Докладчик Степанова Э.А. апелляционное дело № 33-839/2019
судья Тяжева А.Ю.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 февраля 2019 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Юркиной И.В.,
судей Степановой Э.А., Карачкиной Ю.Г.
при секретаре судебного заседания Андрияновой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о возложении обязанности устранения нарушения природоохранного и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами, поступившее по апелляционной жалобе администрации Чебоксарского района Чувашской Республики на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 3 декабря 2018 года.
Заслушав доклад судьи Степановой Э.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обратилось в суд с иском к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики об обязании очистить место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельной участке, расположенном в <адрес>, с географическими координатами - №
Требование обосновано тем, что в рамках проведенной по обращению гражданки ФИО1 проверки на земельном участке, расположенном в <адрес>, выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов и строительного мусора на площади около № кв.м. Несанкционированное размещение отходов на указанной местности противоречит статьям 3, 11, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», создает угрозу неблагоприятного воздействия этих отходов на окружающую среду и среду жизнедеятельности граждан. Статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» обязанность очистки данного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от несанкционированно размещенных отходов производства и потребления возложена на ответчика.
В судебное заседание представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Павлова Н.В. исковых требований не признала, ссылаясь на то, что вопросы организации сбора и вывоза мусора относятся к полномочиям сельских поселений, в бюджетах сельских поселений на 2018 год предусмотрены денежные средства на проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок.
Представитель третьего лица администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, привлеченного к участию в деле на основании определения от 9 октября 2018 года, в судебном заседании не участвовал, просил о рассмотрении дела без его участия.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 3 декабря 2018 года на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики возложена обязанность в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения природоохранного и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами путем очистки места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельной участке, расположенном в <адрес> (географические координаты - №).
В апелляционной жалобе администрация Чебоксарского района Чувашской Республики просит об отмене решения суда и вынесении нового об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что администрация района не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относится к уставной деятельности администрации Чебоксарского района, а полномочия администрации по организации утилизации и переработки отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительными функциями органа. Возложение на администрацию района обязанности по сбору и вывозу отходов, размещенных неустановленным лицом на землях любой формы собственности, за счет средств местного бюджета влечет нарушение принципа самостоятельности бюджета, более того, администрацией Кшаушского сельского поселения организован вывоз твердых бытовых отходов из <адрес>, около которого обнаружена свалка, путем заключения договора со специализированной организацией. Также на момент рассмотрения дела свалка ликвидирована, о чем в материалы дела представлены фотографии, однако судом первой инстанции указанным обстоятельствам оценка не дана. Кроме всего прочего, выявленное место несанкционированного размещения отходов находится в границах и на территории Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района, а не на межпоселенческих территориях.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Иванова О.В. поддержала апелляционную жалобу, просила ее удовлетворить. Третье лицо администрация Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики обратилось с заявлением о рассмотрении дела без участия их представителя. Направленное в адрес истца судебное извещение возвращено в суд апелляционной инстанции в связи с истечением срока хранения, что согласно ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет его считать надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, проверив решение суда в порядке, предусмотренном ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке с учетом положений ч.3 ст.167 и ч.1 ст.327 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в <адрес> на площади около № кв.м. (географические координаты - №) выявлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и строительного мусора, что подтверждается актом обследования от 27 июня 2018 года, составленным главным специалистом-экспертом отдела охраны окружающей среди и регионального государственного экологического надзора Минприроды Чувашии ФИО2
Требование истца сводится к возложению на ответчика обязанности по очистке места вышеуказанной несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, при этом указанное требование предъявлено к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики со ссылкой на то, что Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов отнесено к числу вопросов местного значения муниципального района, а земельный участок под навалом мусора на входит в состав земель Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района, поскольку государственная собственность на этот земельный участок не разграничена.
Удовлетворяя требования истца и возлагая обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики со ссылкой на ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, на котором расположены твердые бытовые отходы, находится в распоряжении муниципального образования – Чебоксарский район Чувашской Республики.
Оспаривая судебное решение, апеллянт ссылается на то, что земельный участок на месте размещения твердых бытовых отходов находится на территории Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, в связи с чем администрации Чебоксарского района не является ответственным по очистке земельного участка от несанкционированной свалки лицом.
Судебная коллегия доводы апеллянта находит заслуживающими внимания.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому право корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Согласно ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", предусматривающей полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (ч.1). К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (ч.2).
Частью 2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п.1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (ч.3 ст.8).
В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к вопросам местного значения городского поселения.
Частью 3 ст.14 указанного Федерального закона определены вопросы, относящиеся к вопросам местного значения сельского поселения. При этом предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч.4).
Таким образом, вышеназванными положениями предусмотрена возможность закрепления законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставами муниципального района и сельского поселения вопроса участия в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов за сельским поселением.
В силу ч.4 ст.8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.19 ч.1 ст.8).
Пунктом 16 ч.1 ст.8 Устава Чебоксарского района Чувашской Республики (с учетом изменений, внесенных решением Собрания депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики №29-01 от 07.06.2018) к вопросам местного значения Чебоксарского района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Чебоксарского района.
На основании п.15 ч.1 ст.7 Устава Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (с учетом решения Собрания депутатов Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики №23-01 от 09.06.2018) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных бытовых отходов отнесено к вопросам местного значения Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района.
Соответственно, Законом Чувашской Республики и принятыми в уставами муниципального района и сельского поселения закреплено участие Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Кроме того, пунктом 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст) предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Однако, согласно примечанию к п.7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Материалами дела подтверждается, что обнаруженная несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов находится на территории Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, а не на межселенной территории.
При изложенном суд апелляционной инстанции констатирует, что администрация Чебоксарского района Чувашской Республики не является ненадлежащим ответчиком по иску Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, поскольку обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории сельского поселения, в том числе по ликвидации обнаруженной несанкционированной свалки на территории сельского поселения возложена на администрацию Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики.
В силу ст.1 Устава Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики Кшаушское сельское поселение – муниципальное образование, наделенное статусом сельского поселения Законом Чувашской Республики от 24.11.2004 №37.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что объем полномочий в сфере обращения с отходами, предоставленный указанному муниципальному образованию Законом Чувашской Республики от 18.10.2004 №19 с использованием формулировки "участие", не может быть сведен к формальному участию сельского поселения в сборе и вывозе бытовых отходов и не означает права игнорирования ответчиком существующих несанкционированных свалок. Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления (ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ). С учетом приведенных выше норм действующего законодательства обязанность участвовать в организации деятельности по сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе по ликвидации образовавшихся несанкционированных свалок на территории сельского поселения с целью решения вопросов местного значения возложена, в первую очередь, на сельское поселение.
На основании ст.130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе в части организации и сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Тот факт, что стихийная свалка образована на земельном участке, находящемся в распоряжении муниципального образования – Чебоксарский район Чувашской Республики, определяющего значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку не влияет на решение вопроса о субъекте ответственности по требованию истца.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанности осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы возложены как на собственников земельных участков, так и на лиц, не являющиеся собственниками земельных участков.
При изложенном судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для возложения на ответчика обязанности по устранению выявленного нарушения природоохранного и санитарного законодательства не имеется, такой вывод суда первой инстанции не соответствует обстоятельствам дела. В связи с этим судебное постановление подлежит отмене согласно п.3 ч.1 ст.330 ГПК РФ с принятием нового об отказе в удовлетворении иска Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
Поскольку судебный акт подлежит отмене, иные доводы апелляционной жалобы, касающиеся ликвидации свалки к моменту разрешения спора, оставляются судебной коллегией без оценки.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 3 декабря 2018 года отменить и принять по делу новое решение,
которым Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в удовлетворении исковых требований к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о возложении обязанности очистить место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке, расположенном в <адрес>, отказать.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи: Э.А. Степанова
Ю.Г. Карачкина