Дело № 2-797/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе: председательствующего судьи Абрамовой Л.Л., при секретаре Тюхановой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Нижнем Новгороде гражданское дело по иску Малышева А. В. к Министерству инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату, обязании предоставить земельный участок в собственность за плату,
установил:
Истец Малышев А.В. обратился в суд с иском к ответчику Министерству инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, указав, что ему на праве собственности принадлежит гараж [ № ], назначение: гаражное, общей площадью 30,9 кв.м., кадастровый номер: [ № ], инв. [ № ], лит. [ № ], расположенный по адресу: [ адрес ]. Указанный гараж принадлежит ему на основании договора от [ 00.00.0000 ] , удостоверенного нотариусом города Нижнего Новгорода Табаковой И.Г. [ 00.00.0000 ] , реестровый [ № ].
[ 00.00.0000 ] истец обратился в Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного под гаражом, разрешенное использование: под гараж [ № ], площадью 31 кв.м., кадастровый номер: [ № ], местоположение: [ адрес ], без проведения торгов, на основании подп. 6. п. 2. ст. 39.3 Земельного кодекса РФ.
Решением [ № ] от [ 00.00.0000 ] ответчик отказал истцу в предоставлении в собственность за плату земельного участка, указав на то, что не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель общего пользования.
С указанным решением истец не согласен, поскольку в силу положений статей 39.20, 39.3 Земельного кодекса РФ, истец, как собственник расположенного на земельном участке гаража, имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, необходимого для пользования гаражом, и под ним расположенного, без проведения торгов. При этом в настоящее время на сформированные земельные участки под соседними гаражами уже зарегистрировано право собственности за иными собственниками расположенных рядом гаражей, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Истец указал, что он приобрел гараж в 1995 году, до введения в действие Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ и установления «красных линий». Согласно пункта 9.1. статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Согласно статье 27 Земельного кодекса РФ к таким случаям не предоставления земельных участков в частную собственность относятся изъятие земельного участка из оборота, либо установление ограничение оборота. При этом в указанной статье не упоминается, что «красные линии» являются основанием для ограничения оборота земельного участка, либо его изъятия из оборота, то есть не могут непосредственно представлять ограничений права на приобретение в собственность истцом земельного участка.
В статье 27 Земельного кодекса РФ упоминается ограничение оборота земельных участков, расположенных в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Однако, такого основания для отказа в предоставлении земельного участка в случае его резервирования для государственных или муниципальных нужд, как и доказательств того, что на земельном участке планируется строительство объектов, указанных в статье 85 Земельного кодекса РФ, а также сведений о принятых решениях о резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд ответчик не предоставил.
В своем решении ответчик утверждает, что земельный участок относится к землям общего пользования. Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами не подлежат приватизации.
Однако указанная норма говорит о том, что приватизации не подлежат земельные участки общего пользования, уже занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.
Испрашиваемый истцом земельный участок не занят никакими объектами общего пользования, используется истцом исключительно для эксплуатации гаража, имеет определенные границы, индивидуально обособлен, то есть не может быть отнесен к землям общего пользования.
Кроме того, истец считает указанный ответчиком довод о нахождении земельного участка в границах красных линий несостоятельным, в связи с тем, что ответчик ссылается на проект, согласно которому устанавливаются планируемые красные линии на данной территории, фактически не установленные на настоящий момент. Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка не содержит сведений о наличии красных линий, об ограничении либо изъятии испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Учитывая, что на земельном участке не находятся объекты общего пользования, истцу земельный участок необходим исключительно для пользования расположенным на нем гаражом, на что указывает разрешенное использование земельного участка – «под гараж [ № ]», расположенные рядом земельные участки с кадастровыми номерами [ № ], [ № ], по адресу: [ адрес ], находятся в частной собственности и имеют разрешенное использование «для установки гаражного бокса», в отношении них не содержится сведений о наличии красных линий, резервирования для государственных или муниципальных нужд, в отношении земельного участка в Государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения об ограничении либо изъятии из оборота, о наличии красных линий, резервирования для государственных или муниципальных нужд, истец считает отказ Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области в предоставлении земельного участка в собственность истцу за плату необоснованным, нарушающим его права и законные интересы.
Истец просит суд:
1. Признать незаконным и отменить решение ответчика от [ 00.00.0000 ] [ № ] об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, разрешенное использование: под гараж [ № ], площадью 31 кв.м., кадастровый [ № ], местоположение: [ адрес ]
2. Обязать ответчика предоставить истцу в собственность за плату земельный участок, разрешенное использование: под гараж [ № ], площадью 31 кв.м., кадастровый [ № ], местоположение: [ адрес ], на основании заявления от [ 00.00.0000 ] и представленных документов
В судебном заседании представитель истца Киселев Е.А., действующий на основании доверенности , исковые требования поддержал, дал пояснения по существу иска.
Представитель ответчика Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области Береснева И.В., действующая на основании доверенности , исковые требования не признала, позицию по делу изложила в возражениях на иск, приобщенных к материалам дела
Истец Малышев А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства , в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии истца.
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статья 39.2 Земельного кодекса РФ предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.
Согласно части 2, пунктам 7 и 13 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение), в том числе, автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы и другие объекты).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ проект планировки территории включает в себя, в том числе красные линии.
Пунктами 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу пункта 3.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06 апреля 1998 года N 18-30, красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами права собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
По смыслу приведенных правовых норм, как существующие, так и планируемые территории общего пользования указываются в документах градостроительного планирования посредством красных линий. Документы территориального планирования (включая Генеральный план, Правила землепользования и застройки), утвержденные в установленном порядке, являются документами, обязательными к исполнению органами местного самоуправления, в том числе при решении вопросов о предоставлении земельных участков.
Судом установлено, что истцу Малышеву А. В. на праве собственности принадлежит гараж [ № ], назначение: гаражное, общей площадью 30,9 кв.м., кадастровый номер: [ № ], инв. [ № ], лит. [ № ], расположенный по адресу: [ адрес ]. Указанный гараж принадлежит истцу на основании договора купли-продажи от [ 00.00.0000 ]
Судом установлено, что [ 00.00.0000 ] истец обратился в Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного под гаражом, разрешенное использование: под гараж [ № ], площадью 31 кв.м., кадастровый [ № ], местоположение: [ адрес ], без проведения торгов, на основании подп. 6. п. 2. ст. 39.3 Земельного кодекса РФ
В соответствии с Порядком взаимодействия, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ], Министерство направило запрос в Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области для подготовки заключения о возможности (невозможности) предоставления земельного участка в частную собственность
Министерство получило от Департамента градостроительное заключение, в котором Департамент сообщил, что земельный участок расположен в границах красных линий существующей магистральной улицы городского значения, в связи с чем, отчуждению не подлежит. Возможно предоставление в краткосрочную аренду
Письмом [ № ] от [ 00.00.0000 ] Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области отказало истцу в предоставлении в собственность за плату земельного участка, указав, что земельный участок расположен в границах красных линий существующей магистральной улицы городского значения и, что предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность невозможно, в силу п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером [ № ] с местоположением: [ адрес ], расположен в границах «красных линий» магистральной улицы городского значения с регулируемым движением – Октябрьский бульвар
То, что спорные красные линии (следовательно, и границы мест общего пользования) являются перспективными, правового значения для данного дела не имеет, поскольку принятые документы территориального планирования в силу положений градостроительного законодательства являются юридически обязательными и подлежат исполнению в целях планомерного развития территорий. Только пересмотр в установленном порядке документов территориального планирования может быть условием для снятия соответствующих запретов на приватизацию земельных участков.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями статьи 262 Гражданского кодекса РФ, статей 15, 85 Земельного кодекса РФ, статьями 1, 30, 34 Градостроительного кодекса РФ, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", суд считает отказ Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области [ № ] от [ 00.00.0000 ] законным.
При указанных обстоятельствах, учитывая сведения, предоставленные Департаментом градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода , суд считает, исковые требования Малышева А.В. о признании незаконным решения ответчика об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату, возложении на ответчика обязанности предоставить в собственность истцу за плату испрашиваемый земельный участок не подлежащими удовлетворению, поскольку судом установлено, что испрашиваемый Малышевым А.В. земельный участок находится в границах красных линий, в связи с чем, не подлежит передаче в собственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░