Дело №12-251/2024 УИД 29RS0022-01-2022-002033-62 |
|
РЕШЕНИЕ |
|
г. Архангельск, ул. Р. Куликова, д. 15 |
22 мая 2024 года |
Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Пяттоева Л.Э., рассмотрев жалобу Алимова А. К. на постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Архангельской области Северного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Кормильцева А.Е. о назначении административного наказания от <Дата> <№>,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Архангельской области Северного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Кормильцева А.Е. о назначении административного наказания от <Дата> <№> должностное лицо – глава МО образования «Заостровское» Алимов А.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 8 000 (восемь тысяч) рублей.
Алимов А.К. не согласился с указанным постановлением, обжаловав его в суд. В жалобе просит постановление должностного лица административного органа отменить как незаконное, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указал, что с соответствии с судебным решением Приморского районного суда администрация МО «Заостровское» обязана в срок до <Дата> привести автомобильную дорогу местного значения в ... (идентификационный <№> ОПМП-19) протяженностью 1 км в нормативное состояние.
В целях исполнения судебного решения, администрацией поселения <Дата> был заключен договор с ИП Швецов А.О. на летнее содержание дорог, в соответствии с техническим заданием к данному договору Подрядчик обязан проводить работы по содержанию автомобильных дорог в указанных населенных пунктах, в том числе и в ..., и несет ответственность за качественное содержание территорий и прилегающей инфраструктуры, а также несет ответственность перед третьими лицами в случае нарушения правил эксплуатации переданных ему на обслуживание территорий.
Также в техническом задании Заказчиком указано Исполнителю проведение работ по восстановлению дорожного полотна путем грейдирования и выравниванием полотна. Согласно техническому заданию, все работы проводились исключительно в границах земельного участка, на котором расположена автомобильная дорога.
Для восстановления дорожного полотна на автомобильной дороге в ... использовался исключительно стройматериал в виде битого кирпича и асфальтовой крошки, а не шлак, как указано в обжалуемом постановлении, специальная дорожная техника, используемая при ремонте дороги в ..., двигалась исключительно в пределах земельного участка, отведенного под дорожную деятельность.
Полагает, что согласования на проведение данных работ в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2022 года № 1367 не требовалось.
В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 года №336 «Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля», согласно которому в 2022 году запрещено проведение контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением фактов причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в отношении должностного лица сельского поселения было возбуждено дело об административном правонарушении.
При этом в соответствии с актом осмотра территории № 09-85/2022/1117 от 26 сентября, производимым государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Архангельской области, зафиксировано что работы проводились исключительно на автомобильной дороге, фактов изменения береговой линии и снятии плодородного почвенного слоя не зафиксировано.
Также указывает, что не был должным образом уведомлен о рассмотрении дела как должностное лицо, постановление о назначении административного наказания № 09-85/2022/1177 в администрацию поселения не направлялось.
Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, выслушав Алимова А.К., составителя протокола об административном правонарушении – главного государственного инспектора Медведкина А.В., потерпевшего Корыхалова А.В., позицию заместителя Архангельского межрайонного природоохранного прокурора Архангельской области Серебренникова А.И., не нахожу правовых оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Архангельской области Североморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству поступили материалы с обращением Корыхалова А.В. от <Дата>, о том, что <Дата> по поручению администрации МО «Заостровское» в присутствии главы данного поселения Алимова А.К. и иных работников администрации, при помощи фронтального погрузчика «JCB», производились работы в водоохранной зоне реки Заостровка, в ходе которой снят плодородный почвенный слой, произведено изменение береговой линии данного водного объекта, путем обустройства склона от дороги в сторону реки.
Должностным лицом отдела <Дата> составлен соответствующий акт осмотра территории, согласно которому расстояние от береговой линии (уреза воды) реки Заостровка до места проведенных работ по обустройству дороги составляет 12 метров (замер произведен измерительной рулеткой), на всей протяженности дороги имеются свежие следы отсыпки шлаком.
Работы проводились на участке от пожарной части по адресу: Архангельская область Приморский район, ..., до ... А ..., и от ... до .... Данная деятельность производилась в рамках обеспечения транспортной доступности к ... в водоохранной зоне водного объекта рыбохозяйственного значения – реки Заостровка Приморского района Архангельской области.
Ширина водоохранной зоны реки Заостровка, в соответствии с требованиями п.3 ч.4 ст.65 Водного кодекса РФ, составляет 50 м.
Статьями 42 Конституции РФ и 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» гарантируют право на благоприятную окружающую среду и среду обитания.
В силу части 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» средой обитания животного мира является природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы; объектом животного мира является организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона, от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что водными биологическими ресурсами являются рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 N 166-ФЗ деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 года N 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Пунктом 4 вышеуказанных Правил установлено, что юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, для согласования деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании.
В нарушение требований ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире», ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.4 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 N 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания», работы в водоохранной зоне реки Заостровка по содержанию автомобильной дороги, проводимые в рамках договора на летнее содержание дорог в д. Малое Анисимово, заключенного 01.08.2022 Администрацией МО «Заостровское» с ИП Швецовым А.О., осуществлялись без согласования с территориальным управлением Росрыболовства в порядке, предусмотренном Правилами согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными Постановлением Правительство РФ от 30.04.2013 г. №384.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспаривались в поданной жалобе.
По факту выявленного нарушения Главе Администрации МО «Заостровское» Алимову А.К. прокурором Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры 05.09.2022 внесено представление №7-07-2022 об устранении нарушений федерального законодательства.
Данное представление Администрацией МО «Заостровское» рассмотрено, информация принята к сведению, в адрес подрядной организации ИП Швецов направлена претензия об устранении выявленных недостатков, сотрудникам администрации, ответственным за работу по содержанию дорог, указано на необходимость соблюдения законодательства при проведении работ в водоохраной зоне, о чем главой администрации МО «Заостровское» Алимовым А.К. 10.11.2022 дан ответ прокурору Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Архангельской области Северного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Кормильцева А.Е. о назначении административного наказания от 20 октября 2022 года №09-85/2022/1117 должностное лицо – глава МО образования «Заостровское» Алимов А.К. обоснованно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 2.2 названного кодекса административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2 статьи 2.2 Кодекса).
При надлежащей степени внимательности, заботливости и осмотрительности у главы МО образования «Заостровское» Алимова А.К. имелась объективная возможность для соблюдения требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом соблюден.
Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представленные по делу доказательства оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
С учетом установленных по делу обстоятельств, положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применению не подлежат.
Доводы, приведенные заявителем в жалобе, о том, что все работы проводились исключительно в границах земельного участка, на котором расположена автомобильная дорога, использовался исключительно стройматериал в виде битого кирпича и асфальтовой крошки, а не шлак, как указано в обжалуемом постановлении, специальная дорожная техника, используемая при ремонте дороги в ..., двигалась исключительно в пределах земельного участка, отведенного под дорожную деятельность, не опровергают выводов должностного лица административного органа о том, что работы в водоохранной зоне реки Заостровка по содержанию автомобильной дороги, проводимые в рамках договора на летнее содержание дорог в д. Малое Анисимово, заключенного <Дата> Администрацией МО «Заостровское» с ИП Швецовым А.О., осуществлялись без согласования с территориальным управлением Росрыболовства в порядке, предусмотренном Правилами согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными Постановлением Правительство РФ от <Дата> <№>, и не являются основанием для освобождения лица от ответственности за допущенное нарушение.
Утверждение заявителя о том, что согласования на проведение данных работ в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2022 года № 1367 не требовалось, является несостоятельным.
На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, работы по содержанию автомобильной дороги, расположенной в водоохранной зоне водных объектов, в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Совершенное правонарушение посягает на отношения в сфере обеспечения безопасности водного и животного мира, что свидетельствует об умышленном игнорировании требований закона.
Состав правонарушения по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ является формальным, так как объективной стороной состава не предусмотрено наступление вредных последствий в результате противоправных действий, субъективная сторона характеризуется виной в формах умысла либо неосторожности.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 8 000 (восемь тысяч) рублей назначено должностному лицу – главе МО образования «Заостровское» Алимову А.К. в пределах санкции ч.2 ст.8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением общих правил назначения административного наказания должностному лицу, установленных статьями 4.1 – 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является минимальным и изменению не подлежит.
Доводы заявителя о том, что он не был должным образом уведомлен о рассмотрении дела как должностное лицо, постановление о назначении административного наказания <№> в администрацию поселения не направлялось, опровергается представленными в материалы дела почтовыми уведомлениями, а потому несостоятельны.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Архангельской области Северного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Кормильцева А.Е. о назначении административного наказания от 20 октября 2022 года №09-85/2022/1117 оставить без изменения, жалобу Алимова А. К. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья Л.Э. Пяттоева