Дело № 2-354/18
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
Ульяновская область, р.п. Чердаклы 17 мая 2018 года
Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Кузьмина С.М.,
при секретаре Голяшовой Т.А.,
с участием помощника прокурора Чердаклинского района
Ульяновской области Бутовичевой Е.В.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ искам РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Старомайнского района Ульяновской области, РІ интересах РЎРєРѕСЂРёРЅРѕРІР° Дмитрия Сергеевича, Рвановой РСЂРёРЅС‹ Владимировны, Цибина Сергея Николаевича, РќСѓР№РєРёРЅР° Анатолия Михайловича, Евтеевой Олеси Павловны, Рє Министерству промышленности, строительства, жилищно – коммунального комплекса Рё транспорта Ульяновской области, Отделу опеки Рё попечительства администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области Рѕ предоставлении жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Старомайнского района Ульяновской области обратился РІ СЃСѓРґ СЃ исками, РІ интересах РЎРєРѕСЂРёРЅРѕРІР° Р”.РЎ., Рвановой Р.Р’., Цибина РЎ.Рќ., РќСѓР№РєРёРЅР° Рђ.Рњ., Евтеевой Рћ.Рџ., Рє Министерству промышленности, строительства, жилищно – коммунального комплекса Рё транспорта Ульяновской области, Отделу опеки Рё попечительства администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области Рѕ предоставлении жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения.
Р’ обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного РЅР° государственную поддержку детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, РІ С…РѕРґРµ которой установлено, что РќСѓР№РєРёРЅ Рђ.Рњ., <...> РіРѕРґР° рождения, Цибин РЎ.Рќ., <...> РіРѕРґР° рождения, Евтеева Рћ.Рџ., <...> РіРѕРґР° рождения, Рванова Р.Р’., <...> РіРѕРґР° рождения, РЎРєРѕСЂРёРЅРѕРІ Р”.РЎ. <...> РіРѕРґР° рождения, относятся Рє числу детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей Рё закрепленного жилого помещения РЅРµ имеют.
Они включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение им не предоставлено.
РџСЂРѕСЃРёС‚ обязать ответчиков обеспечить несовершеннолетних РЎРєРѕСЂРёРЅРѕРІР° Р”.РЎ., Цибина РЎ.Рќ., РќСѓР№РєРёРЅР° Рђ.Рњ., специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения РІ Старомайнском районе Ульяновской области, Р° Евтееву Рћ.Рџ. Рё Рванову Рњ.Р’. – РЅР° территории Рі. Ульяновска.
Помощник прокурора Чердаклинского района Ульяновской области Бутовичева Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и обосновала их доводами, которые аналогичны доводам, изложенным в исковых заявлениях.
РЎРєРѕСЂРёРЅРѕРІ Р”.РЎ., Рванова Р.Р’., Цибин РЎ.Рќ., РќСѓР№РєРёРЅ Рђ.Рњ., Евтеева Рћ.Рџ. РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещены.
Представитель ответчика Отдела опеки и попечительства администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель ответчика Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Мокеева Т.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. В отзывах на исковые заявления указала, что в марте 2015 года по итогам объявленных аукционов на приобретение в собственность жилых помещений для детей-сирот в муниципальном образовании «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области заключен государственный контракт с ООО «Пахарь» на участие в долевом строительстве многоквартирного дама в целях приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений в р.п. Старая Майна.
Объявленные в апреле 2014 года торги на приобретение в МО г. Ульяновск однокомнатных квартир, признаны несостоявшимися из за отсутствия поданных заявок
После исполнения данных государственных контрактов и оформления права собственности на квартиры Министерство будет предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений.
В течение 2018 года Министерством будут объявляться аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, Министерством принимаются все возможные меры по реализации Закона Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-30 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области». Вместе с тем, его исполнение требует значительных временных затрат.
В связи с изложенным считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку оснований для внеочередного обеспечения несовершеннолетних жилым помещением не имеется, так как им будет предоставлено жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения, после приобретения в собственность Ульяновской области квартир в МО «Старомайнский район» в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Кроме того, имеется постановление Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (вместе с «Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области»).
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
РџСЂРё этом РїРѕ предметам совместного ведения Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ том числе РІ социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти Рё органов государственной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации установлены Федеральным законом РѕС‚ 6 октября 1999 РіРѕРґР° N 184-ФЗ "РћР± общих принципах организации законодательных (представительных) Рё исполнительных органов государственной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации". РСЃС…РѕРґСЏ РёР· требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ предметам совместного ведения, определяются Конституцией Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° также федеральными законами, договорами Рѕ разграничении полномочий Рё соглашениями (РїСѓРЅРєС‚3), которые должны устанавливать права, обязанности Рё ответственность органов государственной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РїРѕСЂСЏРґРѕРє Рё источники финансирования осуществления соответствующих полномочий Рё РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ одновременно возлагать аналогичные полномочия Рё РЅР° федеральные органы государственной власти, Рё РЅР° органы местного самоуправления (РїСѓРЅРєС‚ 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В связи с этим в Ульяновской области принят Закон от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (далее – Закон № 200-ЗО), статьей 2 которого закреплено, что право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, ребенок-сирота соответственно), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии с ч. 7 ст. 6 Закона № 200-ЗО специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области».
Согласно п. 3 Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П (далее Порядок), специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, сформированным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 19.05.2010 № 165-П «Об уполномоченном органе» является Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением указанного Закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели областным бюджетом Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период.
В силу п. 2 ст. 4 данного Закона дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору:
1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области;
2) по месту окончания пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания населения;
3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области;
4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье;
5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.
РР· материалов дела следует, что РќСѓР№РєРёРЅ Рђ.Рњ., <...> РіРѕРґР° рождения, Цибин РЎ.Рќ., <...> РіРѕРґР° рождения, Евтеева Рћ.Рџ., <...> РіРѕРґР° рождения, Рванова Р.Р’., <...> РіРѕРґР° рождения, РЎРєРѕСЂРёРЅРѕРІ Р”.РЎ. <...> РіРѕРґР° рождения относятся Рє числу детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей.
РћРЅРё включены РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения, лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области: РќСѓР№РєРёРЅ Рђ.Рњ. – <...>, Цибин РЎ.Рќ. – <...>, РЎРєРѕСЂРёРЅРѕРІ Р”.РЎ. – <...> СЃ правом предоставления жилого помещения РІ РњРћ «Старомайнский район»; Евтеева Рћ.Рџ. - <...>, Рванова Р.Р’. – <...>, СЃ правом предоставления жилого помещения РІ Рі. Ульяновске.
Согласно сведениям Управления Росреестра РїРѕ Ульяновской области Рё ОГУП БТРНуйкин Рђ.Рњ., Цибин РЎ.Рќ., Евтеева Рћ.Рџ., Рванова Р.Р’., РЎРєРѕСЂРёРЅРѕРІ Р”.РЎ. собственного жилья РЅР° территории Ульяновской области РЅРµ имеют.
По сведениям Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям договоры социального найма муниципального жилищного фонда МО «Старомайнский район» с указанными гражданами не заключались.
Нуйкин А.М. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <...>, принадлежащем его родственнику Морозову В.В.
Цибин РЎ.Р. зарегистрирован РІ жилом помещении РїРѕ адресу: <...> принадлежащем РјСѓР¶Сѓ его опекуна Тарасовой Р›.Рњ. – Тарасову Р’.Рњ.
Евтеева Рћ.Рџ. зарегистрирована РІ жилом помещении РїРѕ адресу: <...>, принадлежащем ее опекуну Петрук Р•.Р.
Рванова Р.Р’. зарегистрирована РІ жилом помещении РїРѕ адресу: <...>, принадлежащем РјСѓР¶Сѓ ее опекуна Байдуковой Рђ.Р. – Турганбаеву Р‘.Рђ.
РЎРєРѕСЂРёРЅРѕРІ Р”.РЎ. зарегистрирован РІ жилом помещении РїРѕ адресу: <...>, принадлежащем РјСѓР¶Сѓ его опекуна РЎРєРѕСЂРёРЅРѕРІРѕР№ Рђ.РЎ.– РРѕРЅРѕРІСѓ Р’.Р”.
Таким образом, на сегодняшний день указанные лица своей жилой площадью не обеспечены.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования прокурора к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области подлежащими удовлетворению.
Доводы об отсутствии финансирования по обеспечению жилыми помещениями указанной выше категории граждан и о предоставлении им жилых помещений в порядке очереди судом во внимание не принимаются.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона 21.12.1996 № 159-ФЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Кроме того, обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия средств на обеспечение жильем.
В удовлетворении исковых требований прокурора Чердаклинского района Ульяновской области к Отделу опеки и попечительства администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области суд полагает необходимым отказать, поскольку действующим законодательством на данное учреждение не возложена обязанность по обеспечению, либо осуществлению деятельности по способствованию обеспечению жилыми помещениями указанной выше категории лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ
РЕШРР›:
Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Старомайнского района Ульяновской области, РІ интересах РЎРєРѕСЂРёРЅРѕРІР° Дмитрия Сергеевича, Рвановой РСЂРёРЅС‹ Владимировны, Цибина Сергея Николаевича, РќСѓР№РєРёРЅР° Анатолия Михайловича, Евтеевой Олеси Павловны, Рє Министерству промышленности, строительства, жилищно – коммунального комплекса Рё транспорта Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Скоринова Дмитрия Сергеевича, Цибина Сергея Николаевича, Нуйкина Анатолия Михайловича специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории Старомайнского района Ульяновской области.
Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса Рё транспорта Ульяновской области обеспечить Рванову РСЂРёРЅСѓ Владимировну, Евтееву Олесю Павловну специализированным жилым помещением РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещений РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґР° Ульяновска.
Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Старомайнского района Ульяновской области Рє Отделу опеки Рё попечительства администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области Рѕ предоставлении жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ РЎ.Рњ. РљСѓР·СЊРјРёРЅ