Решение по делу № 33-202/2021 от 22.03.2021

Председательствующий – Беспалова Т.Е. Дело № 33-202

номер дела в суде первой инстанции 2-219/2021

УИД 02RS0001-01-2020-003867-02

номер строки в статистическом отчете 2.026

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 марта 2021 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи - Черткова С.Н.,

судей - Антуха Б.Е., Плотниковой М.В.,

при секретаре Казаниной Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства финансов Республики Алтай, Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 26 января 2021 года, которым

иск Ведерниковой <Н.Г.> удовлетворен в части.

На Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложена обязанность включить Ведерникову <Н.Г.> в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

На Министерство экономического развития Республики Алтай возложена обязанность предоставить Ведерниковой <Н.Г.> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск» Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Отказано в удовлетворении требований Ведерниковой <Н.Г.> к Казенному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения г. Горно-Алтайска» о признании нуждающейся в предоставлении специализированного жилого помещения во внеочередном порядке по категории «Лица, которые достигли 23 лет, и которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право.

Взысканы в пользу Ведерниковой <Н.Г.> с Министерства экономического развития Республики Алтай и Министерства труда и социального развития и занятости населения Республики Алтай судебные расходы по 150 рублей с каждого министерства.

Заслушав доклад судьи Плотниковой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ведерникова Н.Г. с учетом уточнения обратилась в суд с иском к Казенному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения г. Горно-Алтайска» о признании нуждающейся в предоставлении специализированного жилого помещения во внеочередном порядке по категории лица, которые достигли 23 лет, и которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право; к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством; к Министерству экономического развития Республики Алтай об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования г. Горно-Алтайск, площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Республики Алтай, мотивируя требования тем, что Ведерникова Н.Г., <дата> года рождения относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла <дата>, отец признан недееспособным решением суда от <дата> На основании постановления Майминского райсовета её передали на воспитание в школу-интернат для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, где она находилась до 1993 г. С 1993 г. по 1996 г. обучалась в ПТУ-84, с 1998 г. по 2001 г. обучалась в Горно-Алтайском медучилище, находилась на полном государственном обеспечении. Неоднократно обращалась в органы опеки города Горно-Алтайска с вопросами постановки на учет для получения жилья. Совместное проживание в квартире с отцом было невозможно в связи с его психическим заболеванием. До настоящего времени не поставлена на учет как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении жилого помещения. В связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 г. , которым утверждены Правила формирования списка данной льготной категории граждан, обратилась в Минтруд РА с заявлением о включении в список, однако во включении в список указанных лиц было отказано. Поскольку истец не утратила право на предоставление жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, считает, что в установленном законом порядке должна быть включена в список и обеспечена жильем соответствующими уполномоченными органами власти.

Суд вынес вышеизложенное решение, отменить которое просят Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай и Министерство финансов Республики Алтай, указывая, что судом неверно применены нормы материального права. Общие принципы, содержание меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя закреплены в Федеральном законе от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В целях реализации права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, лица из их числа до достижения возраста 23 лет должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки. Таким образом, реализация жилищных прав лица из числа детей-сирот имеет заявительный характер. Истец впервые заявила о своих правах в 2011 г. в возрасте 34 лет, имея возможность самостоятельно улучшить свои жилищные условия. Правовая неосведомленность истца, учитывая длительность периода, истекшего со дня совершеннолетия - 01.04.1995 г., а также исполнение 23 лет - 01.04.2000 г. не могут являться уважительными причинами, препятствующими обратиться в компетентный орган с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Не встав на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, истец по достижении возраста 23 лет утратила право на жилищное обеспечение, предусмотренное Федеральным законом №159-ФЗ. Довод истца о применении положений п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 №397, несостоятелен и не свидетельствует о нарушении жилищных прав истца. Согласно Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020 г., при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет (п. 3). В нарушение данного пункта Обзора, причины, по которым Ведерникова Н.Г. не была поставлена на учет до 23 лет, судом не устанавливались. В решении указано лишь, что Ведерникова Н.Г. в 1998 г. (в возрасте 21 год) узнала об отсутствии её в списке детей-сирот, в уполномоченные органы с просьбой о постановке на учет обратилась после достижения 23 летнего возраста. Учитывая, что впервые по вопросу обеспечения жилым помещением истец обратилась в соответствующие органы власти в возрасте более 23 лет, то Ведерникова Н.Г. утратила специальный социальный статус. Кроме того, на 01.01.2013 г. истцу исполнилось 35 лет, то есть соответствующее право у нее также не возникло согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 №397.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей апеллянтов Могильникову Е.Г., Трескину М.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, Ведерникову Н.Г. и ее представителя Четвернина О.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционных жалоб, законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в Жилищном кодексе РФ и ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Положения абз. 3 ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляют для целей данного Закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

По смыслу положений ч. 2 ст. 52 ЖК РФ вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Согласно действующему законодательству гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее социального статуса и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.

Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Ведерникова Н.Г. родилась <дата> в <адрес>, родителями являлись: отец ФИО1 и мать ФИО2, которая умерла <дата>.

Отец ФИО1, вступившим в законную силу <дата> решением Майминского районного народного суда Алтайского края, признан недееспособным. Умер <дата>

30.08.1985 г. истец Ведерникова Н.Г. Отделом народного образования Горно-Алтайского облисполкома была направлена в школу-интернат г. Горно-Алтайска. Воспитывалась и обучалась в КОУ РА «Школа - интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1986 г. по 1993 г., находилась на полном государственном обеспечении.

В период с 01.09.1998 г. по 28.06.2001 г. Ведерникова Н.Г. обучалась в БПОУ РА «Медицинский колледж» по очной форме обучения на бюджетной основе в статусе «Сирота» и находилась на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой указанного учреждения.

14.04.1995 г. Ведерникова Н.Г. обратилась с заявлением в администрацию города Горно-Алтайска, в котором выразила согласие с приватизацией квартиры, расположенной в г. Горно-Алтайске, в долю собственника просила её не включать.

Согласно архивной справки № В-104 от 22.03.2016 г. архивного отдела администрации МО «Майминский район» постановления или распоряжения о постановке на учет для получения жилья Ведерниковой Н.Г. в 1993-1995 годах не имеется.

Из справки администрации г. Горно-Алтайска от 16.09.2010 г. усматривается, что Ведерникова Н.Г. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г. Горно-Алтайска в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не состояла и не состоит.

Согласно ответу архивного отдела администрации г. Горно-Алтайска в документах архивного фонда Р-1 «Администрация г. Горно-Алтайска, городской Совет депутатов» за 1992-1995 годы постановлений о постановке на учет для получения жилья Ведерниковой Н.Г. не имеется.

Администрацией города Горно-Алтайска предоставлены сведения о том, что Ведерникова Н.Г. 07.04.2017 г. обращалась с заявлением по вопросу предоставления жилого помещения во внеочередном порядке.

Распоряжением администрации города Горно-Алтайска от 12.10.2010 Ведерниковой Н.Г. отказано в постановке на учет нуждающейся в жилом помещении как лицу, оставшемуся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Указанное обстоятельство подтверждается копией вступившего в законную силу решения Горно-Алтайского городского суда от <дата> по гражданскому делу , которым отказано в удовлетворении заявления Ведерниковой Н.Г. о признании незаконным распоряжения администрации города Горно-Алтайска от <дата> -р в связи с пропуском срока обращения в суд.

Полагая, что права истца нарушены, Ведерникова Н.Г. обратилась в суд с настоящим иском, обосновав требования положениями Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397, согласно которому она как лицо указанной категории граждан, достигшая возраста 23 лет, может быть поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Удовлетворяя требования истца к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, к Министерству экономического развития Республики Алтай об обязании предоставить по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, суд первой инстанции исходил из того, что действующим в период подачи заявления Ведерниковой Н.Г. в 2020 г. законодательством предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что по состоянию на 1.01.2013 г. Ведерникова Н.Г. достигла 35 летнего возраста. Также указано, что вступившие в законную силу судебные решения об отказе в удовлетворении исков Ведерниковой Н.Г. о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, исследованные судом, в данном конкретном случае не имеют правового значения, поскольку решения основаны на ранее действующем законодательстве.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4.04.2019 г. № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В соответствии с абзацем 4 пункта 3 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397 лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

После утверждения Правительством Российской Федерации вышеуказанных Правил Верховным Судом РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 года, разъяснено, что при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет (п.3).

Таким образом, в отношении указанной категории граждан, достигших возраста 23 лет, необходимо в каждом конкретном случае выяснять причины, по которым указанные лица не были поставлены на учет.

Между тем, суд, в нарушение вышеуказанных правовых позиций, принципа преюдициальности судебного решения не принял во внимание установленные вступившими в законную силу судебными актами обстоятельства не обращения до достижения истцом 23 летнего возраста с заявлением о включении в список детей-сирот на получение жилья, причины по которым Ведерникова Н.Г. не была поставлена на учет.

В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Названные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В материалах дела имеется копия решения Майминского районного суда Республики Алтай от 15.08.2016 г. по исковому заявлению Ведерниковой Н.Г. к БУ РА «Управление социальной поддержки населения Майминского района», которым исковые требования Ведерниковой Н.Г. о признании незаконным бездействия ответчика по постановке на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, возложении обязанности включить Ведерникову Н.Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, оставлены без удовлетворения. При рассмотрении указанного дела установлено, что Ведерникова Н.Г. в 1998 года узнала об отсутствии ее в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма, вместе с тем, в уполномоченные органы с просьбой о постановке на учет обратилась только после достижения 23 летнего возраста.

Вступившим в законную силу решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 04.05.2017 г. по гражданскому делу №2-611/2017, отказано в удовлетворении исковых требований Ведерниковой Н.Г. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай об обязании включить Ведерникову Н.Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, обязании Министерство труда и социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставить Ведерниковой Н.Г., 01.04.1977 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договора найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от <дата> Ведерниковой Н.Г. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В распоряжении не указаны причины отказа.

При рассмотрении в суде первой инстанции Ведерникова Н.Г. указала, что в 1993 году во время обучения в школе ей было сообщено, что по окончании обучения она будет поставлена в очередь на жилье. При обращении в 1998 году в администрацию для подачи заявления ей было отказано, так как ранее жилье предоставлялось её родителям. В 2000 году, когда ей было 23 года, у нее также не приняли заявление по тем же основаниям.

Вместе с тем, учитывая, что реализация жилищных прав лица из числа детей-сирот имеет заявительный характер, Ведерниковой Н.Г. не представлено доказательств, что в период с 18 до 23 лет она обращалась в уполномоченный орган по вопросу постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Также не представила доказательств невозможности реализации права постановки на учет до достижения возраста 23-х, уважительности причин, в силу которых она своевременно не встала (не была поставлена) на такой учет.

Достижение возраста более 23-х лет влечет утрату возможности постановки на соответствующий учет с целью получения жилого помещения.

Установив с учетом преюдициального значения вступивших в законную силу судебных постановлений то обстоятельство, что до момента достижения 23-летнего возраста Ведерникова Н.Г. с заявлением об обеспечении её жилым помещением в установленном законом порядке не обращалась, судебная коллегия приходит к выводу о том, что с момента достижения 23-летнего возраста истец утратила право на предоставление ей данной меры социальной поддержки, в связи с чем заявленные исковые требования о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, об обязании предоставить по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда удовлетворению не подлежат.

Доводы истца о том, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397, которым утверждены Правила формирования списка Правила постановки на учет лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, к которым относится истец, она подлежит включению в список, основаны на ошибочном толковании указанного постановления, согласно которому регламентированы Правила включения в список указанной категории граждан, которые по объективным причинам, в том числе подтвержденным решением суда, не были включены в список, хотя имели на это право, а не потому, что они сами до достижения возраста 23 лет не реализовали свое право.

С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части требований к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай и Министерству экономического развития Республики Алтай и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований к указанным ответчикам.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 26 января 2021 года отменить в части возложения обязанности на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай включить Ведерникову <Н.Г.> в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложения обязанности на Министерство экономического развития Республики Алтай предоставить Ведерниковой <Н.Г.> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск» Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взыскания судебных расходов по уплате госпошлины.

В указанной части принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Ведерниковой <Н.Г.> к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, к Министерству экономического развития Республики Алтай об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск» Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, о взыскании в пользу Ведерниковой <Н.Г.> с Министерства экономического развития Республики Алтай и Министерства труда и социального развития и занятости населения Республики Алтайсудебных расходов по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

С.Н. Чертков

Судьи

Б.Е. Антух

М.В. Плотникова

33-202/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Плотникова Мария Владиковна
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
31.03.2021Судебное заседание
31.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее