КРАСНОДАРСКРР™ КРАЕВОЙ РЎРЈР”
Дело <№...>а-9225/2022 (<№...>а-1599/2021)
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
07 апреля 2022 года <Адрес...>
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего <Р¤РРћ>13
судей <Р¤РРћ>7, <Р¤РРћ>6,
РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё <Р¤РРћ>7,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания <Р¤РРћ>3,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению <Р¤РРћ>8 Рє Администрации Рі. <Р¤РРћ>1 Рё Департаменту имущественных отношений Администрации Рі. <Р¤РРћ>1 РѕР± оспаривании решения органа местного самоуправления, заинтересованное лицо: Управление Росреестра РїРѕ Краснодарскому краю,
СЃ апелляционной жалобой представителя <Р¤РРћ>8 РЅР° основании доверенности <Р¤РРћ>4 РЅР° решение Лазаревского районного СЃСѓРґР° Рі.<Р¤РРћ>1 Краснодарского края РѕС‚ <Дата ...>.
Заслушав доклад, судебная коллегия,
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
<Р¤РРћ>8 обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Администрации Рі. <Р¤РРћ>1, РІ котором РїСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным изложенное РІ письменном сообщении Департамента имущественных отношений Администрации РѕС‚ <Дата ...> <в„–...> решение РѕР± отказе РІ «Продаже земельного участка, находящегося РІ муниципальной собственности, без проведения торгов» РІ отношении земельного участка СЃ кадастровым номером <Р¤РРћ>14 площадью <Р¤РРћ>15 РєРІ.Рј., категория земель: земли населенных пунктов, РІРёРґ разрешенного использования: строительство жилого РґРѕРјР°, расположенного РїРѕ адресу: Краснодарский край, Рі. <Р¤РРћ>1, <Адрес...>, участок <в„–...>; обязать Администрацию РІ лице Департамента заключить СЃ <Р¤РРћ>8 РґРѕРіРѕРІРѕСЂ купли-продажи названного земельного участка РїРѕ цене, установленной Рї. 2.3 РџРѕСЂСЏРґРєР° определения цены РЅР° продажу земельных участков, находящихся РІ муниципальной собственности Рі. <Р¤РРћ>1, утвержденного решением <Р¤РРћ>1 РѕС‚ <Дата ...> <в„–...>, равной 12% его кадастровой стоимости; обязать Управление Росреестра РїРѕ Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности <Р¤РРћ>8 РЅР° вышеуказанный земельный участок.
Ранее решением Лазаревского районного СЃСѓРґР° Рі.<Р¤РРћ>1 Краснодарского края РѕС‚ <Дата ...>Рі.требования <Р¤РРћ>8 были удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии РїРѕ административным делам Краснодарского краевого СЃСѓРґР° РѕС‚ <Дата ...> решение СЃСѓРґР° первой инстанции отменено РІ части. Апелляционная инстанция признала незаконным отказ, изложенный РІ РїРёСЃСЊРјРµ Департамента имущенных отношений администрации РіРѕСЂРѕРґР° <Р¤РРћ>1 РѕС‚ <Дата ...> <в„–...> Рё обязала департамент повторно рассмотреть заявление <Р¤РРћ>8
Р’ Четвертый кассационный СЃСѓРґ общей юрисдикции обратился СЃ кассационной жалобой <Р¤РРћ>5, указав, что данное дело рассмотрено без его участия, РѕРЅ является победителем торгов РїРѕ продаже аренды СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка, тем самым нарушены его права Рё законные интересы.
Кассационным определением Четвертого кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РѕС‚ <Дата ...>Рі. решение Лазаревского районного СЃСѓРґР° Рі. <Р¤РРћ>1 Краснодарского края РѕС‚ <Дата ...>Рі. Рё апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ административным делам Краснодарского краевого СЃСѓРґР° РѕС‚ <Дата ...> – отменены, административное дело направлено РЅР° РЅРѕРІРѕРµ рассмотрение РІ СЃСѓРґ первой инстанции РІ РёРЅРѕРј составе. РЎСѓРґРѕРј кассационной инстанции указано, РїСЂРё РЅРѕРІРѕРј рассмотрении Рѕ необходимости привлечь Рє участию РІ деле всех заинтересованных лиц.
<Дата ...>Рі. РІ Четвертый кассационный СЃСѓРґ общей юрисдикции обратилась СЃ кассационной жалобой администрация Рі.<Р¤РРћ>1 СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ приостановить исполнение решения СЃСѓРґР° РґРѕ окончания производства РІ СЃСѓРґРµ кассационной инстанции Рё отмене решения Лазаревского районного СЃСѓРґР° Рі.<Р¤РРћ>1 Краснодарского края РѕС‚ <Дата ...>Рі. Рё апелляционного определения судебной коллегии РїРѕ административным делам Краснодарского краевого СЃСѓРґР° РѕС‚ <Дата ...>
<Дата ...>Рі. определением Четвертого кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции кассационная жалоба администрации Рі.<Р¤РРћ>1 передана для рассмотрения РІ судебном заседании Четвертого кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции, приостановлено исполнение решения Лазаревского районного СЃСѓРґР° Рі.<Р¤РРћ>1 Краснодарского края РѕС‚ <Дата ...>Рі. РґРѕ окончания производства РІ СЃСѓРґРµ кассационной инстанции.
<Дата ...>Рі. кассационным определением Четвертого кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции кассационная жалоба администрации Рі.<Р¤РРћ>1 РЅР° решение Лазаревского районного СЃСѓРґР° Рі.<Р¤РРћ>1 Краснодарского края РѕС‚ <Дата ...>Рі. Рё РЅР° апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ административным делам Краснодарского краевого СЃСѓРґР° РѕС‚ <Дата ...> оставлена без рассмотрения РїРѕ существу.
Обжалуемым решением Лазаревского районного СЃСѓРґР° Рі.<Р¤РРћ>1 Краснодарского края РѕС‚ <Дата ...> РІ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления <Р¤РРћ>8 отказано.
РќРµ согласившись СЃ решением СЃСѓРґР°, <Р¤РРћ>8 подал апелляционную жалобу, РІ которой РїСЂРѕСЃРёР» решение Лазаревского районного СЃСѓРґР° Рі.<Р¤РРћ>1 Краснодарского края РѕС‚ <Дата ...> отменить, РїРѕ доводам, изложенным РІ апелляционной жалобе.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовыми уведомлениями о получении заказной корреспонденции.
РљСЂРѕРјРµ того, информация Рѕ судебном заседании опубликована РЅР° официальном сайте СЃСѓРґР° РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет», РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело РІ отсутствие РЅРµ явившихся лиц.
Проверив законность Рё обоснованность обжалуемого решения СЃСѓРґР° первой инстанции РІ полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, изучив отзыв РЅР° апелляционную жалобу заинтересованного лица <Р¤РРћ>5, судебная коллегия пришла Рє выводу РѕР± отсутствии оснований для изменения или отмены решения СЃСѓРґР°.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Как следует РёР· материалов дела, что что земельный участок СЃ кадастровым номером <Р¤РРћ>16 площадью <Р¤РРћ>17 РєРІ.Рј., расположенный РїРѕ адресу: Краснодарский край, Рі. <Р¤РРћ>1, <Адрес...>, участок <в„–...>, является собственностью муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ-РєСѓСЂРѕСЂС‚ <Р¤РРћ>1 (выписка РёР· ЕГРН <в„–...> РѕС‚ <Дата ...>).
<Дата ...> <Р¤РРћ>8 обратился РІ орган местного самоуправления СЃ заявлением, РІ котором РїСЂРѕСЃРёР» предоставить ему РІ собственность Р·Р° плату земельный участок СЃ кадастровым номером <Р¤РРћ>18 площадью 700 РєРІ.Рј., расположенный РїРѕ адресу: Краснодарский край, Рі. <Р¤РРћ>1, <Адрес...>, участок <в„–...>, находящийся РІ муниципальной собственности, без проведения торгов РїРѕ основанию, предусмотренному подпунктом 10 пункта 2 СЃС‚. 39.3 Р—Рљ Р Р¤, Рѕ чем свидетельствует соответствующая отметка РІ заявлении.
РџРёСЃСЊРјРѕРј РѕС‚ <Дата ...> <в„–...> Департамент имущественных отношений администрации РіРѕСЂРѕРґР° <Р¤РРћ>1 заявление <Р¤РРћ>8 возвратил, указав, что решение Рѕ предварительном согласовании СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка РЅРµ принималось.
Р’ соответствии СЃ Протоколом <в„–...> Рѕ результатах аукциона РѕС‚ <Дата ...>, РІ отношении земельного участка СЃ кадастровым номером <Р¤РРћ>19 площадью <Р¤РРћ>20.Рј., расположенного РїРѕ адресу: Краснодарский край, Рі. <Р¤РРћ>1, <Адрес...>, участок <в„–...> разрешенное использование «Для индивидуального жилищного строительства» проведен открытый аукцион, назначенный РЅР° <Дата ...> РїРѕ продаже права РЅР° заключение РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды земельного участка РЅР° 20 лет.
<Р¤РРћ>5 является победителем указанного открытого аукциона РїРѕ приобретению права заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды земельного участка СЃ кадастровым номером <Р¤РРћ>21 площадью <Р¤РРћ>22 РєРІ.Рј., расположенный РїРѕ адресу: Краснодарский край, Рі. <Р¤РРћ>1, <Адрес...>, участок <в„–...> разрешенное использование «Для индивидуального жилищного строительства».
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявленных административных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным истцом не представлены доказательства того, что он имеет право на заключение договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое иным уполномоченным органом, истцом не представлено, его реквизиты не указаны; кроме того, истцом не представлены доказательства незаконности проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка.
Соглашаясь с указанными выводами, судебная коллегия полагает, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий, предусмотренных положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем судом первой инстанции обосновано было отказано в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Р’ статье 8 Устава муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ-РєСѓСЂРѕСЂС‚ <Р¤РРћ>1, зарегистрированного Управлением Минюста Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Краснодарскому краю <Дата ...> Р·Р° в„– <в„–...>, указано, что владение, пользование Рё распоряжение имуществом, находящимся РІ муниципальной собственности РіРѕСЂРѕРґР° <Р¤РРћ>1, отнесены Рє вопросам местного значения.
На основании ч. 2 ст. 11 ЗК РФ именно органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно статьям 6 и 12 Федерального закона от <Дата ...> <№...>- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены обязанности органов, предоставляющих муниципальные услуги.
В соответствии с указанными статьями органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административным регламентом.
РќР° территории РіРѕСЂРѕРґР° <Р¤РРћ>1 РїСЂРёРЅСЏС‚ Рё действует Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков дящихся РІ муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного РїРѕРґСЃРѕР±РЅРѕРіРѕ хозяйства РІ границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам Рё крестьянских (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности», утвержденный постановлением администрации РіРѕСЂРѕРґР° <Р¤РРћ>1 РѕС‚ <Дата ...> <в„–...>.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регулируется нормами ст.39.11 ЗК РФ.
РќР° территории муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ - РєСѓСЂРѕСЂС‚ <Р¤РРћ>1 РїСЂРёРЅСЏС‚ Рё действует административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решения Рѕ проведении аукциона РїРѕ продаже земельного участка, находящегося РІ муниципальной собственности, или аукциона РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды земельного участка, находящегося РІ муниципальной собственности, РїРѕ заявлениям заинтересованных лиц», утвержденный постановлением администрации РіРѕСЂРѕРґР° <Р¤РРћ>1 РѕС‚ <Дата ...> <в„–...>.
Р’ соответствии СЃ Рї. 6 Регламента уполномоченным органом РїРѕ предоставлению муниципальной услуги является департамент имущественных отношений администрации РіРѕСЂРѕРґР° <Р¤РРћ>1.
Р’ соответствии СЃ Рї. 2 приложения Рє постановлению администрации РіРѕСЂРѕРґР° <Р¤РРћ>1 РѕС‚ <Дата ...> <в„–...> «Об организации Рё проведении аукциона РїРѕ продаже земельного участка или аукциона РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды земельного участка, находящегося РІ муниципальной собственности» (вместе СЃ «Порядком организации Рё проведения аукциона РїРѕ продаже земельного участка или аукциона РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды земельного участка, находящегося РІ муниципальной собственности», «Положением Рѕ РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ торгам РїРѕ продаже земельных участков или права РЅР° заключение РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ аренды земельных участков, находящихся РІ муниципальной собственности РіРѕСЂРѕРґР° <Р¤РРћ>1В»), обязанности РїРѕ организации Рё проведению аукционов РїРѕ продаже земельных участков или аукционов РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ аренды земельных участков, находящихся РІ муниципальной собственности, возложена РЅР° РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РїРѕ проведению торгов РїРѕ продаже земельных участков или продаже права РЅР° заключение Договоров аренды земельных участков, находящихся РІ муниципальной собственности, РІ пределах полномочий, предусмотренных пунктом 1 настоящего Постановления.
Согласно Рї. 1.3. Приложения <в„–...> Рє постановлению РѕС‚ <Дата ...> <в„–...> РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ является коллегиальным межведомственным органом РїРѕ вопросам организации проведения аукционов РїРѕ продаже земельных участков или права РЅР° заключение РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ аренды земельных участков, находящихся РІ собственности муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ-РєСѓСЂРѕСЂС‚ <Р¤РРћ>1.
Приложением <№...> к постановлению от <Дата ...> <№...> установлен порядок подготовки и проведения аукциона.
Р’ силу Рї. 21 административного регламента предоставление муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося РІ муниципальной собственности без проведения торгов», утвержденного постановлением администрации РіРѕСЂРѕРґР° <Р¤РРћ>1 РѕС‚ <Дата ...> <в„–...>, РѕРґРЅРёРј РёР· обязательных условий предоставления указанной муниципальной услуги является надлежащим образом заполненное заявление Рѕ предоставлении муниципальной услуги.
По указанному в заявлении основанию в соответствии с пунктом 10 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от <Дата ...> <№...>, предоставление муниципальной услуги осуществляется в отношении гражданина, подавшего заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Между тем, РІ представленном заявлении <Р¤РРћ>8 РЅРµ указана цель использования земельного участка. (Р».Рґ.17-18).
Таким образом, проанализировав вышеуказанные РЅРѕСЂРјС‹ права, администрацией Рі.<Р¤РРћ>1 обоснованно возвращено заявление <Р¤РРћ>8
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку по своему существу они основаны на неверном толковании заявителем норм действующего законодательства; направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
В то же время, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь статьями 307, 308, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лазаревского районного СЃСѓРґР° Рі.<Р¤РРћ>1 Краснодарского края РѕС‚ <Дата ...>- оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя <Р¤РРћ>8 РЅР° основании доверенности <Р¤РРћ>4 - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения, через суд первой инстанции.
Председательствующий <Р¤РРћ>23
РЎСѓРґСЊСЏ <Р¤РРћ>7
РЎСѓРґСЊСЏ Р’.<Р¤РРћ>24