Решение по делу № 2-3646/2024 от 12.08.2024

Дело № 2-3646/2024

11RS0005-01-2024-005332-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,

при секретаре Шишикиной Т.И.,

с участием представителя истца Торопова Н.Я., представителя ответчика Улановой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 21.10.2024 гражданское дело по исковому заявлению Падалко З.А., действующей в интересах Падалко А.В., к администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми об обязании предоставить жилое помещение,

установил:

Падалко З.А., действующая как опекун от имени недееспособного Падалко А.В., обратилась в суд с иском к администрации муниципального округа «Ухта» об обязании предоставить Падалко А.В. на состав семьи он и Падалко З.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, состоящее из двух изолированных комнат, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте г.Ухты Республики Коми, с учетом права на дополнительную жилую площадь, в обоснование указав, что установленный Падалко А.В. диагноз входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное с ним проживание в одной квартире невозможно, семья Падалко З.А. состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Недееспособный Падалко А.В. нуждается в круглосуточном уходе, опеке, требуется постоянное обеспечение его особых нужд и потребностей, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь.

В судебном заседании представитель истца по ордеру Торопов Н.Я. на заявленных требованиях настаивал.

Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, Уланова О.С., право Падалко А.В. на предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма вне очереди не оспаривала, при этом доводы письменного отзыва об отсутствии оснований для предоставления жилого помещения площадью большей, чем 28 кв.метров, в том числе с учетом наличия в собственности истца и Падалко А.В. долей в жилом помещении, поддержала.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании ч.14 ст.28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Пунктом 10 ст.1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов, семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Указанные полномочия согласно п.23 ст.55 Устава муниципального округа «Ухта» Республики Коми на территории муниципального округа «Ухта» Республики Коми осуществляет ответчик.

Установлено апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 30.05.2024 по гражданскому делу № 2 – 235/2-24 (33-3540/2024) по иску Падалко З.А., действующей в интересах недееспособного Падалко А.В., к Администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми о признании незаконным постановления № 1442 от 29 июня 2015 года, возложении обязанности по восстановлению на жилищном учете, и в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ не подлежит доказыванию вновь, что Падалко З.А. и члены ее семьи, в том числе Падалко А.В., состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда на основании постановления администрации г.Ухты от 16.03.1992 № 126. Падалко А.В. находится под наблюдением по поводу психического расстройства, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 987н.

В соответствии с ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 названной статьи случаев. В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.

Право Падалко А.В. на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма ответчиком признается, но до настоящего времени не реализовано в том числе в связи с тем, что между истцом и ответчиком имеются разногласия относительного жилого помещения, которое должно быть предоставлено во внеочередном порядке.

Постановлением от 1 февраля 2021 года N 3-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ предполагает принятие решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма недееспособному гражданину с учетом площади, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить ему, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении его особых потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилом помещении опекуна или вселение опекуна - члена семьи подопечного по смыслу семейного законодательства (супруга или близкого родственника) в качестве члена семьи нанимателя на основе реализации предусмотренной частью 2 статьи 58 ЖК РФ возможности предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека.

Кроме того, имеющееся у Падалко А.В. психическое заболевание (МКБ-10: F-20.00) включено также в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 N 991н.

Согласно ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» от 01.03.2006 № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма администрацией МОГО «Ухта» - 14,0 кв.м на каждого члена семьи, кроме случаев предоставления одиноким гражданам однокомнатных квартир.

В силу ст.58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия (ч.1). Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне (ч.2).

Таким образом, с учетом наличия у Падалко А.В. права на дополнительную жилую площадь и необходимости обеспечить ему возможность получать постоянный уход и содействие со стороны опекуна Падалко З.А., отсутствия согласия разнополых лиц на проживание в одной комнате, предоставляемое Падалко А.В. на состав семьи он и Падалко З.А. благоустроенное жилое помещение должно состоять из двух изолированных комнат, отвечать установленным требованиям, находиться в пределах г.Ухты Республики Коми, и иметь общую площадь (14 х 2 + 14) =42 кв.метра.

В соответствии с ч.7 ст.57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Указанная норма об учете площади жилого помещения, находящегося в собственности гражданина, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого ему по договору социального найма, направлена на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда.

Однако сторона истца заявила о согласии на передачу в муниципальную собственность принадлежащих Падалко А.В. и Падалко З.А. долей в жилом помещении по адресу: Республика Коми, г.Ухта, ул.Первомайская, д.34, кв.8, сособственниками на которое являются члены семьи Падалко З.А., также состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Отсутствие у ответчика процедуры принятия таких долей в муниципальную собственность не должно препятствовать реализации права инвалида на получение жилого помещения с учетом его особых потребностей.

В связи с изложенным исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Падалко З.А., паспорт ...., удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального округа «Ухта» Республики Коми, ИНН 1102024570, предоставить Падалко А.В., <...> г. года рождения, на состав семьи Падалко А.В., Падалко З.А., вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее из двух изолированных комнат, отвечающее установленным требованиям, в пределах г.Ухты Республики Коми, общей площадью 42 кв.метра.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья                         Е.Г.Берникова

Мотивированное решение составлено 02.11.2024

2-3646/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Падалко Зинаида Андреевна
Ответчики
Администрация МО "Ухта"
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Берникова Елена Геннадьевна
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
12.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2024Передача материалов судье
19.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2024Судебное заседание
21.10.2024Судебное заседание
02.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее