2а-927/2020
24RS0013-01-2019-004128-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2020 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Павловой К.П.,
при секретаре Рябцевой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края к Межрайонному ОСП по ИОИП УФССП России по Красноярскому краю, УФССП по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края обратилась в суд с иском к Межрайонному ОСП по ИОИП УФССП России по Красноярскому краю, в котором просит освободить администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ. №-ИП, либо уменьшить размер исполнительского сбора.
В обоснование заявленных исковых требований указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Красноярскому краю было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ. №-ИП, за неисполнение решения Емельяновского районного суда по делу №а№ по заявлению Васильевой О.Г. об обязании администрации Элитовского сельсовета осуществить подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с местоположением в кадастровом квартале № в целях его образования для предоставления без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства и выдать данную схему Васильевой О.Г. в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу. Обязать администрацию Элитовского сельсовета сообщить суду и Васильевой О.Г. об исполнении принятого решения в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу в письменной форме. Учитывая, что постановление о взыскании с администрации Элитовского сельсовета исполнительского сбора вынесено ДД.ММ.ГГГГ., а к взысканию оно предъявлено в ДД.ММ.ГГГГ. двухлетний срок для предъявлению его к исполнению прошел.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП по Красноярскому краю.
В судебное заседание представитель административного истца администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, представители ответчиков Межрайонного ОСП по ИОИП по г. Красноярску, УФССП по Красноярскому краю, заинтересованное лицо Васильева О.Г. в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания были уведомлены должным образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 ст. 30 Закона N 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1 ст. 105 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Из материалов дела следует:
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Административное исковое заявление Васильевой О.Г. к администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным бездействия удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, выразившееся в несовершении действий, предусмотренных земельным законодательством, по заявлению Васильевой о.г. от ДД.ММ.ГГГГ №. Обязать Администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края осуществить подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плате территории с местоположением в кадастровом квартале № в целях его образования для предоставления без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства и выдать данную схему Васильевой О.Г. в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу. Обязать Администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края сообщить суду и Васильевой О.Г. об исполнении принятого решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в письменной форме».
ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Емельяновского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. судом выдан исполнительный лист серии ФС № по делу № (л.д.10-11).
ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ФС № судебным приставом – исполнителем МОСП по ИОИП по г. Красноярску возбуждено исполнительное производство №-ИП, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, данное постановление было получено должником ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13).
Судебным приставом-исполнителем в адрес администрацию Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края направлено требование об исполнении требований исполнительного документа со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.17).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП по г. Красноярску в отношении администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора - 50000 руб. за неисполнение требований исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ. в срок для добровольного исполнения (л.д.16).
Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. администрация Элитовского сельсовета Емельяновского района во исполнение решения Емельяновского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с исполнительным производством №-ИП направила в адрес МОСП по ИОИП по г. Красноярску, Васильевой О.Г. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с местоположением в кадастровом квартале № (л.д.23,51).
ДД.ММ.ГГГГ. администрация Элитовского сельсовета Емельяновского района направила в адрес МОСП по ИОИП по г. Красноярску, Васильевой О.Г. уточненную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с допущенной кадастровым инженером ошибкой при ее изготовлении (л.д.33).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. администрация Элитовского сельсовета Емельяновского района в адрес МОСП по ИОИП по г. Красноярску была направлена копия муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ. на выполнение кадастровых работ для нужд администрации Элитовского сельсовета, одновременно сообщено, что уточняющая схема расположения земельного участка была направлена Васильевой О.Г. и суду исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.46-49).
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП по г. Красноярску от ДД.ММ.ГГГГ. исполнительное производство №-ИП окончено, в связи с фактическим исполнением исполнительного документа (л.д.78).
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП по г. Красноярску от ДД.ММ.ГГГГ. возобновлено исполнительное производство №-ИП, оконченное ДД.ММ.ГГГГ. в связи с необходимостью повторного совершения исполнительских действий (л.д.53).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено заявление администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о разъяснении решения Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению Васильевой О.Г. к администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным бездействия. Разъяснено, что во исполнение решения Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № по административному исковому заявлению Васильевой О.Г. к администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным бездействия администрация Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края обязана осуществить подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плате территории с местоположением в кадастровом квартале № и ее утверждение в соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса РФ в целях его образования для предоставления Васильевой О.Г. без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства, а также выдать данную схему Васильевой О.Г. (л.д.65-67).
Постановлением администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района от ДД.ММ.ГГГГ. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1000 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> в кадастровом квартале № с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель – земли населенных пунктов, территориальная зона СХ.2 (л.д.64).
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП по г. Красноярску от ДД.ММ.ГГГГ. исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ окончено, в связи с фактическим исполнением исполнительного документа (л.д.71).
В силу части 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Федерального закона).
С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 названного Федерального закона).
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, которые представляют собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Оценив представленные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Между тем, как следует из правовой позиции, изложенной в п. 76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при частичном исполнении должником исполнительного документа по имущественным взысканиям, а также при рассрочке исполнения исполнительного документа исполнительский сбор должен быть исчислен исходя из величины неисполненных (просроченных) требований на день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения исполнительного документа.
Установленные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что по данному исполнительному производству имеются предусмотренные ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" основания для уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до 37500 рублей. Иное означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета таких существенных обстоятельств, как степень вины, а также имущественного положения должника.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края до 37500 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Емельяновский районный суд Красноярского края.
Мотивированное решение изготовлено 23.07.2020 г.
Председательствующий К.П. Павлова