Дело №2а-394/2020
УИД 54RS0013-01-2019-00445-66
Поступило 27.12.2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2020 года г.Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Кадашевой И.Ф., при секретаре судебного заседания Козиной К.П., с участием представителя призывной комиссии г.Бердска и ФКУ «Военный комиссариат Новосибирской области» Вострова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Жоголева В. А. к призывной комиссии города Бердска, призывной комиссии Новосибирской области, врачу-хирургу Зубкову И. О. о признании не законными решения призывной комиссии и заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию,
у с т а н о в и л :
Жоголев В.А. обратился с административным иском к призывной комиссии г.Бердска о признании незаконным и отмене заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, о признании годным к военной службе с незначительными ограничениями; о признании незаконным решение призывной комиссии Военного комиссариата г.Бердска о призыве на военную службу; об обязании призывной комиссии Военного комиссариата г.Бердска вынести одно из решений, предусмотренных пунктом 1 статьи 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В обоснование указал, что при прохождении медицинского освидетельствовании жаловался врачам-специалистам на наличие острых болей в пояснице, острых болей в стопах. Согласно п.4 ст.5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию. Также в постановлении Правительства РФ от 04.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» указано, что при обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, согласно пп.3 п.7 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 11.03.2013 г. №121н военно-врачебная экспертиза отнесена к медицинской деятельности. Согласно пп.46 п.1 ст.12 ФЗ от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию. Несоблюдение врачом-специалистом и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, процедуры предоставления заключения о годности к военной службе вызывает сомнения в наличии у них полномочий на осуществление медицинской деятельности. Поскольку в соответствии со ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действия (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо, необходимо истребовать от врачей дипломы о медицинском образовании, сертификаты специалиста, лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также документы, подтверждающие наличие у них специального звания. В соответствии с п.5 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утверждённой Приказом Министра обороны РФ №240 и Приказом Министерства здравоохранения РФ №168 от 23.05.2001 года врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, назначается из числа врачей- специалистов. Согласно п.16 Положения о военно-врачебной экспертизе, персональный состав врачей- специалистов, привлекаемых для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу утверждается председателями призывных комиссий по представлению военного комиссара (начальника отдела военного комиссариата). Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Истцу не известно, занимал ли врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, призывной комиссии Военного комиссариата г.Бердска должность врача-специалиста на момент назначения на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Если не занимал, то решение о назначении его на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, должно быть признано незаконным, равно как и его заключение, данное в качестве врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Для правильного разрешения возникшего спора необходимо истребовать от военного комиссариата и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, сведения о должности, которую последний занимал на момент назначения на занимаемую должность. Административный истец извещен (л.д.64). Не явился.
Представитель призывной комиссии и ФКУ «Военный комиссариат Новосибирской области» Востров А.Н. требований не признал. В возражение пояснил, что призывник Жоголев В.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. состоит на учёте в военном комиссариате г.Бердск Новосибирской области с 14.02.2017 г.. При прохождении первоначального (17 лет) медицинского освидетельствования 28.02.2017 г. признан временно не годен к военной службе, категории «Г-6» <данные изъяты> <данные изъяты>. Решениями призывных комиссий г.Бердска НСО от 10.07.2018 г. и 11.06.2019 г. Жоголеву В.А. предоставлялись отсрочки от призыва на военную службу сроком на 6 месяцев по медицинским показаниям <данные изъяты>). В осенний призывной период 2019 года призывник вновь прошел медицинское освидетельствование, и 10.12.2019 г. признан: годен к военной службе с незначительными ограничениями, категории «Б». Не согласившись с решением, Жоголев В.А. обжаловал решение призывной комиссии г.Бердска от 10.12.2019 г. в вышестоящую призывную комиссию Новосибирской области. 25.12.2017 г. прошел на ОСП (областной сборный пункт) контрольное медицинское освидетельствование, ВВК (военно-врачебная комиссия) признан: годен к военной службе с незначительными ограничениями категории «Б» (ст.66д, ст.13д Расписания болезней). Решение призывной комиссии г.Бердска от 10.12.2019 г. о призыве гражданина на военную службу было утверждено призывной комиссией Новосибирской области от 25.12.2019 г., протокол №50. В связи с окончанием призыва 30.12.2019 г. решение призывной комиссии Новосибирской области от 25.12.2019 г. было не реализовано. Подводя итоги работы по призыву граждан на военную службу, не состоящих в запасе, призывная комиссия Новосибирской области, на основании п.1 ст.25 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» своим решением от 30.12.2019 г. №53 приостановила решение о призыве Жоголева В.А. на военную службу до решения суда в связи с подачей заявления о несогласии. Призывная комиссия города Бердска считает, что призывник Жоголев В.А., обжалуя решения в различные инстанции, игнорирует ст.59 Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12.12.1993) и требование п.1 ст.1 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с дополнениями и изменениями) по реализации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, умышленно затягивая прохождение военной службы по призыву. Оспариваемым решением права и свободы Жоголева не нарушены, не созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, на него не возложена какая- либо обязанность. Ранее принятое решение, а затем приостановленное о призыве Жоголева В.А. на военную службу не влечет каких-либо правовых последствий, объективно не может нарушать права и охраняемые законом интересы заявителя, соответственно в предстоящий призывной период (весна 2020г.), согласно положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О воинской обязанности и военной службе», призывник обязан вновь пройти медицинскую комиссию, в отношении него будет принято решение о категории годности и одно из решений, предусмотренных пунктом 1 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О воинской обязанности и военной службе»: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Зубков И.О. и представитель призывной комиссии <адрес> не явились. Извещены (л.д.65, 67). Объяснений не представили.
Выслушав представителя призывной комиссии <адрес>, исследовав представленные доказательства, установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Порядок призыва граждан Российской Федерации на военную службу регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В силу пункта 1 статьи 26 указанного Закона призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно пункта 7 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда. Согласно пп. «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона №53-ФЗ призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. В соответствии с пп.«а» пункта 1 статьи 23 того же закона, от призыва на военную службу освобождаются граждане признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно статье 5.1 Закон №53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию. В соответствии с пунктом 3 ст.5.1 Закона порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. №565. Как указано в пункте 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службе возлагается на призывную комиссию. На основании пункта 4 Положения при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе. Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписания болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Пунктом 18 Положения предусмотрено, что по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. При первоначальной постановке гражданина на воинский учет или призыве на военную службу заключение о временной негодности к военной службе выносится на срок до 12 месяцев. В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст.27 Федерального закона №53ФЗ в состав призывной комиссии включаются: должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), или его заместитель - председатель призывной комиссии; должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; представитель соответствующего органа внутренних дел; представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования; представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы) (1). В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций (2).
Как указано в п.16 постановления Правительства РФ от 04.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается председателями призывных комиссий по представлению военного комиссара (военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований)). Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Постановлением губернатора Новосибирской области от 26.09.2019 №236 создана призывная комиссия Новосибирской области, а также призывные комиссии муниципальных районов и городских округов Новосибирской области в составах, согласно приложению №2 к настоящему постановлению (л.д.55-59).
В основной состав призывной комиссии города Бердска включен врач-хирург взрослого поликлинического отделения поликлиники ГБУЗ НСО «БЦГБ» в качестве врача, руководящего работой по освидетельствованию граждан, – Зубков И.О. (согласно ч.1 ст.27 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Обязанности представлять документы о медицинском образовании, лицензии на осуществление медицинской деятельности и иные документы у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию, нет, поскольку Зубков О.И. не относится ни к одному из субъектов, перечисленных в п.1 постановление Правительства РФ от 16.04.2012 №291. Наличие у врача специального звания не предусмотрено законодательством.
В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона №53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Решением призывной комиссии г.Бердска от 10.12.2019 г. Жоголев В.А. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (ст.66д, 13д, категория годности «Б», показатель предназначения 3 (6, 7, 9-10) (л.д.29-30).
Бремя доказывания нарушения прав и законных интересов принятым решением возлагается на административного истца. Последний не привел никаких доводов в данной части в исковом заявлении, а также не представил их до рассмотрения дела по существу. Домыслы административного истца об отсутствии у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву, должности врача-специалиста - объективно ничем не подтверждены.
Правом заявить ходатайство о назначении судебной военно-врачебной экспертизы административный истец не воспользовался. Из представленных административным ответчиком доказательств установлено, что призывная комиссия на основании заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву, приняла решение в соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона №53-ФЗ.
Решение призывной комиссии города Бердска о признании Жоголева В.А. годным к военной службе с незначительными ограничениями подтверждено военно-врачебной комиссией Новосибирской области при прохождении контрольного медицинского освидетельствования (л.д.33-35).
Кроме того осенний призыв 2019 года закончен. Решение призывной комиссии о призыве административного истца 16.12.2019 г. на военную службу осталось нереализованным, в связи с чем не нарушает его прав и законных интересов.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Отказать Жоголеву В. А. в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, о признании Жоголева В.А. годным к военной службе с незначительными ограничениями; о признании незаконным решения призывной комиссии г.Бердска от 10.12.2019 г. о призыве Жоголева В.А. на военную службу; об обязании призывной комиссии г.Бердска вынести одно из решений, предусмотренных пунктом 1 статьи 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Новосибирский областной суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) Кадашева И.Ф.