№ 5-265/2024
УИД 11RS0016-01-2024-001543-04
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Долгих Е.А.,
при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,
рассмотрев в судебном заседании 09 октября 2024 года в с. Выльгорт дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, расположенной по адресу: ул. Д.Каликовой, д. 62, с. Выльгорт, Сыктывдинский район, Республика Коми, ИНН 1109005200, ОГРН 1021100971352,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении №-АП от 13.08.2024, составленному судебным приставом-исполнителем Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Дризд В.А., юридическое лицо – администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми в полном объеме не исполнила требования исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок вновь установленный требованием судебного пристава-исполнителя от 23.04.2024 – до 24.06.2024 – не организовала проведение мероприятий по ликвидации отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории сельского поселения «Пажга», то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.2.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 01.03.2022 на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми возложена обязанность в срок до 01.06.2022 организовать проведение мероприятий по ликвидации отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории сельского поселения «Пажга» в точках с координатами: №61°20"42.5" Е 050°34"39.8" - начало свалки; №61°20"43.3" Е 050°34"39.5"- конец свалки.
Взыскателю – прокуратуре Сыктывдинского района выдан исполнительный лист серии ФС №.
На основании указанного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем ОСП по Сыктывдинскому району 25.07.2022 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП.
11.04.2024 судебным приставом-исполнителем ОСП по Сыктывдинскому району вынесено постановление о передаче исполнительного производства №-ИП в СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России.
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России от 18.04.2024 исполнительное производство №-ИП. принято к производству СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России и ему присвоен номер №.
05.09.2022 в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. 13.02.2023 администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. 14.02.2024, 10.04.2024 должник администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми привлечена к административной ответственности предусмотренной ч.2 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
06.10.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Сыктывдинскому району осуществлен выход с целью проверки исполнения решения Сыктывдинского районного суда Республики Коми по делу №2а-51/2022 от 01.03.2022, в результате которого составлен акт, из которого следует, что требования исполнительного документа в полном объеме не исполнены.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 26.04.2023 администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми предоставлена отсрочка исполнения решения по делу №2а-51/2022, сроком до 31.12.2023.
26.04.2024 должником администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми получено постановление судебного пристава-исполнителя от 23.04.2024 № об исполнении решения Сыктывдинского районного суда Республики Коми по делу №2а-51/2022 от 01.03.2022 в срок до 24.06.2024.
По истечении предоставленного срока установлено, что требования исполнительного документа в полном объеме не исполнены.
В течение срока исполнения указанного требования должник в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения не обращался, что свидетельствует об отсутствии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми – Сёмина О.В. вину в совершении вменяемого правонарушения не признала, поддержала письменные пояснения, указав, что администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми предпринимались меры, направленные на исполнение судебного акта, в том числе и после требования от 23.04.2024. Бюджет муниципального района «Сыктывдинский» является дефицитным. В целях исполнения судебного решения администрация неоднократно обращалась с ходатайствами о выделении денежных средств для исполнения указанного судебного решения. После поступления денежных средств, администрация нашла подрядчика и заключила с ним соответствующий договор. В настоящее время решение суда исполнено в полном объеме, 12.09.2024 в адрес СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России направлено ходатайство об окончании исполнительного производства №-ИП. До настоящего времени данное ходатайство не разрешено. При указанных обстоятельствах оснований для привлечения администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется. Кроме того, в направленном в адрес администрации постановлении о назначении нового срока исполнения от 23.04.2024 отсутствует предупреждение об ответственности, предусмотренной частью 2.1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В составленном судебным приставом-исполнителем протоколе не нашли своего отражения доводы должника, изложенные в пояснениях, направленных в адрес СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, судебный пристав-исполнитель СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России Дризд В.А., надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав и проанализировав материалы административного дела, материалы гражданского дела №2а-51/2022, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании ч. 1 ст. 2.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
За неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, предусматривающая наложение административного штрафа на юридических лиц - от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон №229-ФЗ).
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (ст. 2 Закона №229-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона №229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ст.ст. 6, 113 Закона №229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно взаимосвязанным положениям ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12-1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» и ч. 8 ст. 5 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ», вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 01.03.2022 на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми возложена обязанность в срок до 01.06.2022 организовать проведение мероприятий по ликвидации отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории сельского поселения «Пажга» в точках с координатами: N 61°20"42.5" Е 050°34"39.8" - начало свалки; N 61°20"43.3" Е 050°34"39.5" - конец свалки.
Взыскателю – прокуратуре Сыктывдинского района выдан исполнительный лист серии ФС №.
На основании указанного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем ОСП по Сыктывдинскому району 25.07.2022 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП.
05.09.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление, которым с администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в рамках исполнительного производства взыскан исполнительский сбор.
Постановлением Врио начальника ОСП по Сыктывдинскому району УФССП по Республике Коми от 13.02.2022 администрация муниципального района «Сыктывдинский» привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 26.04.2023 администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми предоставлена отсрочка исполнения решения Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 01.03.2022 по делу № 2а-51/2022 до 31.12.2023.
В последующем, вступившим в законную силу постановлением ОСП по Сыктывдинскому району УФССП по Республике Коми от 10.04.2024 администрация привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России от 18.04.2024 исполнительное производство №-ИП. принято к производству СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России и ему присвоен №-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России от 23.04.2024 администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 24.06.2024.
17.06.2024 администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми в адрес СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России направлено ходатайство о продлении срока исполнения постановления от 23.04.2024, в удовлетворении которого письмом № от 06.07.2024 в удовлетворении ходатайства отказано.
13.08.2024 судебным приставом-исполнителем СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России составлен акт об обнаружении признаков правонарушения, из которого следует, что администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми не исполняет решение суда от 01.03.2022, в связи с чем, ею совершено действие (бездействие), содержащее признаки правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
30.07.2024 судебным приставом-исполнителем СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России в адрес администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по ч. 2.1 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В ответ на данное уведомление администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми 12.08.2024 направила письменные пояснения, в которых указала, что 11.08.2024 между администрацией и ООО «ЭкоТранс» заключен договор на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки на территории сельского поселения «Пажга» №, в соответствии с условиями которого подрядчик принял на себя обязательство ликвидировать свалки в срок до 31.10.2024. Кроме того, в данном уведомлении должник просил отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения. Также к письменным пояснениям приложила соответствующие документы, подтверждающие, в том числе, затруднение исполнения решения суда в виду отсутствия финансирования.
В связи с неисполнением администрацией в полном объеме требований исполнительного документа, содержащих требования неимущественного характера, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения в срок до 24.06.2024 – вновь установленный судебным приставом-исполнителем постановлением от 23.04.2024 после вынесения постановления о наложении штрафа и отсутствием уважительных причин неисполнения требований, в отношении администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми судебным приставом – исполнителем составлен протокол об административном правонарушении №-АП от 13.08.2024 по ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно положениям ст. 26.1, 26.2, 267, 26.10, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации. Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ч.2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствие со ст. 9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета.
В соответствии с действующим законодательством администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, являясь органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе РФ и обязана использовать выделенные бюджетные средства по их целевому назначению в установленном законом порядке, в связи с чем, средства бюджета не могут расходоваться органом местного самоуправления произвольно на нужды, не предусмотренные утвержденным проектом бюджета.
Из представленных законным представителем администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми доказательств, а также материалов исполнительного производства следует, что должником предпринимались меры, направленные на исполнение решение Сыктывдинского районного суда, в рамках которого возбуждено рассматриваемое административное дело.
Администрация муниципального района «Сыктывдинский», являясь органом местного самоуправления, осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.
В силу части 2 статьи 80.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется указанными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями в пределах средств, предусмотренных на эти цели соответствующими бюджетами бюджетной системы РФ, а также в соответствии с планами мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с планом мероприятий субъекта РФ – Республика Коми, утвержденным министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 27.02.2024, мероприятия по ликвидации отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории сельского поселения «Пажга» запланированы в период с 01.01.2024 по 01.12.2026 за счет средств местного бюджета.
Первоначально в бюджете муниципального района «Сыктывдинский», утвержденном решением Совета муниципального района «Сыктывдинский» от 21.12.2023 №35/12-1 «О бюджете муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» предусмотрено 700 000 рублей.
Согласно плану мероприятий в период с 01.01.2024 по 31.12.2026 запланированы мероприятия по ликвидации отходов производства и потребления с нескольких несанкционированных мест размещения отходов, при этом часть средств в размере 599 000 рублей ушло на частичную ликвидацию несанкционированной свалки на территории сельского поселения «Озёл».
04.06.2024 администрацией района в адрес Председателя Совета муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми направлен запрос о выделении дополнительных денежных средств в размере 882 139 300 рублей для решения первоочередных задач и снижения нагрузки на муниципальный бюджет в рамках возбужденных исполнительных производств, в том числе в отношении ликвидации отходов производства и потребления с мест несанкционированного размещения отходов, расположенных на территории сельского поселения «Пажга».
10.06.2024 Управление финансов администрации направило в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми запрос о предоставлении сведений о прогнозе поступления в бюджет муниципального района доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду на 2025-2027 годы и ожидаемую оценку поступления на 2024 год в целях разработки проекта консолидированного бюджета.
После получения сведений об ожидаемых поступлениях администрацией муниципального района «Сыктывдинский» проводились мероприятия по внесению в бюджет, в соответствии с порядком внесения изменений в решение Совета муниципального района «Сыктывдинский» о бюджете, установленным статьей 15 Решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 30.11.2021 № «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном районе «Сыктывдинский» Республики Коми».
Так в соответствии с указанным порядком, администрация муниципального района «Сыктывдинский» разработала и предоставила на рассмотрение Совета муниципального района «Сыктывдинский» проект решения о внесении изменений в решение о бюджете муниципального района «Сыктывдинский», одновременно с проектом решения о внесении изменений в бюджет муниципального района «Сыктывдинский» представила пояснительную записку с обоснованием причин предлагаемых изменений в решение о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
Внесение изменений в решение о бюджете муниципального района «Сыктывдинский» в части увеличения расходов бюджета допускается при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет муниципального района «Сыктывдинский» и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета муниципального района «Сыктывдинский».
Проект решения о внесении изменений в бюджет муниципального района «Сыктывдинский» направлен администрацией муниципального района «Сыктывдинский» в Совет муниципального района «Сыктывдинский» и Контрольно-счетную палату муниципального района «Сыктывдинский» на заключение.
19.06.2024 Контрольно-счетная палата муниципального района «Сыктывдинский» подготовив заключение по проекту решения, направила его в Совет муниципального района «Сыктывдинский» до заседаний постоянных комиссий Совета муниципального района «Сыктывдинский» с одновременным направлением заключения в администрацию муниципального района «Сыктывдинский».
Советом муниципального района «Сыктывдинский» на очередном заседании проект решения о внесении изменений в решение о бюджете муниципального района «Сыктывдинский» на текущий финансовый год и плановый период рассмотрен и принято решение о принятии проекта решения.
Проект решения Совета муниципального района «Сыктывдинский» о внесении изменений в решение о бюджете на 2024-2026 годы размещен на официальном сайте администрации муниципального района «Сыктывдинский» 13.06.2024.
28.06.2024 решением Совета муниципального района «Сыктывдинский» № внесены изменения в бюджет муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, увеличены доходы в части экологических платежей.
По состоянию на 01.07.2024 на цели, указанные в статье 80.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в бюджет муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» поступило 1 334 993 рубля 81 копейка.
После получения дополнительных денежных средств, 11.08.2024 между администрацией и ООО «ЭкоТранс» заключен договор на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки на территории сельского поселения «Пажга» №, в соответствии с условиями которого подрядчик принял на себя обязательство ликвидировать свалки в срок до 31.10.2024.
В свою очередь администрация обратилась в СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России с заявлением об отложении исполнительных действий и принятии мер принудительного исполнения, которое информационным письмом от 13.08.2024 оставлено без удовлетворения.
20.08.2024 администрация обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения до 01.12.2024, определением от 03.09.2024 указанное заявление удовлетворено.
12.09.2024 администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми в адрес СОСП по Республике Коми направлено ходатайство об окончании исполнительного производства №-ИП.
До настоящего времени указанное ходатайство судебным приставом-исполнителем СОСП по Республике Коми не разрешено.
Также в постановлении судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России от 23.04.2024, которым администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 24.06.2024, не содержатся сведения о предупреждении должника о возможности привлечения к административной ответственности по ч.2.1 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае неисполнения требований.
Таким образом, в срок, установленный требованием судебного пристава срок должником поэтапно предпринимались все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований судебного акта.
Согласно частям 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Диспозиция ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность должника в случае неисполнения исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением, в том числе, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, в связи с чем, в материалах дела должны содержаться сведения об установлении судебным приставом - исполнителем нового срока исполнения требований исполнительного документа после вынесения и вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа.
Также из буквального толкования судебного акта, а также требования судебного пристава, направленного в адрес должника, от 23.04.2024 следует, что администрации следует организовать проведение мероприятий по ликвидации отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, а не устранить их. При этом в данном требовании не указаны конкретные действия, которые администрация должна была совершить в срок до 24.06.2024.
Таким образом, суд считает, что неисполнение решения суда в полном объеме обусловлено объективными обстоятельствами, а не умышленным бездействием администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, которым приняты все зависящие от него меры во исполнение решения суда, за неисполнение которого предусмотрена ответственность по ч.2.1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2018 №2478-О положения части 4 статьи 24.5 Кодекса, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
Кроме того, согласно ч.4 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, вносилось или направлялось предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
В соответствие с пп.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что юридическое лицо - администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми не может быть признана виновной в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Руководствуясь пп.2 ч.1 ст.24.5, ст. 29.9 -29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица – администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мотивированное постановление изготовлено 12.10.2024.
Судья Е.А. Долгих