Дело № 2-383/2019
УИД 33RS0014-01-2019-000187-56
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации27 февраля 2019 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Муравьевой Т.А.,
при секретаре Чеповской Ю.А.,
с участием Владимирского природоохранного прокурора Кокешова Э.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Преображение» о возложении обязанностей по совершению действий,
установил :
Владимирский природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Преображение» (далее - ООО «Преображение») и просил обязать ответчика:
- разработать проекты зон санитарной охраны артезианских скважин, расположенных в деревнях Степаньково и Санниково Муромского района в срок до 01.09.2019 г.;
- оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта санитарным правилам в срок до 01.10.2019 г.;
- утвердить проекты зон санитарной охраны водных объектов в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области в срок до 01.11.2019 г.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки, проведенной Владимирской природоохранной прокуратурой, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации ООО «Преображение» артезианских скважин, используемых для питьевого водоснабжения населения и водоснабжения производства (животноводческих ферм). Осуществление ответчиком деятельности по эксплуатации скважин в отсутствие проекта зоны санитарной охраны может привести к загрязнению подземного горизонта, ухудшению качества питьевой воды, что повлечет нарушение прав граждан.
В судебном заседании Владимирский природоохранный прокурор Кокешов Э.Д. поддержал исковые требования по изложенным основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Преображение», будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, в адресованной суду телефонограмме просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Владимирской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В представленном отзыве на исковое заявление указал, что не может являться третьим лицом, поскольку органы Роспотребнадзора как органы государственного управления, не имеют материально-правового интереса по делу, при любом исходе дела принятое судом постановление не может повлиять на права и обязанности Роспотребнадзора по отношению как к одной, так и к другой стороне.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ).
В силу ст. 11 вышеуказанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с пунктами 1.4.-1.5. СанПиН 2.1.4.-1110-02 «Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее - Правила) на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны источников (ЗСО).
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в трех режимах: первый пояс (строго режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Согласно п. 1.6 Правил, организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
В соответствии с пунктами 1.12, 1.13 Правил в состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В силу ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, утверждаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной Владимирской природоохранной прокуратурой установлено, что основной вид деятельности ООО «Преображение» - сельскохозяйственное производство (производство молока, мяса, зерна). Общее поголовье крупного рогатого скота составляет 750 голов.
В собственности ООО «Преображение» имеется три артезианские скважины (в деревнях Степаньково (2) и Санниково), используемые для питьевого водоснабжения населения и водоснабжения производства (животноводческих ферм), что подтверждается инвентарными карточками учета основных средств (л.д. 10-19).
Вместе с тем в нарушение требований закона у ООО «Преображение» отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту зоны санитарной охраны указанных скважин, а также не разработан проект зоны санитарной охраны.
Поскольку осуществление ООО «Преображение» деятельности по эксплуатации скважин в отсутствие проекта зоны санитарной охраны может привести к загрязнению подземного горизонта и ухудшению качества питьевой воды, что повлечет нарушение прав граждан, исковые требования Владимирского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета округа Муром подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден на основании закона, в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил :
Исковые требования Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Преображение» разработать проекты зон санитарной охраны артезианских скважин, расположенных в деревнях Степаньково и Санниково Муромского района в срок до 01.09.2019 г.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Преображение» оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта санитарным правилам в срок до 01.10.2019 г.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Преображение» утвердить проекты зон санитарной охраны водных объектов в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области в срок до 01.11.2019 г.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Преображение»государственную пошлину в доход бюджета округа Муром в сумме 300 рублей.
На решение могут быть принесены апелляционные жалобы и представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
.
Председательствующий судья Т.А. Муравьева