Дело № 2-407/2015
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
с. Георгиевское 21 сентября 2015 года
Кологривский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Бахваловой Н.И.,
при секретаре Скворцовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном гражданское дело по иску прокурора Межевского района в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Никольская СОШ» и администрации Межевского муниципального района о возложении обязанности обеспечить требования санитарных норм и правил
у с т а н о в и л :
Прокурор Межевского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к МКОУ «Никольская СОШ» и администрации Межевского муниципального района о возложении обязанности обеспечить требования санитарных норм и правил. Исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой Межевского района ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в деятельности образовательных организаций Межевского муниципального района. При обобщении информации о результатах проверки готовности образовательных организаций района к новому учебному году установлено, что в Муниципальном казённом образовательном учреждении «Никольская средняя общеобразовательная школа» не в полной мере выполняются требования законодательства об охране и укреплении здоровья учащихся, так согласно информации Роспотребнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ в МКОУ «Никольская СОШ» имеются нарушения, в связи с которыми учреждение принято к новому 2015-2016 учебному году с замечаниями. А именно, в нарушение требований п. 4.28 «Санитарно- эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» СанПиН 2.4.2.2821-10, согласно которому потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей. трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств, в туалете для мальчиков на первом этаже МКОУ Никольской COШ на потолке подтеки, в туалете для девочек облицовочная плитка местами отлетела, на стене и потолке у лестницы запасного выхода имеются подтеки, в складе для хранения сыпучих продуктов потолок в подтеках, краска шелушится, в мясо-рыбном цехе краска на подоконнике шелушится, потолок в подтеках. В туалете для персонала на первом этаже здания МКОУ «Никольской СОШ» к умывальной раковине отсутствует подводка горячей воды. Указанные нарушения требований законодательства об охране и укреплении здоровья обучающихся имели место и при приеме муниципального образовательного учреждения к 2014-2015 году, о чём указывалось прокуратурой Межевского района в представлении от 12.09.2014 года «Об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних». Нарушения не устранены до сих пор. В соответствии Уставом муниципального казённого образовательного учреждения Никольская средняя общеобразовательная школа Межевского муниципального района (утверждённого постановлением172 от 26.10.2012 года главы администрации Межевского муниципального района), учредителем образовательного учреждения является администрация Межевского района Костромской области. Установлено, что к компетенции учредителя относится финансирование образовательного учреждения в соответствии с действующими нормативами для данного типа и вида образовательного учреждения. В связи с чем прокурор просит суд: обязать «Никольская СОШ» обеспечить соблюдение законодательства, направленного на охрану и укрепления здоровья обучающихся и работников учреждения путем: 1.) ремонта потолка в туалете для мальчиков на первом этаже МКОУ Никольской СОШ, устранения причины подтеков, ремонта стен в туалете для девочек, ремонта стены у лестницы запасного выхода и потолка над ней устранения причины подтеков, ремонта потолка в складе для хранения сыпучих продуктов, ремонта подоконника в мясо-рыбном цехе, обеспечения гладкости потолков и стен всех помещений, устранения щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающим проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств в срок до ДД.ММ.ГГГГ года; 2.) подведения горячей воды к умывальной раковине в туалете для персонала на первом этаже здания МКОУ Никольской СОШ в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию Межевского муниципального района профинансировать мероприятия связанные с устранением нарушений пунктов 4.28, 8.1, 8.2 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» СанПиН 2.4.2.2821-10 в МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа».
В судебном заседании заместитель прокурора Межевского района Мачильская А.О. исковые требования уточнила в связи с чем, просила суд обязать администрацию МКОУ «Никольская СОШ» произвести ремонт потолка в туалете для мальчиков на первом этаже МКОУ Никольской СОШ, устранения причины подтеков, ремонта стен в туалете для девочек, ремонта стены у лестницы запасного выхода и потолка над ней устранения причины подтеков, ремонта потолка в складе для хранения сыпучих продуктов, ремонта подоконника в мясо-рыбном цехе, обеспечения гладкости потолков и стен всех помещений, устранения щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающим проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, от второй части требований отказалась, указав на то, что в настоящее время подвод горячей воды к умывальной раковине в туалете для персонала на первом этаже здания МКОУ Никольской СОШ произведён. Администрацию Межевского муниципального района обязать профинансировать мероприятия связанные с устранением нарушений пунктов 4.28, 8.1, 8.2 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» СанПиН 2.4.2.2821-10 в МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Против увеличения сроков устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ не возражала.
В судебном заседании представитель МКОУ «Никольская СОШ» заместитель директора Соколова Н.Н. с иском согласилась, суду пояснила, что выявленные нарушения имели место быть, но в настоящее время часть их устранена, в подтверждение чего суду предоставлен акт № о приёмке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому осуществлена подводка горячей воды к умывальной раковине в туалете для персонала пищеблока. В связи с трудным финансовым положением представитель ответчика просила суд освободить МКОУ «Никольская СОШ» от уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела судом, а срок устранения выявленных нарушений продлить до ДД.ММ.ГГГГ, так как ремонтные работы будут связаны с окраской помещений, которая возможна только в зимние каникулы учащихся.
В судебном заседании представитель администрации Межевского муниципального района по доверенности начальник правового отдела Кирпичёв В.С. с иском согласился, суду пояснил, что выявленные нарушения имели место быть, но в настоящее время большая их часть устранена, задержка связана с нехваткой денег в бюджете муниципального образования. В связи с трудным финансовым положением при финансировании социальных объектов района, представитель ответчика просила суд освободить МКОУ «Никольская СОШ» от уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела судом, а срок устранения выявленных нарушений продлить до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, выслушав прокурора, уточнившего иск и поддержавшего его в полном объёме, представителей ответчиков признавших уточнённые исковые требования в полном объёме, исследовав в судебном заседании материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд установил, что заявление представителей ответчиков о признании исковых требований сделано добровольно, осознанно, и, безусловно, соответствует требованиям закона и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Вместе с тем суд полагает необходимым указать, что согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.
Статья 41 Конституции РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статья 43 Конституции РФ гарантирует право каждого на образование.
Согласно пп. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое образовательной деятельности, оборудование помещений в обеспечение соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п.2 ч. 6 ст28 Федерального закона № 273-Ф3, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона №273-Ф3 охрана здоровья обучающихся, помимо прочего, включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом и др. Согласно части 2 данной статьи, организация охраны здоровья обучающихся, (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации), в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52- Ф3{ в ред. от 13.07.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Для обеспечения выполнения требований санитарного законодательства разработаны и действуют «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» СанПиН 2.4.2.2821-10, утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (далее - Санитарно-эпидемиологические требования 2.4.2.2821 -10).
Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях и к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций направлены на охрану здоровья обучающихся и воспитанников.
Согласно п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №? 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. ц доп., вступ. в силу с 11.07.2015) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Материалами дела установлено, что прокуратурой Межевского района в представлении от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних», а так же в информационном письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека территориального отдела в Шарьинском районе выявлены нарушения требований Сан ПиН в здании МКОУ «Никольская СОШ» такие как: в туалете для мальчиков на первом этаже МКОУ Никольской COШ на потолке подтеки, в туалете для девочек облицовочная плитка местами отлетела, на стене и потолке у лестницы запасного выхода имеются подтеки, в складе для хранения сыпучих продуктов потолок в подтеках, краска шелушится, в мясо-рыбном цехе краска на подоконнике шелушится, потолок в подтеках. В туалете для персонала на первом этаже здания МКОУ «Никольской СОШ» к умывальной раковине отсутствует подводка горячей воды (л.д.8-14). Согласно ответа на представление прокурора от директора МКОУ «Никольская СОШ» часть нарушений требований п.5.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 устранены (л.д.15). В соответствии Уставом муниципального казённого образовательного учреждения «Никольская средняя образовательная школа» Межевского муниципального района (утверждённого постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Межевского муниципального района), учредителем образовательного учреждения является администрация Межевского района Костромской области. К компетенции учредителя относится финансирование образовательного учрежденья в соответствии с действующими нормативами для данного типа и вида образовательного учреждения (л.д.16).
Из изложенного следует, что образовательной организацией не приняты организационные и практические меры к устранению нарушений санитарного законодательства в целях охраны к укрепления здоровья воспитанников и работников учреждения, а администрацией Межевского муниципального района не выполняется требование закона об организации предоставления общедоступного бесплатного образования в условиях охраны и укрепления здоровья.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора законными обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд, принимая во внимание заявление ответчика об освобождении его от уплаты государственной пошлины, а так же его организационно правовую форму деятельности, на основании ч.2 ст. 333.20 НК РФ (в ред.Федерального закона от 28.06.2014г.№198-ФЗ), полагает возможным освободить МКОУ «Никольская СОШ» от уплаты государственной пошлины, за рассмотрение дела судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
УДОВЛЕТВОРИТЬ иск прокурора Межевского района в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Никольская СОШ» и администрации Межевского муниципального района о возложении обязанности обеспечить требования санитарных норм и правил.
ОБЯЗАТЬ администрацию муниципального казённого образовательного учреждения «Никольская средняя образовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести ремонт потолка в туалете для мальчиков на первом этаже МКОУ Никольской СОШ, устранить причины подтеков, ремонт стен в туалете для девочек, ремонт стены у лестницы запасного выхода и потолка над ней, устранить причины подтеков, ремонт потолка в складе для хранения сыпучих продуктов, ремонт подоконника в мясо-рыбном цехе, обеспечения гладкости потолков и стен всех помещений, устранения щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающим проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
ОБЯЗАТЬ администрацию Межевского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГг. профинансировать мероприятия связанные с устранением нарушений пунктов 4.28, 8.1, 8.2 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» СанПиН 2.4.2.2821-10 в МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в месячный срок.
Председательствующий - Бахвалова Н.И. Решение не обжаловано вступило в законную силу 22.10.2015г.
.
.