УИД 04RS0010-01-2021-001308-87
Дело № 2а-990/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 октября 2021 года с.Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Айсуевой А.Ц., при секретаре Муравьевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Батодалаев А.Ц. к Администрации муниципального образования «Иволгинский район» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, административный истец Батодалаев А.Ц., просит признать незаконным решение заместителя главы Администрации МО «Иволгинский район» от 31.05.2021 г. № об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка без его предоставления. Обязать Администрацию Мо «Иволгинский район» выдать разрешение на использование земельного участка без его предоставления в целях размещения подъездной дороги, для размещения которого не требуется разрешения на строительство согласно приложенной схеме расположения земельного участка.
Административные исковые требования мотивированы тем, что 25.03.2021 г. Батодалаев А.Ц. обратился в Администрацию МО «Иволгинский район» с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка для проезда к земельному участку с кадастровым номером № принадлежащим Батодалаеву А.Ц. на праве собственности, что подтверждается выпиской ЕГРН.
Решением заместителя главы администрации МО «иволгинский район» от 31.05.2021 г. № Батодалаеву А.Ц. было отказано в выдаче разрешения на использование земельного участка ввиду расположения испрашиваемого им земельного участка (согласно схеме расположения земельного участка и согласно Правилам землепользования и застройки МО СП «Нижнеиволгинское», утвержденным решением Совета депутатов МО «Иволгинский район» «Об утверждении Правил землепользования и застройки МО СП «Нижнеиволгинское» Иволгинского район Республики Бурятия» за № от 06.06.2018 г.) в зоне улично-дорожной сети (УД). Полагает, что вышеуказанное решение заместителя главы администрации МО «Иволгинский район» от 31.05.2021 г. № является незаконным, поскольку противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 3.12.2014 г. № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов».
Административный истец Батодалаев А.Ц. административное исковое заявление поддержал по доводам, изложенным в иске. Просил удовлетворить административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика Администрации МО «Иволгинский район» Батожапова И.В. возражала против удовлетворения искового заявления. Также в суд направлено письменные возражения.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Судом установлено, что 25.03.2021 г. Батодалаев А.Ц. обратился в Администрацию МО «Иволгинский район» с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка для проезда к земельному участку с кадастровым номером №, принадлежащим Батодалаеву А.Ц. на праве собственности, что подтверждается выпиской ЕГРН.
Решением заместителя главы администрации МО «иволгинский район» от 31.05.2021 г. № Батодалаеву А.Ц. было отказано в выдаче разрешения на использование земельного участка ввиду расположения испрашиваемого им земельного участка (согласно схеме расположения земельного участка и согласно Правилам землепользования и застройки МО СП «Нижнеиволгинское», утвержденным решением Совета депутатов МО «Иволгинский район» «Об утверждении Правил землепользования и застройки МО СП «Нижнеиволгинское» Иволгинского район Республики Бурятия» за № от 06.06.2018 г.) в зоне улично-дорожной сети (УД). Полагает, что вышеуказанное решение заместителя главы администрации МО «Иволгинский район» от 31.05.2021 г. № является незаконным, поскольку противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 3.12.2014 г. № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов».
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300, и содержит, в том числе, вдоль трассовые и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 12).
Постановлением Правительства РБ от 22.06.2015 г. № 308 утвержден «Порядок и условиям размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации», в котором в пункте 9 указаны основания для отказа в размещении объекта на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов: 1) в заявлении указаны объекты, которые не входят в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов; 2) размещение объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием; 3) размещение объектов не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего порядка; 4) земельный участок, на использование которого подано заявление, предоставлен физическому или юридическому лицу.
При этом основания для отказа в выдаче разрешения на использование испрашиваемого земельного участка без его предоставления не соответствуют вышеперечисленным основаниям для отказа в размещении объекта на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденных Постановлением Правительства РБ от 22.06.2015 г. № 308.
Учитывая, что основания для отказа в выдаче разрешения на использование испрашиваемого земельного участка без его предоставления не соответствуют положениям, утвержденных Постановлением Правительства РБ от 22.06.2015 г. №, отказ администрации МО «Иволгинский район» от 31.05.3031 г. № в выдаче разрешения на использование испрашиваемого земельного участка без его предоставления, по указанному в нем мотиву не соответствует закону, в силу чего исковые требования Батодалаева А.Ц. в части признания незаконным отказа Администрации муниципального образования «Иволгинский район» № от 31.03.2021 г. подлежит удовлетворению.
Однако, у суда отсутствуют правовые и фактические основания для удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на Администрацию МО «Иволгинское» выдать разрешение на использование земельного участка без его предоставления в целях размещения подъездной дороги, поскольку разрешение указанного вопроса отнесено к полномочиям органа местного самоуправления и суд не вправе предрешать разрешение вопроса, отнесенного к компетенции органа местного самоуправления.
При выборе способа устранения допущенного нарушения прав Батодалаева А.Ц., суд считает необходимым возложить на администрацию МО «Иволгинский район» обязанность повторно рассмотреть заявление Батодалаева А.Ц. от 25.01.2021 г. о выдаче разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером №
При повторном рассмотрении вышеуказанного заявления Администрации МО «Иволгинский район» следует принять во внимание следующее.
В порядке статей 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться только подъездные дороги, возведение которых не требует получения разрешения на строительство.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, указанных в пункте 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (пункт 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Законом Свердловской области от 15 июля 2013 года N 75-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство" получение разрешения на строительство помимо случаев, установленных федеральным законодательством, не требуется также в случаях строительства и (или) реконструкции улиц, автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, частных автомобильных дорог без изменения их параметров при выполнении следующих видов работ: строительства и (или) реконструкции переходно-скоростных полос и разделительных островков на съездах, въездах, пересечениях, примыканиях и остановках общественного транспорта; строительства и (или) реконструкции аварийных улавливающих съездов (карманов), остановочных и посадочных площадок на остановках общественного транспорта, площадок для остановки и стоянки автомобилей (пункт 7 части 1 статьи 2).
Объект капитального строительства согласно приведенной норме - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Как указано в "ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийский классификатор основных фондов", принятом и введенном в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года N 2018-ст, к группировке "сооружения" относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ. Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Автомагистрали, автомобильные дороги, в том числе улично-дорожная сеть, прочие автомобильные, велосипедные или пешеходные дороги включены в раздел основных фондов 220.00.00.00.00 "сооружения".
При этом суд отмечает, что при рассмотрения заявления Батодалаева А.Ц. следует обратить внимание на представленные Батодалаевым А.Ц. документы, которые могут подтвердить какие-либо технико-экономических характеристики (показатели) подъездной дороги (длина, ширина, тип покрытия), свидетельствующих о том, что возведение каких-либо объектов не требует получение разрешения на строительство. Либо наличие обязательства Батодалаева А.Ц. об отсутствии с его стороны намерений по возведению каких-либо зданий (сооружений). Кроме того, привлечь к рассмотрению указанного вопроса заинтересованных лиц, какими могут выступать соседи Батодалаева А.Ц. по участкам, которые используют испрашиваемый земельный участок в качестве подъездной дороги.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Батодалаев А.Ц. к Администрации муниципального образования «Иволгинский район» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Иволгинский район» № от 31.05.2021 г. в выдаче разрешения на использование земельного участка без его предоставления с кадастровым номером №
Возложить на администрацию муниципального образования «Иволгинский район» обязанность повторно рассмотреть заявление Батодалаева А.Ц. от 25.03.2021 г. №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Иволгинский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме
Решение в окончательной форме принято 11.10.2021 г.
Судья: П/П А.Ц. Айсуева
Копия верна:
Судья: А.Ц. Айсуева
Подлинник решения хранится в материалах дела №2а-990/2021 в Иволгинском районном суде Республики Бурятия