Дело №2а-2007/2019
УИД 33RS0006-01-2019-002428-62
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 декабря 2019 г. г. Вязники
Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Глазковой Д.А.
при секретаре Крайновой Н.С.,
с участием прокурора ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении Ростовцева С. Н.,
установил:
ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора осужденному Ростовцеву С.Н.
В обоснование указало на то, что Ростовцев С.Н. осужден Александровским городским судом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по пункту «в» части 2 статьи 158, части 1 статьи 112, части 1 статьи 119, части 1 статьи 314.1, статье 319, части 1 статьи 318, части 2 статьи 69, пункту «в» части 1 статьи 71 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы. Ростовцев С.Н. отбывает наказание за совершение преступления в период нахождения под административным надзором, за время отбывания наказания характеризуется удовлетворительно, не допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, поощрений не имеет.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона №64-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный истец просит установить в отношении Ростовцева С.Н. административный надзор сроком на 8 лет с возложением административных ограничений в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации и запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин.
Представитель административного истца, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Административный ответчик - осужденный Ростовцев С.Н., участие которого в судебном заседании обеспечено путем использования системы видеоконференц-связи, с административным исковым заявлением администрации ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес> об установлении ему административного надзора не согласился, указывая на то, что является лицом без гражданства.
Заслушав пояснения административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее ФЗ) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:
1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);
2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 – 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;
4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В судебном заседании установлено, что Ростовцев С.Н. осужден Александровским городским судом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по пункту «в» части 2 статьи 158, части 1 статьи 112, части 1 статьи 119, части 1 статьи 314.1, статье 319, части 1 статьи 318, части 2 статьи 69, пункту «в» части 1 статьи 71 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Ростовцева С.Н. установлен административный надзор сроком на 8 лет и установлены ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрещения посещения предприятий общественного питания, торгующих спиртными напитками (рестораны, бары, кафе, закусочные и т.п).
Таким образом, Ростовцев С.Н. подпадает под категорию лиц, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона, то есть совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, совершившего преступление в период нахождения под административным надзором.
Вместе с тем, как установлено судом и усматривается из приговоров Александровского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, не отрицалось административным ответчиком, последний является лицом без гражданства.
Также изложенное подтверждается ответом на запрос в УФМС относительно наличия у Ростовцева С.Н гражданства Российской Федерации либо иного государства, из которого следует, что Ростовцев С.Н. не имеет гражданства.
Федеральный закон №64-ФЗ не содержит прямого запрета на установление административного надзора в отношении иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. При этом частью 2 статьи 2 указанного Закона определено, что понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства".
Из материалов дела следует, что перечисленных документов Ростовцев С.Н. не имеет.
Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 статьи 7, подпункта 5 пункта 1 статьи 9, подпункта 3 пункта 11 статьи 13.3, подпункта 5 пункта 9 статьи 18 Закона иностранному гражданину, осужденному за совершение тяжкого преступления, либо преступления, рецидив которого признан опасным, не могут быть выданы (а в случае их выдачи подлежат аннулированию) разрешение на временное пребывание в Российской Федерации, вид на жительство, патент и разрешение на работу (то есть документы, с наличием которых Закон связывает возможность законного нахождения на территории Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если это лицо имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
На основании пункта 2 статьи 28 указанного Федерального закона выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" разъяснено, что административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях.
Аналогичные разъяснения были даны в пункте 3 ныне утратившего силу постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре".
Анализ перечисленных положений законодательства свидетельствует о том, что каких-либо законных оснований для проживания (пребывания) Ростовцева С.Н. на территории Российской Федерации после отбытия наказания нет.
При таких обстоятельствах отсутствие на момент рассмотрения дела документального подтверждения намерения осужденного выехать за пределы Российской Федерации не является основанием для удовлетворения заявления, поскольку законность пребывания на территории Российской Федерации не находится в зависимости от каких-либо намерений иностранных граждан и лиц без гражданства, а обуславливается только положениями законодательства, регламентирующего правовой статус таких лиц.
То обстоятельство, что после отбытия наказания Ростовцев С.Н. может уклоняться от выезда с территории России, не является основанием для установления административного надзора, а может служить поводом для применения в отношении него установленных законодательством мер по перемещению за пределы Российской Федерации.
Таким образом, в отношении Ростовцева С.Н., не имеющего как гражданства Российской Федерации, так и законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации, не может быть установлен административный надзор.
При указанных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Ростовцев С.Н., являющийся лицом без гражданства, постоянного места жительства на территории России не имеет, чье пребывание на территории РФ признано нежелательным, в связи с чем в удовлетворении заявления ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес> об установлении в отношении Ростовцева С.Н. административного надзора следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 270-273 КАС РФ,
решил:
административное исковое заявление ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес> – об установлении административного надзора в отношении Ростовцева С. Н. - оставить без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд Владимирской области в течение десяти дней со дня принятия решения.
Председательствующий судья Д.А. Глазкова