Дело № 2-375/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2024 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Байметова А.А., при секретаре – Назарове В.Ю., с участием представителя истца – адвоката Маренчук М.В., представителя ответчика – Лебедева М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по городу Севастополю об обязании назначить страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Севастополю, в котором с учетом изменения требований просит:
- признать за ней право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ и ст. 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019;
- признать решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по г. Севастополю № 143199/22 от 20.03.2023 и 43408/23 от 21.04.2023 об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ незаконными;
- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по г. Севастополю исчислить ИПК для определения права на пенсию в соответствии с п.3 ст. 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, из расчета 1 ИПК за 1 стаж работы на территории Республики Беларусь с 13.03.1992;
- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по г. Севастополю назначить Дмитриевой Ирине Викторовне, страховую пенсию по старости, в соответствии со ст. 8, ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ и Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 с 15.12.2022.
Исковые требования обоснованы тем, что 15.12.2022 Дмитриева И.В. обратилась в Отделение СФР по г. Севастополю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8, ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ и ст. 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019. Решением об отказе в установлении пенсии № 143199/22 от 20.03.2023 ей было незаконно отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за якобы отсутствия необходимого страхового стажа и величины ИПК для лиц достигших пенсионного возраста в 2021 году. Данный отказ истец считает незаконным и необоснованным, в связи с чем, обратилась с настоящим иском за судебной защитой своих пенсионных прав.
В судебном заседании представитель истца исковые требования с учетом внесенных уточнений поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что истец является гражданкой Республики Беларусь и постоянно проживает на территории РФ, в связи с чем, имеет право на страховую пенсию по старости в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения уточненного искового заявления в полном объеме, полагал, что решение об отказе в назначении истцу страховой пенсии по старости является законным.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Отделение СФР по <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
К заявлению о назначении страховой пенсии по старости истец приложила вид на жительство иностранного гражданина РФ, трудовую книжку, в материалах пенсионного дела имелась информация, подтверждающая ее трудовую деятельность на территории Республики Беларусь, полученную из компетентных органов Республики Беларусь.
Решениями об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ и 43408/23 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой величины ИПК в 2021 году.
В своем решении об отказе в установлении страховой пенсии по старости ответчик указал:
Общий стаж, в который включены периоды работы на территории Республики Беларусь с 13.03.1992 по 09.09.2011 и 12.09.2011 по 13.05.2022, составляет 37 лет 8 месяцев 15 дней;
Стаж для расчета пенсии и величины ИПК составляет 7 лет 6 месяцев 14 дней (в него включены периоды работы с 15.08.1984 по 31.08.1986, с 15.09.1986 по 04.06.1987, с 06.12.1988 по 12.03.1992, период ухода за ребенком с 05.06.1987 по 05.12.1988), величина ИПК при этом составляет 4,6, что является недостаточным для назначения пенсии в РФ.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Статьей 17 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина (в том числе указанное в ст. 39 Конституции право) согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Из изложенного следует, что Конституцией РФ предусмотрено, что пенсионные права граждан являются основой конституционного строя РФ, относятся к правам и свободам человека и гражданина, которые в свою очередь являются высшей ценностью в РФ. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в т.ч. пенсионных прав - обязанность государства. Признание пенсионных прав гражданина гарантируется Конституцией РФ.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400–ФЗ, в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
24 января 2006 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее Договор).
Статьей 10 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применение положений названного Договора и своего законодательства.
При этом подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для определения права на пенсию и исчисления ее размера осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.
Пунктом 1 статьи 23 Договора предусмотрено, что назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), после вступления в силу настоящего Договора осуществляется в следующем порядке:
за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором (в случае истицы РФ);
за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 г. на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующему страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400–ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400–ФЗ страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно ч. 2 ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400–ФЗ минимальная продолжительность страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости в 2021 году составляет 12 лет.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400–ФЗ страховая пенсия по старости назначается при наличии ИПК не менее 30.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400–ФЗ минимальная величина ИПК для назначения страховой пенсии по старости в 2022 году составляет 21 балл.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400–ФЗ предусмотрено, что индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных или уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, определяется по формуле, предусмотренной в ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, и представляет собой произведение суммы ИПК за периоды, имевшие место до 31.12.2014, и ИПК за периоды, имевшие место с 01.01.2015, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения ИПК при исчислении размера страховой пенсии по старости.
В настоящее время в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действует Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, подписанное 20.12.2019, которое действует на территории Российской Федерации с 01.01.2021.
В соответствии с п. 1 ст. 7 указанного Соглашения каждое государство – член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений данного Соглашения.
В соответствии с п. 2 ст. 7 указанного Соглашения в случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.
Поскольку, стаж работы истца за периоды, учитываемые стороной РФ для назначения пенсии, составляет всего 7 лет 6 месяцев 14 дней, орган Социального фонда РФ по г. Севастополю правомерно применил нормы Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза и учел для определения права на пенсию, весь имеемый у истицы стаж, который в свою очередь составил 37 лет 8 месяцев 15 дней.
Однако с 2015 года право на пенсию в РФ возникает при совпадении трех условий: достижение пенсионного возраста, наличие необходимой продолжительности стажа и соответствующей величины ИПК.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Соглашения предусмотрено, что в Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с п. 1 настоящей статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик.
В случае если величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов. При этом 1 месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а 1 день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.
Таким образом, нормы п. 3 ст. 7 Соглашения заполняют юридический пробел, который имел место в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года, так как на момент его подписания наличие ИПК в РФ не требовалось.
Нормы п. 3 ст. 7 Соглашения аналогично нормам п. 2 ст. 7 Соглашения регулируют определение права на пенсию посредством возможности учета дополнительного ИПК за периоды работы на территории государств-членов.
То есть, орган Социального фонда РФ по г. Севастополю должен был учесть размер ИПК равный 1 за каждый полный отработанный год истицы после 13.03.1992, ровно так же как это сделал ответчик в случае со страховым стажем.
В соответствии со ст. 8 Соглашения предусмотрено, что каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений настоящего Соглашения.
Таким образом, учитывая, что из отказа ОСФР по г. Севастополю усматривается, что ИПК Дмитриевой И.В., исчисленный в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ составляет 4,6 балла. ИПК рассчитанный в соответствии с ст. 7 Соглашения за стаж на территории Республики Беларусь составит 30,16 (за 30 лет и 2 месяца стажа), то ИПК для определения права на пенсию составляет 4,6+30,16 = 34,76 баллов, при минимально необходимой величине ИПК равной 21 балл.
При этом, изложенные в дополнительных возражениях доводы ответчика о том, что стаж на территории государства участника (в случае истца Республика Беларусь) для определения ИПК учитывается только за периоды с 01.01.2021 и в связи с этим величина ИПК при условии применения с п. 3 ст. 7 Соглашения составит всего 9,079 баллов, что недостаточно для возникновения права на страховую пенсию по старости в РФ, судом откланяются, поскольку нормы Соглашения таких ограничений не содержат.
Учитывая изложенное, суд полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО2 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> об обязании назначить страховую пенсию по старости удовлетворить.
Признать за ФИО2 (СНИЛС №) право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ и ст. 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по <адрес> (ИНН № № от ДД.ММ.ГГГГ и 43408/23 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ФИО2 (СНИЛС №) страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ незаконными.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по <адрес> (ИНН №) исчислить ИПК для определения права на пенсию в соответствии с п. 3 ст. 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ, из расчета 1 бал ИПК за 1 год стажа работы на территории Республики Беларусь с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по <адрес> (ИНН №) назначить ФИО2 (СНИЛС № страховую пенсию по старости, в соответствии со ст. 8, ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ и Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 с 15.12.2022.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Байметов
Мотивированный текст решения составлен 14.02.2024.