дело № 2-503/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерацииг. Козьмодемьянск 02 июня 2016 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Ерофеевой Н.Н.,
с участием истца представителя истца Любимовой Н.Н. Кудряшова А.Г., действующего на основании доверенности <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл Рипановой М.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Любимовой <данные изъяты> к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл о признании права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности,
установил:
Любимова Н.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (далее - УПФ в г. Козьмодемьянске), просила признать отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж период работы с 05.01.1994 г. по 25.08.1994 г. в качестве руководителя детских демократических организаций, периоды нахождения в учебных отпусках с 17.10.1994 г. по 30.10.1994 г., с 13.03.1995 г. по 28.03.1995 г., с 16.10.1995 г. по 30.10.1995 г., с 18.03.1996 г. по 31.03.1996 г., с 25.11.1996 г. по 08.12.1996 г., с 14.04.1997 г. по 27.04.1997 г., с 24.11.1997 г. по 07.12.1997 г., 14.12.1998 г. по 27.12.1998 г., с 10.05.1999 г. по 29.05.1999 г., с 01.07.1999 г. по 16.09.1999 г., 29.11.1999 г. по 16.12.1999 г., периоды нахождения на курсах по переподготовке и квалификации кадров с 16.08.2004 г. по 27.08.2004 г., 30.07.2007 г. по 10.08.2007 г., с 02.06.2008 г. по 20.06.2008 г., с 11.11.2013 г. по 15.11.2013 г. и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения в пенсионный фонд, т.е. 25.03.2016 г. В обоснование иска указала, что решением УПФ в г. Козьмодемьянске от 07 апреля 2016 г. Любимовой Н.Н. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа в связи с педагогической деятельностью, из специального стажа исключены, в том числе вышеуказанные периоды. Полагает отказ ответчика в назначении страховой пенсии незаконным, не соответствующим положениям пенсионного законодательства. При включении в стаж указанных периодов работы она на момент обращения в пенсионный орган приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В суд истец Любимова Н.Н., будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, ее представитель Кудряшов А.Г. заявленные требования поддержал по изложенным выше доводам, дополнительно пояснил, что в период с 05.01.1994 г. по 25.08.1994 г. Любимова Н.Н. согласно записям в трудовой книжке работала пионервожатой, о приказе о переводе ее на должность руководителя детских демократических организаций она не знала, в установленном порядке не была с ними ознакомлена.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в городе Козьмодемьянске Рипанова М.В., возражая против удовлетворения иска, пояснила, что работа в должности руководителя детских демократических организаций не подлежит включению в специальный стаж в связи с осуществлением педагогических деятельности, поскольку наименование указанной должности Списком не предусмотрено В спорные периоды нахождении в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации истица непосредственно не осуществляла педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, а обучалась с отрывом от основного места работы, т.е. в период, не дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Притом, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном исчислении.
Суд, заслушав сторон, исследовав письменные доказательства, материалы пенсионного дела, приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.ст.7, 37 ч.3, 39 ч.1 Конституции РФ).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 частью 2 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). При этом, такая дифференциация должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части1 и 2 Конституции РФ), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии, лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть взаимообусловлены.
Кроме того, как отмечалось в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагает, по смыслу статьей 1, 2, 6 (часть2), 15 (часть 4), 17 (часть1), 18, 19 и 55 (часть1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что 25 марта 2016 года Любимова Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в УПФ в г. Козьмодемьянске с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи осуществлением педагогической деятельности.
Решением комиссии УПФ в г. Козьмодемьянске от 07 апреля 2016 г. истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа педагогической деятельности. По решению комиссии на дату обращения у Любимовой Н.Н. имеется специальный стаж 24 года 15 дней.
При этом в специальный стаж ответчиком не были зачтены периоды работы истицы: с 05.01.1994 г. по 25.08.1994 г. в качестве руководителя детских демократических организаций, периоды нахождения в учебных отпусках с 17.10.1994 г. по 30.10.1994 г., с 13.03.1995 г. по 28.03.1995 г., с 16.10.1995 г. по 30.10.1995 г., с 18.03.1996 г. по 31.03.1996 г., с 25.11.1996 г. по 08.12.1996 г., с 14.04.1997 г. по 27.04.1997 г., с 24.11.1997 г. по 07.12.1997 г., 14.12.1998 г. по 27.12.1998 г., с 10.05.1999 г. по 29.05.1999 г., с 01.07.1999 г. по 16.09.1999 г., 29.11.1999 г. по 16.12.1999 г., периоды нахождения на курсах по переподготовке и квалификации кадров с 16.08.2004 г. по 27.08.2004 г., 30.07.2007 г. по 10.08.2007 г., с 02.06.2008 г. по 20.06.2008 г., с 11.11.2013 г. по 15.11.2013 г.
Однако, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что периоды нахождения истицы в оплачиваемых учебных отпусках во время работы в качестве учителя начальных классов <данные изъяты> <адрес> <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 27.04.1997 г., с 24.11.1997 г. по 07.12.1997 г., 14.12.1998 г. по 27.12.1998 г., с 10.05.1999 г. по 29.05.1999 г., с 01.07.1999 г. по 16.09.1999 г., 29.11.1999 г. по 16.12.1999 г. (7 месяцев 19 дней), а также периоды обучения <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ
й)вки и квалификации кадров,-х лет.и, засчтывааются периоды работывыполняеЛюбимовой Н.Н. на курсах по переподготовке и квалификации кадров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 17 дней) подлежат включению в специальный стаж истицы, как периоды осуществления педагогической деятельности.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 173 Трудового кодекса Российской Федерации, а также ранее действующей статьей 196 КЗоТ РСФСР, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившем самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам балакавриата, программа специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Положениями ст. 112 КЗоТ РФ также предусматривалось, что за работниками, направленными для повышения квалификации с отрывом от производства сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством (средний заработок).
Поэтому периоды нахождения в дополнительном (ученическом) оплачиваемом отпуске, а также нахождения в курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Предоставленной работодателем ГБОУ РМЭ <данные изъяты> <адрес> <данные изъяты> справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость по льготной работе, от 25 марта 2016 г. № 116 предоставление истице указанных учебных отпусков, а также направление на курсы переподготовки и квалификации кадров в спорные периоды подтверждается.
Поскольку в указанные периоды Любимова Н.Н. в работала в должности, период которой включены в специальный стаж работы, то должны быть зачтены в специальный стаж и спорные периоды, так как за истицей в то время сохранялось место работы и заработная плата, с которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.
Довод ответчика о том, что спорные периоды нахождения не подлежат включению в специальный стаж, поскольку это не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, является несостоятельным. Отсутствие в этих Правилах прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нахождения лица на курсах повышения квалификации не является основанием для исключения данных периодов из стажа педагогической деятельности, поскольку они фактически приравнены законодательством к периодам трудовой деятельности.
Кроме этого, в силу пункта 5 Правил дополнительные оплачиваемые отпуска включаются в специальный стаж. Отсутствие в п. 5 Правил прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках и курсах повышения квалификации не является основанием для исключения данных периодов из стажа педагогической деятельности.
Согласно записям в трудовой книжке Любимова Н.Н. в период с 27.08.1990 г. по 26.08.1994 г. работала старшей пионервожатой в <данные изъяты>. В периоды с 16.10.1991 г. по 04.01.1994 г. Любимова Н.Н. находилась в отпуске по беременности и родам, а затем по уходу за ребенком до 3-х лет.
Возможность включения в специальный стаж работы в качестве пионервожатой предусматривалась Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, которое утратило силу с 01 октября 1993 г.
В силу этого ответчик правомерно зачел истице в специальный педагогический стаж только период с 27.08.1990 г. по 15.10.1991 г. Правовых оснований для распространения условий, предусмотренных Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, применительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется. При этом Списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 78 должность пионервожатой или старшей пионервожатой не предусмотрена.
Исходя из этого, исковые требования о включении в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы истицы в должности старшей пионервожатой <данные изъяты> с 04.01.1994 г. по 27.08.1994 г. удовлетворению не подлежат.
Несостоятельны и доводы истца в части того, что в спорный период истица выполняла обязанности аналогичные обязанностям организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
Устанавливать тождество профессий (должностей) в компетенцию суда не входит. Тем более что истицей не представлены доказательства того, что в спорный период в штатном расписании Козьмодемьянской школе-интернате отсутствовала должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы и обязанности по данной должности выполняла именно она. Должность же руководителя детских демократических организаций Списками не предусмотрена.
Учитывая, что при включении спорных периодов нахождения в учебных отпусках и на курсах переподготовки и квалификации кадров на момент обращения УПФ в г. Козьмодемьянске у истицы отсутствовала требуемая продолжительность стажа работы, дающая право на досрочное назначение пенсии по старости (24 года 15 дней + 7 месяцев 19 дней + 1 месяц 17 дней = 24 года 09 месяцев 21 день), суд считает, что правовых оснований и для возложения на ответчика обязанности назначить Любимовой Н.Н. досрочную страховую пенсию по старости с 25 марта 2016 г. и соответственно признать отказ ГУ - УПФ РФ в городе Козьмодемьянске в назначении такой пенсии незаконным не имеется, поскольку истица по состоянию на указанную дату не выработала требуемого стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 19 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В то же время, принимая во внимание то обстоятельство, что истица в настоящее время продолжает работать в должности, дающей ей право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, о чем свидетельствуют записи в трудовой книжке, она вправе требовать назначения страховой пенсии по старости досрочно с момента возникновения такого права.
В соответствии со ст. 88, 98 ГПК РФ, учитывая удовлетворение и неимущественный характер исковых требований, с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию понесенные по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Любимовой <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения Любимовой <данные изъяты> в учебных отпусках с 17.10.1994 г. по 30.10.1994 г., с 13.03.1995 г. по 28.03.1995 г., с 16.10.1995 г. по 30.10.1995 г., с 18.03.1996 г. по 31.03.1996 г., с 25.11.1996 г. по 08.12.1996 г., с 14.04.1997 г. по 27.04.1997 г., с 24.11.1997 г. по 07.12.1997 г., 14.12.1998 г. по 27.12.1998 г., с 10.05.1999 г. по 29.05.1999 г., с 01.07.1999 г. по 16.09.1999 г., 29.11.1999 г. по 16.12.1999 г., периоды нахождения ее на курсах по переподготовке и квалификации кадров с 16.08.2004 г. по 27.08.2004 г., 30.07.2007 г. по 10.08.2007 г., с 02.06.2008 г. по 20.06.2008 г., с 11.11.2013 г. по 15.11.2013 г.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Признать за Любимовой <данные изъяты> право на назначение страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента возникновения права на указанную пенсию.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики в пользу Любимовой <данные изъяты> в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 03 июня 2016 г.