Судья Корендясева Н.О. Дело № 33-6349/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Горохова С.Ю.,
судей Суринова М.Ю., Семиколенных Т.В.,
при секретаре Козиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
9 сентября 2019 года
гражданское дело по апелляционной жалобе ЗАО «Железобетон» на решение Дзержинского районного суда г.Ярославля от 10 июня 2019 года, которым постановлено:
«Обязать ЗАО «Железобетон» обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны - убежище №, расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, путем устранения выявленных нарушений законодательства о гражданской обороне и приведении защитного сооружения в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи областного суда Суринова М.Ю., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Дзержинского района г. Ярославля обратился в суд с исковым заявлением к ЗАО «Железобетон» в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просил обязать ответчика обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны - убежище №, расположенного по адресу: <адрес>, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, путем устранения выявленных нарушений законодательства о гражданской обороне и приведении защитного сооружения в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Дзержинского района г.Ярославля в соответствии с поручением прокуратуры области № 7-57-2017 от 22.05.2017 проведена проверка исполнения законодательства при содержании, использовании и распоряжении объектами гражданской обороны в ЗАО «Железобетон».
В ходе проверки установлено, что в собственности ЗАО «Железобетон» находится защитное сооружение гражданской обороны (далее ЗС ГО), которому присвоен инвентарный №. В нарушении п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее Правила) гидроизоляция защитного сооружения, принадлежащего ЗАО «Железобетон», нарушена, помещения сооружения затоплены водой. В нарушении п. 5.2.1, п.5.2.2 Правил в защитном сооружении не проводится капитальный и текущий ремонт.
Вышеперечисленные нарушения законодательства в области гражданкой обороны допущены в результате бездействия со стороны ЗАО «Железобетон», что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ - невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Прокуратурой района в отношении начальника строительного участка ЗАО «Железобетон» Ш.С.Г. 05.07.2017 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Дзержинского судебного района по г.Ярославлю от 13.09.2017г. Ш.С.Г. был признан виновным и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.
В ходе проверки установлено, что выявленные нарушения до настоящего времени ЗАО «Железобетон» не устранены.
Судом принято указанное решение, с которым не согласно ЗАО «Железобетон».
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к незаконности решения, к не исследованию судом фактических обстоятельств дела, несогласию с выводами суда.
На апелляционную жалобу принесены возражения прокуратурой Дзержинского района г.Ярославля, в которых просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, выслушав представителя прокуратуры Ярославской области Бекеневу Е.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя ЗАО «Железобетон» по доверенности Дойникову И.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
В соответствии с п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, являются: строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Среди основных задач в области гражданской обороны определено предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны (ст. 2 указанного Федерального закона).
В силу п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (утв. приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575) содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в них, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как защитного сооружения гражданской обороны в целом, так и отдельных его элементов, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения сооружения.
Согласно п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Правил), требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
При эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (п.3.2.1 Правил). Из положений п. 1.3 Правил следует, что организации, эксплуатирующие ЗС ГО, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт, содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
Таким образом, законодательством предусмотрена необходимость постоянного поддержания защитных сооружений гражданской обороны в состоянии готовности к использованию согласно их назначению.
Поэтому, согласно п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N1309), организации, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают их сохранность, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной, а не поэтапной готовности к использованию. В рассматриваемом случае система гражданской обороны не воссоздается заново с соблюдением этапов строительства и оснащения защитных сооружений, а требует постоянного поддержания уже имеющихся защитных сооружений в состоянии готовности к чрезвычайным ситуациям.
В этой связи оценка технического состояния защитных сооружений гражданской обороны осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации. Ежегодные и специальные осмотры проводятся в порядке, установленном руководителем организаций, эксплуатирующей защитные сооружения гражданской обороны (п. 4.1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583). Комплексные осмотры проводятся раз в три года (п. 4.1.3 указанных Правил). Результаты оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны оформляются актом, а при обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов (п. 4.1.6 указанных Правил). На основании акта и ведомости дефектов составляются годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций (п. 4.1.7 указанных Правил).
В силу п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583) при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Установив, что указанное ЗС ГО находится в ненадлежащем техническом состоянии, что исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, с учета, как защитное сооружение гражданской обороны, не снят, объект своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратил, его собственником является ЗАО «Железобетон», суд пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований прокурора, поскольку бездействие ответчика относительно обеспечения постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени нарушают права неопределенного круга лиц.
Не устраненные ответчиком недостатки содержания спорного сооружения зафиксированы актом прокурорской проверки от 16.01.2019г., актом оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны (убежища) инв №, постановлением мирового судьи от 06.09.2017 г. о привлечении к административной ответственности начальника строительного участка ЗАО «Железобетон» Ш.С.Г. за невыполнение установленных законодательством условий в области гражданской обороны.
Сведений о том, что невозможно устранить нарушения никаким предусмотренным указанными Правилами способом, в материалы дела не представлено.
В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы об экономической нецелесообразности ремонтно-восстановительных работ подлежат отклонению.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что как ЗАО «Железобетон», так и его правопредшественниками не исполнялась возложенная на них обязанность вышеуказанными Правилами поддерживать в надлежащем техническом состоянии указанное защитное сооружение гражданской обороны
Судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы соглашается с выводами суда первой инстанции, не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств, чем та, которая дана судом, поскольку выводы суда основаны на законе, являются верными, мотивированными, соответствующими правильно установленным обстоятельствам дела.
Довод жалобы об отсутствии у ЗАО «Железобетон» права собственности на защитное сооружение гражданской обороны несостоятелен, направлен на переоценку обстоятельств, установленных судом, опровергается материалами дела.
Статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) (приложение № 6), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации (пункт 1.2 Правил).
Пунктами 2.1 и 2.2. Правил установлено, что учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО. Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Из приведенных нормативных положений следует, что только наличие паспорта защитного сооружения гражданской обороны, оформленного строго в соответствии с Правилами, влечет признание защитного сооружения гражданской обороны таковым.
Из материалов дела следует, что принадлежность защитного сооружения гражданской обороны ЗАО «Железобетон» подтверждается, в частности паспортом убежища (л.д.100), актами инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны от 16.10.2018 г. (л.д.13), от 07.07.2005 г. (л.д.45), от 07.07.2006г. (л.д.46), от 17.08.2018 г. (л.д.85).
Доводы жалобы ответчика о проведении мероприятий для подбора нового убежища или укрытия более подходящего для приема людей, а также работ по списанию данного убежища на правильность принятого решения не влияют, так как указанные доводы указывают лишь на возможное в будущем изменение статуса спорного защитного сооружения гражданской обороны.
Поскольку доказательств постоянного обеспечения ответчиком готовности спорного защитного сооружения к выполнению соответствующей ему защитной функции не представлено, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора.
Решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г.Ярославля от 10 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО «Железобетон» на указанное решение - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи