№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 мая 2024 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Ханаевой Е.В.,
с участием представителя ответчика – администрации Пудожского муниципального района – Парамоновой С.Н., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шугаева К.С., в интересах которого действует Шугаева Л.В., к Администрации Пудожского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Шугаев К.С., в интересах которого действует Шугаева Л.В., обратился в суд с исковым заявлением к администрации Пудожского муниципального района, в котором указал, что он является членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 53,5 кв.м. Истец зарегистрирован и фактически проживал в указанном жилом помещении. Дом по указанному адресу сгорел в результате пожара 09.11.2023. Истец состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Администрацией Пудожского муниципального района истцу было отказано в предоставлении другого жилья в связи с отсутствием свободного муниципального жилого фонда, пригодного для проживания. Истец просил обязать администрацию Пудожского муниципального района предоставить Шугаеву К.С. и членам его семьи вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным действующим социальным условиям и санитарным нормам, равнозначное по площади ранее занимаемого жилого помещения 53,5 кв.м., на территории п.Пяльма Пудожского района РК.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Шугаев С.К., Шугаев Ю.С., администрация Пяльмского сельского поселения.
Истец Шугаев К.С., его представитель Шугаева Л.В., третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора - Шугаев С.К., Шугаев Ю.С., администрация Пяльмского сельского поселения в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела.
Ранее в судебном заседании представитель истца Шугаева Л.В. заявленные требования поддержала по доводам иска. Сообщила, что жилое помещение истца в результате пожара сгорело полностью. При этом жилой дом непригодным для проживания не признавался, да настоящего времени истцу выставляют счета за коммунальные услуги.
Представитель ответчика - администрации Пудожского муниципального района – Парамонова С.Н. в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку жилое помещение не признано в установленном порядке непригодным для проживания. Также сообщила, что по информации администрации Пяльмского сельского поселения жилое помещение было утрачено в результате виновных действий и использовалось истцом только как дача. Сам же истец проживал в жилом помещении, принадлежащем матери истца.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Закрепляя право на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции РФ).
Как следует из содержания ст.14 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ), к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Статьей 49 ЖК РФ установлено, что категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном жилищном кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
По смыслу названных положений основанием для возникновения права на внеочередное получение жилья лиц из числа граждан, указанных в п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, является признание в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции занимаемого ими ранее жилого помещения, а также подтверждение объективной нуждаемости в жилом помещении.
В соответствии с договором социального найма жилого помещения от 17.07.2023, Шугаеву С.К. и членам его семьи: Шугаеву К.С. (сын), Шугаеву Ю.С. (сын) было передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение общей площадью 53,5 кв.м., находящееся по адресу: <адрес>.
Согласно справки администрации Пяльмского сельского поселения в указанном жилом помещении постоянного зарегистрированы Шугаев К.С. (с 20.08.1997), Шугаев С.К. (с 20.08.1997), Шугаев Ю.С. (с 05.09.1999).
Согласно материалам дела об отказе в возбуждении уголовного дела ОНД и ПР по Медвежьегорскому и Пудожскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по РК 09.11.2023 в двухквартирном доме <адрес> произошел пожар, в результате которого дом полностью разрушен.
Как сообщила администрация Пудожского муниципального района, решение о признании жилого дома непригодным для проживания, аварийным, не подлежащим ремонту или реконструкции в установленном порядке не принималось.
По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним истец не обладает правами собственности на жилье.
Постановлением администрации Пяльмского сельского поселения от 26.12.2023 № Шугаев К.С. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 05.03.2009 №376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с п.34 указанного Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
Суд отмечает, что несмотря на то, что органам местного самоуправления Пудожского района было известно о разрушении указанного дома, каких-либо мер к признанию дома непригодным для проживания в рамках постоянно действующей межведомственной комиссии, снятию с баланса многоквартирного дома ими предпринято не было.
Кроме того, вопреки доводам ответчика об утрате жилья в результате виновных действий, по результатам проверки, проведенной дознавателем ОНД и ПР по Медвежьегорскому и Пудожскому района УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Карелия, постановление от 15.11.2023 было отказано в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия события преступления.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Учитывая, что факт гибели в результате пожара жилого дома, где ранее проживал истец, и, как следствие, невозможность проживания в таковом, а также нуждаемость истца в жилом помещении подтверждена материалами дела, суд находит, что Шугаев К.С. подлежит обеспечению жильем во внеочередном порядке на основании п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ. При этом отсутствие акта межведомственной комиссии о признании дома подлежащим сносу, а находящихся в нем жилых помещений не пригодными для проживания, не может являться препятствием для реализации истцом права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке.
Вопросы местного значения городского, сельского поселения определены в ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп.1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 указанной статьи).
В силу ч. 4 ст. 14 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч. 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Законом Республики Карелия от 22.12.2014 №1852-ЗРК «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Карелия вопросов местного значения» за сельскими поселениями в Республике Карелия закреплены вопросы местного значения, предусмотренные п.п.5, 8, 33.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, действующее законодательство относит решение вопросов обеспечение нуждающихся в жилых помещениях граждан, проживающих в Пудожском районе РК, к компетенции администрации Пудожского муниципального района.
С учетом изложенного, исковые требования к ответчику о предоставлении Шугаеву К.С. жилого помещения подлежат удовлетворению.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст.ст.86 - 89 Жилищного кодекса РФ.
Статьей 86 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч.ч.1 и 2 ст.89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 предоставляемое в связи с выселением из аварийного жилья другое жилое помещение должно по общему правилу находиться в границах того же населенного пункта, что и ранее занимаемое жилое помещение.
Таким образом, из указанных правовых норм следует, что по общему правилу предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, и не является формой улучшения жилищных условий граждан. Предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья должно соответствовать критерию равнозначности жилых помещений, в том числе находиться в черте данного населенного пункта, где расположено жилое помещение, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Кроме того, поскольку предоставление жилого помещения взамен аварийного носит компенсационный характер, равнозначным жилым помещением подлежат обеспечению все имеющие право пользования аварийным помещением граждане.
Учитывая, что кроме истца в утраченном в результате пожара жилом помещении также зарегистрированы Шугаев С.К. и Шугаев Ю.С., которые от своих прав в отношении него не отказывались, являются соответственно нанимателем и членом семьи нанимателя, жилое помещение подлежит предоставлению на семью из 3 человек.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная истцом при обращении в суд, в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию Пудожского муниципального района (ИНН 1015001457) предоставить Шугаеву К.С. (паспорт №) на семью из трех человек, совместно с Шугаевым С.К., Шагаевым Ю.С., вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в п.Пяльма Пудожского района Республики Карелия, общей площадью не менее 53,5 кв.м.
Взыскать с администрации Пудожского муниципального (ИНН 1015001457) района в пользу Шугаева К.С. (паспорт №) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06.05.2024.
Судья Точинов С.В.