Дело № 2-1185/2013
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Архипова В.В.
с участием помощника <данные изъяты> межрайпрокурора М.
при секретаре судебного заседания Гавриловой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску <данные изъяты> межрайонного прокурора Чувашской Республики поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Поселения об обязании обратиться в <данные изъяты> отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о постановке гидротехнического сооружения (плотины) на учет в качестве бесхозного и совершить действия по принятию гидротехнического сооружения в муниципальную собственность,
у с т а н о в и л:
<данные изъяты> межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Поселения об обязании обратиться в Управление с заявлением о постановке гидротехнического сооружения (плотины) на учет в качестве бесхозяйного и совершить действия по принятию гидротехнического сооружения в муниципальную собственность.
Требования мотивированы тем, что <данные изъяты> межрайонной прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры <данные изъяты> проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего вопросы эксплуатации гидротехнических сооружений в Поселении. В ходе проверки выявлены нарушения требований действующего законодательства в указанной сфере, а именно, что гидротехническое сооружение -плотина пруд, расположенный <адрес> является бесхозяйным, не имеет ни собственника, ни эксплуатирующей организации и находится в аварийном состоянии. Данная плотина пруд находится на территории Поселения, которое является самостоятельным муниципальным образованием. Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации гидротехнического сооружения (плотины) приводит к неисполнению установленных законодательством требований по обеспечению безопасности организации местного самоуправления в РФ. Статус указанного сооружения как бесхозяйного, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения муниципального образования, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гибели людей. Просит признать бездействие администрации Поселения выразившегося в непринятии мер направленных на постановку на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения - плотины, расположенной на территории <адрес>, незаконным и обязании ответчика в трехмесячный срок со дня вынесения решения принять комплекс мер направленных на постановку гидротехнического сооружения, на учет в Управлении <данные изъяты>, как бесхозяйный и совершить действия по принятию гидротехнического сооружения - плотины в муниципальную собственность ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании помощник <данные изъяты> межрайонного прокурора М. исковые требования прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в нем и вновь приведя их в зале суда, просила суд обязать администрацию Поселения в <данные изъяты> срок со дня вступления решения в законную силу принять комплекс мер, направленных на постановку плотины, расположенной <адрес> на учет в Управлении <данные изъяты>, как бесхозяйное и ДД.ММ.ГГГГ оформить в муниципальную собственность.
Представитель ответчика - глава администрации Поселения И. исковые требования прокурора признал в полном объеме и суду пояснил, что действительно на территории муниципального образования в <адрес> имеется плотина пруд, который на учет не поставлен и на балансе муниципального образования не состоит. Не состоит на учете и в других регистрирующих органах. Обязуется принять меры направленных на постановку гидротехнического сооружения, на учет в Управлении <данные изъяты>, как бесхозяйный и совершить действия по принятию гидротехнического сооружения - плотины в муниципальную собственность до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ранее ДД.ММ.ГГГГ невозможно оформить плотину в собственность муниципального образования, так как после постановки на учет, объект недвижимости еще год стоит на учете, как бесхозяйный.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую, собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из акта проверки следует, что ДД.ММ.ГГГГ помощником <данные изъяты> межрайонного прокурора П., главным специалистом экспертом отдела земельных и имущественных отношений администрации <данные изъяты> Ф. проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего вопросы эксплуатации гидротехнических сооружений в Поселении (л.д. <данные изъяты>). В ходе указанной проверки выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Федеральным законом от 21.07.1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее Закон № 117-ФЗ) установлены определенные требования по эксплуатации гидротехнических сооружений.
В абзаце 2 статьи 3 указанного закона определено, что к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Согласно п.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Из материалов дела следует, что на территории Поселения в <адрес> имеется гидротехническое сооружение - противоэрозионная плотина, инвентарный №, длиной <данные изъяты> м, шириной <данные изъяты> м, объемом <данные изъяты> куб. м., являющиеся объектом недвижимости (л.д. <данные изъяты>).
Справкой отдела имущественных и земельных отношений администрации <данные изъяты> подтверждается, что плотина <адрес> является бесхозяйной и на балансе администрации <данные изъяты> и <данные изъяты> не состоит (л.д.<данные изъяты>).
Уведомлением Управления от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что сведениями о правах на объекты недвижимого имущества гидротехнического сооружения - плотины (пруда) <адрес> не располагает, т.к. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации прав на этот объект отсутствует (л.д.<данные изъяты>).
Согласно письму главы администрации Поселения от ДД.ММ.ГГГГ, противоэрозионная плотина, ДД.ММ.ГГГГ постройки, расположенная по адресу: <адрес>, на учете в реестре муниципального имущества сельского поселения не значится (л.д<данные изъяты>).
Не значится указанная противоэрозионная плотина, ДД.ММ.ГГГГ постройки, расположенная по адресу: <адрес> и в реестре государственного имущества <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>).
С учетом изложенного, суд считает установленным на основании указанных выше доказательств, что плотина пруд <адрес>, как отдельное гидротехническое сооружение - плотина, не имеет собственника и является бесхозяйной вещью. Плотина создана и используется для образования водоема, принадлежностью автодороги не является.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке определенном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580.
В соответствии со ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
На основании п. п. <данные изъяты> Устава Поселения (принятого решением Собрания депутатов Поселения от ДД.ММ.ГГГГ №) к вопросам местного значения <данные изъяты> сельского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (л.д. <данные изъяты>).
В соответствии со ст. 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
В соответствии с требованиями ФЗ № 131-ФЗ, Устава Поселения, Федерального закона от21.07.1997 года № 117-ФЗ ответчик обязан участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, в данном случае плотины, при ее эксплуатации. Выполнить возложенную на ответчика указанную обязанность он может при условии исполнения требований ч. 3 ст. 225 ГК РФ, то есть, орган местного самоуправления обязан поставить на учет бесхозяйную недвижимую вещь - плотину.
От исполнения своей обязанности ответчик уклоняется, что является незаконным. Бездействие администрации Поселения по неприятию мер по постановке на учет гидротехнического сооружения - земляной плотины <адрес>, как бесхозяйного имущества, отсутствие контроля за техническим состоянием плотины может повлечь создание чрезвычайной ситуации, причинение ущерба здоровью людей, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Суд считает, для оформления необходимой документации и подачи заявления о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества в Управление <данные изъяты> администрации Поселения срок до ДД.ММ.ГГГГ является разумным, а для оформления в собственность до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 374-ФЗ) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования <данные изъяты> межрайонного прокурора поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Поселения, выразившиеся в непринятии мер, направленных на постановку на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения - плотины, расположенной на территории муниципального образования <адрес>
Обязать администрацию Поселения в <данные изъяты> срок со дня вступления решения в законную силу принять комплекс мер, направленных на постановку гидротехнического сооружения - плотины, расположенной <адрес> на учет в Управлении <данные изъяты>, как бесхозяйной.
Обязать администрацию Поселения сроком не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять в муниципальную собственность гидротехническое сооружение - плотину, расположенную <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через районный суд в месячный срок со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья В.В. Архипов