитывается обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.
Согласно ст.91 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Согласно ч.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе периоды подготовки к профессиональной деятельности – обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях).
В соответствии с ч.8 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, время работы лиц, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, устанавливалось с 01.01.1991 по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд. На основании Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 2122-1 (с последующими изменениями и дополнениями), действовавшего на территории РФ до 01.01.2001, индивидуальные предприниматели, которые самостоятельно уплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации согласно законодательству РФ, должны были в течение 30 дней со дня государственной регистрации либо со дня получения лицензии зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов в соответствующих органах Пенсионного фонда РФ (п. 2).
Индивидуальные предприниматели уплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с суммы полученного ими дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением, в сроки которые определены для этой категории работающих граждан законодательством РФ о подоходном налоге с физических лиц (п.4.7).
Совместными письмами Правления ПФР и Госналогслужбы РФ от 09.07.1992, 22.07.1992 № ЮИ-6/1769, № ВГ1-6-15/236 и от 03.06.1993, 04.06.1993 (действие указанных писем приостановлено письмом Госналогслужбы РФ от 17.06.1998 № КВ-6-24/356) в целях взаимодействия в работе по осуществлению Пенсионным фондом России обеспечения контроля с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов Пенсионный фонд РФ и Государственная налоговая служба РФ обязывали государственные налоговые инспекции предоставлять уполномоченным Пенсионного фонда сведения о доходах индивидуальных предпринимателей, необходимые для контроля за правильностью их расчетов с Пенсионным фондом России.
Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденной постановлением Правления ПФР от 11.11.1994 № 258 «Об утверждении Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, предусматривалось, что индивидуальные предприниматели регистрируются как плательщики взносов в ПФР по месту жительства, указанному в паспорте (п.п. 2.2 и 4). Регистрация осуществляется по представлении паспорта, заявления о регистрации и заверенной копии свидетельства о государственной регистрации (удостоверения предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица) (п. 11).
Разделом 5 данной Инструкции был определен порядок и сроки уплаты взносов в ПФР индивидуальными предпринимателями, согласно которым взносы в ПФР указанные лица должны были уплачивать с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории граждан Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» (15 июля; 15 августа; 15 ноября).
Контроль за своевременной и полной уплатой взносов плательщиками осуществляли отделения ПФР с участием органов Государственной налоговой службы РФ и Ревизионная комиссия ПФР (п.п. 72, 77, 78). За отказ от регистрации в качестве плательщика взносов, которым считается непредставление плательщиками взносов заявления о регистрации и необходимых документов, к работодателям и иным плательщикам взносов, в том числе индивидуальным предпринимателям, применяются финансовые санкции.
Согласно пункту 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции Федерального закона от 01.04.1996 № 1), граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования.
В силу положений пунктов 4, 5 ст. 11 вышеуказанного Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, гражданин, самостоятельно уплачивающий страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, представляет следующие сведения: 1) страховой номер; 2) фамилию, имя и отчество; 3) сумму заработка, на который начислялись страховые взносы государственного пенсионного страхования; 4) сумму начисленных страховых взносов государственного пенсионного страхования; 5) другие сведения, необходимые для правильного назначения пенсии. Сведения, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, представляются в сроки уплаты страховых взносов государственного пенсионного страхования, определенные для этой категории лиц законодательством Российской Федерации, по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Гражданин, самостоятельно уплачивающий страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, подавший заявление о выходе на пенсию, передает указанные в пункте 4 настоящей статьи сведения в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 14 и ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», индивидуальные предприниматели являются страхователями, которые обязаны зарегистрироваться в территориальных органах Пенсионного фонда РФ и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившего в силу с 01.01.2002 г., в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пп.13 и 14 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 №555, периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения), начиная с 01 января 1991 подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивались стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социального развития Российской Федерации, а за периоды после 1 января 2001 – документом территориальных налоговых органов по установленной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 18 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, периоды иной деятельности подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах иной деятельности либо отсутствуют сведения об отдельных периодах иной деятельности, периоды иной деятельности подтверждаются документами, указанными в пунктах 19 - 25 настоящих Правил.
Согласно п. 20 указанных Правил, периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке. Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 г. документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а за периоды с 1 января 2001 г. - документом территориальных налоговых органов по форме согласно приложению N 1.
Таким образом, индивидуальным предпринимателям, самостоятельно обеспечивающим себя работой и осуществляющим свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, уплачивающим страховые взносы сами за себя, в общий (страховой) стаж засчитываются лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
С 01.01.2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам в соответствии с Федеральными законами от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», от 03.07.2016 N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что решением УПФ РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области №180000042633/200495/18 от 02.04.2018 Малмыгиной Г.В. назначена страховая пенсия по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
23.11.2021 истец Малмыгина Г.В. обратилась в ГУ – ОПФ РФ по Иркутской области с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости.
26.11.2021 ГУ – ОПФ РФ по Иркутской области было принято решение об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 (за счет изменения расчетного пенсионного капитала) в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»
Как следует из материалов пенсионного дела, при назначении пенсии по старости Малмыгиной Г.В. спорный период обучения с 01.09.1984 по 05.07.1985 не включен ответчиком в страховой стаж истца.
В трудовой книжке истца Малмыгиной (Дробышевой) Г.В. *** от 22.02.1985 имеется запись: 01.09.1984 – 05.07.1985 – учеба в СПТУ-45 г.Братска, запись внесена на основании диплома, при этом отсутствует указание на серию, номер и дату выдачи диплома, запись не заверена подписью уполномоченного лица и оттиском печати.
Согласно справке о заключении брака №А-00848 в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния имеется запись акта о заключении брака №183 от 18.03.1995 между ФИО1 и ФИО2, после заключения брака жене присвоена фамилия – Малмыгина.
Согласно диплому №068656, выданному Дробышевой Г.В. о том, что она 01.09.1984 поступила в Техническое училище №10 г.Братска Иркутской области, 05.07.1985 окончила полный курс среднего образования по профессии «Оператор полуавтоматических линий».
Согласно справке ГБПОУ ИО «Братский политехнический колледж» №261 от 20.05.2022, Малмыгина (Дробышева) Г.В. обучалась в Техническом училище №10 г.Братска с 01.09.1984 по 03.07.1985 по профессии «Оператор полуавтоматических линий деревообрабатывающей промышленности». Согласно книге приказов по контингенту учащихся была зачислена в состав учащихся с 01.09.1984, приказ о зачислении от 20.09.1984 №2к. Согласно книге приказов по контингенту учащихся была отчислена из состава учащихся, в связи с окончанием срока обучения и передачей на базовое предприятие (БЛПК). Приказ об отчислении от 03.07.1985. Техническое училище №10 г.Братска переименовано в среднее профессиональное техническое училище №45 г.Братска.
При этом, как следует из материалов пенсионного дела, данных о стаже истца, период с 25.02.1985 по 27.06.1985 был зачтен ответчиком в страховой стаж истца и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в качестве починщика шпона и фанеры в ПО Братский ЛПК Фанерный завод. В связи с чем, исковые требования в части включения периода очного обучения с 25.02.1985 по 27.06.1985 в страховой стаж суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Так же из данных о расчетах стажа следует, что период с 27.08.1983 по 24.02.1985 включен ответчиком в страховой стаж истца как период ухода за ребенком. С учетом указанного периода, включенного в страховой стаж Малмыгиной Г.В., истцу была назначена страховая пенсия по старости.
Учитывая совпадение периода обучения с 01.09.1984 по 24.02.1985 с периодом отпуска по уходу за ребенком, судом установлено, что при исчислении страхового стажа может быть учтен только один из видов стажа по выбору истца.
При этом, как следует из представленного представителем ответчика расчета размера пенсии с учетом периода обучения и с учетом периода ухода за ребенком, при зачете спорного периода, как период обучения, размер пенсии истца будет меньше, чем при произведенном при назначении пенсии истцу зачете спорного периода как отпуска по уходу за ребенком.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требование истца о зачете периода с 01.09.1984 по 24.02.1985 в период обучения в Техническом училище №10 г.Братска удовлетворению не подлежит, поскольку ответчиком был выбран более выгодный для истца вариант зачета данного периода в страховой стаж, как отпуск по уходу за ребенком.
С учетом установленных обстоятельств, подлежит включению в страховой стаж период очного обучения истца в Техническом училище №10 г.Братска Иркутской области с 28.06.1985 по 03.07.1986, однако зачет данного периода в страховой стад истца не является основанием для перерасчета назначенной пенсии, принимая во внимание учтенный ответчиком вид стажа по выбору истца, являющийся наиболее выгодным из расчета размера установленной пенсии.
Кроме того, как следует из материалов пенсионного дела истца, период осуществления истцом предпринимательской деятельности со 02.07.1996 по 17.01.2001 не включены ответчиком в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно информации, представленной ИФНС России по Центральному округу г.Братска Иркутской области от 12.10.2021 за №02-21-57/018429, а также информации, представленной Межрайонной ИФНС России №23 по Иркутской области от 13.05.2022 за №02-01-32/011020, согласно сведениям Единого государственного реестра Индивидуальных предпринимателей Малмыгина Г.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя: 25.10.1995 зарегистрирована администрацией г.Братска и прекратила деятельность 13.06.2001 в связи с принятием соответствующего решения. Имеются сведения об уплаченных суммах налогов: 02.07.1996 – 159 руб., 25.09.1996 – 161,28 руб., 18.11.1996 – 145,30 руб., 25.03.1997 – 1,30 руб., 17.11.1997 – 144,86 руб., 15.07.1998 – 120 руб., 14.08.1998- 120 руб., 14.11.1998 – 120 руб., 15.11.1998 – 68,21 руб., 17.01.2001 – 85,12 руб. Администрированием страховых взносов в период с 1995 по 2000 Инспекция не занималась, в Инспекции данные о платежах страховых взносов в указанный период отсутствуют.
В подтверждение предоставления в налоговую инспекцию сведений о доходах за период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, истцом представлены декларации о доходах за 1995-2001 гг.
Согласно служебной записке от 24.11.2021 ГУ – ОПФ РФ по Иркутской области об уплате страховых взносов в ПФР ИП Малмыгиной Г.В., и справке о подтверждении уплаты страховых взносов ИП Малмыгина Г.В. №97 от 29.03.2018, Малмыгина Г.В. в запрашиваемый период с 25.11.1995 по 31.12.2000 в качестве страхователя – индивидуального предпринимателя на учете в УПФР в г.Братске и Братском районе не состояла. Зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующем органе 28.11.2011, поставлена на учет в УПФР в г.Братске и Братском районе 29.11.2011, деятельность прекращена 29.12.2012. Взносы уплачены за период с 28.11.2011 по 29.12.2011.
Таким образом, судом достоверно установлено, что Малмыгина Г.В. в спорный период с 02.07.1996 по 17.01.2001 осуществляла предпринимательскую деятельность, при этом в установленном законом порядке не была зарегистрирована в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области.
Объективных доказательств, подтверждающих оплату истцом взносов на обязательное пенсионное страхование в период с 02.07.1996 по 17.01.2001, суду не представлено. В связи с чем, правовых оснований для включения в страховой стаж истца и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера спорного периода осуществлении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя судом не установлено.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о необходимости в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периода осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 02.07.1996 по 17.01.2001, отказать.
На основании вышеизложенного, учитывая подлежащий включению в страховой стаж период обучения истца с 28.06.1985 по 03.07.1985 (6 дней), суд приходит к выводу, что размер страховой пенсии истца установлен в соответствии с действующим законодательством по имеющимся в пенсионном деле документам, правовых оснований для перерасчета размера страховой пенсии и увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента, не имеется.
Таким образом, исковые требования Малмыгиной Г.В. подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №10 ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 28.06.1985 ░░ 03.07.1985.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 553471/211 ░░ 26.11.2021 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ 01.01.2015 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.1 ░.2 ░░.18 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №400-░░ ░░ 28.12.2013 «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░»; ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ 01.01.2015 (░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░); ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ 02.07.1996 ░░ 17.01.2001; ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №10 ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 01.09.1984 ░░ 27.06.1985.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░