Дело № 3а-28/2022 (3а-419/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2022 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при ведении протокола помощником судьи Рыловой И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Куликова Сергея Олеговича к Министерству имущества Челябинской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Куликов С.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущества Челябинской области, в котором просит:
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 946 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> установив её равной рыночной стоимости в размере 1 195 000 руб., определенной по состоянию на 01 января 2020 года на период с 01 января 2021 года и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 8 257 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> установив её равной рыночной стоимости в размере 8 918 000 руб. определенной по состоянию на 01 января 2020 года на период с 01 января 2021 года и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером № - 1 411 725 рублей 26 копеек, с кадастровым номером № – 11 797 353 рубля 89 копеек, что значительно выше рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке. Завышенная кадастровая стоимость нарушает права административного истца, поскольку ведет к увеличению налоговых обязательств.
Стороны в судебное заседание не явились, при надлежащем извещении о дате и времени судебного разбирательства.
Представитель ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области» в отзыве на административное исковое заявление позицию по рассматриваемому административному делу не сообщил, указав,, что высказать свое мнение об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости не представляется возможным, так как кадастровая стоимость определяется методами массовой оценки, не учитывающими индивидуальные особенности конкретного земельного участка (л.д. 108).
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в письменном мнении позицию по рассматриваемому административному делу не сообщил, указав, что оспаривание кадастровой стоимости является правом административного истца (л.д. 116-118).
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Челябинской области в письменном мнении удовлетворение требований полагал возможным при предоставлении всех необходимых и допустимых доказательство по делу (л.д.130-131).
Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статьей 245 КАС РФ, частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. На административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Из материалов дела следует, что Куликов С.О. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, № (л.д. 12, 13).
На основании статьи 388 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком земельного налога. При этом в соответствии со статьей 390-391 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанных земельных участков определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Действующий результат государственной кадастровой оценки объекта недвижимости утвержден приказом Министерства имущества Челябинской области от 09 ноября 2020 года № 180-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов Челябинской области» (вместе с «Результатами определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов Челябинской области»).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, по состоянию на 01 января 2020 года определена в размере 1 411 725 рублей 26 копеек (л.д. 25), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, по состоянию на 01 января 2020 года определена в размере 11 797 353 рубля 89 копеек (л.д. 26).
15 июня 2021 года истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущества Челябинской области. Решением от 15 июля 2021 года заявление было отклонено.
В обоснование своих выводов Комиссия указала на нарушение при составлении отчета требований к проведению оценки недвижимости, установленных Федеральным стандартом оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611: некорректно проведен анализ рынка и отбор объектов-аналогов, использованы предложения о продаже объектов недвижимости из другого сегмента рынка. Нарушение п. 11 ФСО №7. При определении рыночной стоимости земельного участка в рамках сравнительного подхода использованы объекты-аналоги несопоставимые с объектом оценки по ценообразующим факторам, а именно, по местоположению. Нарушение п. 22 ФСО № 7 (л.д. 27-31).
Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости.
Поскольку сведения об оспариваемой кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 15 января 2021 года, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, кадастровая стоимость которых утверждена указанным выше актом, не пропущен.
Как указывается в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Часть 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» содержит аналогичные требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Таким образом, заявленные требования могут быть удовлетворены в отношении земельных участков по состоянию на 01 января 2020 года.
В силу статей 62, 70, части 5 статьи 247 КАС РФ при разрешении административного дела об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.
Согласно представленному административным истцом в обоснование своих требований отчету об оценке рыночной стоимости земельных участков № 060-2021-04, изготовленному оценщиком ООО «<данные изъяты>», рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2020 года составляет: с кадастровым номером № - 1 195 000 рублей, с кадастровым номером № - 8 918 000 рублей.
Отчет об оценке № 060-2021-04 выполнен оценщиком ФИО8., состоящей в трудовых отношениях с ООО «<данные изъяты>». ФИО7. является членом СРО «Деловой Союз Оценщиков», имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, ответственность застрахована договором обязательного страхования ответственности оценщика, полис ООО «<данные изъяты>» № 009-073-006285/21.
Принимая отчет об оценке в качестве достоверного и допустимого доказательства, суд исходит из того, что он подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим специальное высшее образование, необходимый стаж экспертной работы, а также содержит все необходимые сведения: описание объектов оценки, анализ рынка и ценообразующих факторов, анализ наиболее эффективного использования, описание процесса оценки, расчеты и результаты определения рыночной стоимости земельного участка.
Из отчета об оценке следует, что для расчета рыночной стоимости объектов оценки оценщик использовал сравнительный подход с методом сравнения продаж.
В сравнительном подходе оценщиком проанализированы 10 предложений о продажах земельных участков в г. Челябинске, Челябинской области, выбрано 3 объекта-аналога.
Сведения о выбранных объектах - аналогах подробно описаны и подтверждены размещенными в сети "Интернет" объявлений в виде распечаток страниц соответствующих сайтов с предложениями о продажах земельных участков с указанием всей необходимой информации, в том числе даты предложений, площади и места расположения земельных участков, данных о коммуникациях, о стоимости, а также источники информации, что обеспечивает проверяемость проведенного исследования.
Сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта - аналога оценщик провел по 12 элементам сравнения, применены необходимые корректировки, каждая из которых оценщиком обоснована.
Выводы оценщика основаны на подробном исследовании, мотивированы и ясны, соответствуют требованиям законодательства, позволяют с достоверностью установить рыночную стоимость земельных участков.
Со стороны административного ответчика, заинтересованного лица, других участников процесса, доказательств, опровергающих правильность выводов оценщика либо позволяющих усомниться в их правильности, отвечающих требованиям статей 59, 60, 61 КАС РФ, представлено не было. Размер рыночной стоимости земельных участков подтвержден вышеуказанным отчетом, участвующими в деле лицами не оспорен. В порядке статьи 77 КАС РФ о назначении экспертизы лица, участвующие в деле, не заявили.
На основании изложенного, у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов, содержащихся в отчете об оценке рыночной стоимости, оснований для назначения судебной экспертизы по делу суд не усматривает.
Оценивая в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ представленные административным истцом доказательства рыночной стоимости земельных участков, суд находит их достоверными, отвечающими принципам обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Судом существенных нарушений требований к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности, определяемых стандартами оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки и правилами оценочной деятельности не установлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость на ту же дату, требования административного истца, обратившегося в защиту охраняемых законом интересов и представившего в обоснование своих требований полученные в предусмотренном законом порядке относимые, допустимые и достаточные доказательства, не доверять которым оснований не имеется, подлежат удовлетворению, кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков подлежит установлению в размере их рыночной стоимости.
Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 15 июня 2021 года – дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ 946 ░░.░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 1 195 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 8 257 ░░.░, <░░░░░> <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 8 918 000 ░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░ 2015 ░░░░ № 218-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2022 ░░░░