Решение по делу № 2а-78/2022 от 20.01.2022

                                               

КОПИЯ

Дело № 2а-78/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2022 года       село Октябрьское                                  

Октябрьский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи          Столбовой О.А.,

при секретаре        Титовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Киртьянова А.Г., представителя административного ответчика Чулковой Е.В. административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администраций Октябрьского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области, Октябрьского муниципального района Челябинской области и понуждении к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Челябинской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд о признании незаконным бездействия администрации МО Октябрьское сельское поселение Октябрьского муниципального района Челябинской области (далее - МО) и администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области и понуждении к ликвидации свалки твердых бытовых отходов и мусора на территории Октябрьского сельского поселения Октябрьского района Челябинской области, расположенной на земельном участке:

- в кадастровом квартале по адресу: Челябинская область, Октябрьский район, деревня Барсучье, в обоснование указав, что данная свалка нарушает права жителей сельского поселения на благоприятную окружающую среду.

Прокурор Киртьянов А.Г. в суде полностью поддержал доводы административного искового заявления, уточнив, что в настоящее время спорный земельный участок имеет кадастровый номер 74:17:0902003:125.

Представитель МО Чулкова Е.В. в суде иск признала.

Представитель Октябрьского муниципального района Челябинской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна (л.д.77).

Суд с учетом мнения участников процесса считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно п.п.3, 4 ч.9 и ч.10 ст.226 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность и обоснованность оспариваемого решения, действия (бездействия).

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статья 42 Конституция РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это право корреспондирует обязанность каждого, закрепленную в ст.58 Конституции РФ, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст.72 Конституции РФ вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п.5 ст.12 Федерального Закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) запрещается захоронение отходов на территории городских и сельских поселений.

В соответствии с п.п.1, 2, 6, 7 ст.12 Закона № 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, места размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определённом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается.

Согласно ч.1 ст.24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых бытовых отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с ч.2 ст.24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В силу ч.ч.1, 2 ст.13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными правилами. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Статьями 4, 12, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.

В силу ст.ст.2, 11 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой им деятельности.

Частью 3 ст.39 Закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п.1 ст.22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно п.14 ч.1 ст.15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В силу п.п.2 п.2 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п.1 ст.76 ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Исходя из предписаний п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);

- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).

По смыслу приведенной нормы в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования. В то же время за участки, расположенные на территории сельского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.

На основании п.7.8 ГОСТ 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории, которых эти отходы находятся (примечание к п.7.8 ГОСТ 30772-2001).

В силу Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды (пункт 3).

Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 4).

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1 настоящих Правил (пункт 5).

Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 9).

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (пункт 10).

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (пункт 11).

Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 12).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета, а также передавать часть своих полномочий (п.п.1, 18 п.1, п.3 ст.14, п.4 ст.15 Закона № 131-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что на территории МО на земельном участке с кадастровым номером общей площадью 42000 кв.м., расположенным по адресу: Челябинская область, Октябрьский район, примерно в 800 м по направлению на север от ориентира: деревня Барсучье, улица Молодежная, 17, находится свалка мусора, твердых бытовых и коммунальных отходов, дбъездной дороги села Октябрьскоеапротив многоквартирного дома № 7 по улице Набережная в селе Очто подтверждается актом проверки с фототаблицей (л.д.11-13), и административными ответчиками не оспорено.

Земельный участок, на котором расположена указанная свалка, находится в собственности Октябрьского муниципального района Челябинской области и с 2021 года передан в постоянно (бессрочное) пользование МО (л.д.58-61, 73).

Место размещения отходов на территории МО не внесено в государственный реестр объектов размещения отходов (л.д.22-32).

В настоящее время МО предпринимаются меры для перевода спорного земельного участка в категорию «Земли промышленности» (л.д.62-72).

Согласно разделу 3 Правил благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в населенных пунктах МО сельское поселение ответственно за содержание и уборку мест складирования ТБО (л.д.33-45). Вместе с тем, как следует из справки МО (л.д.46), поселением не урегулирован вопрос по вывозу ТБО и мусора с мест их складирования на полигонах по сбору отходов.

Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства в течение длительного времени на земельном участке, используемом МО и являющемся собственностью Октябрьского муниципального района Челябинской области, не оформленном в качестве санкционированной свалки для временного сбора и хранения твердых бытовых отходов в государственном реестре объектов размещения отходов,расположена свалка твердых бытовых отходов и строительного мусора, при этом всех предусмотренных законом мер к ее ликвидации и своевременному вывозу мусора административным ответчиком в лице МО не предпринимается, что создает опасность для жизни и здоровья населения сельского поселения и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Образование указанной свалки явилось следствием ненадлежащего выполнения данным административным ответчиком возложенных на него полномочий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения, в то время как транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений относятся к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Административный ответчик, являясь пользователем спорного земельного участка, обязан ликвидировать расположенную на нем несанкционированную свалку в силу прямого указания ст.210 ГК РФ, ст.42 ЗК РФ независимо от вины в ее организации, поскольку в данном случае речь идет не о гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а об установленной законом обязанности по охране земельных участков от загрязнения и иного негативного воздействия.

Кроме того, как указал Конституционный Суд РФ, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (пункт 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 года № 26-П). При этом в случае установления лиц, виновных в организации несанкционированных свалок, администрация МО не лишена возможности предъявить требование о возмещении расходов, понесенных в результате ликвидации свалок, к данному виновному лицу.

Поскольку суду не представлено доказательств того, что административным ответчиком в лице МО принимались все необходимые меры по устранению допущенных нарушений, суд признает бездействие указанного административного ответчика незаконным. При этом отсутствие или недостаточность в бюджете сельского поселения денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не освобождает указанного ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции. Сами по себе требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанности, указанные в административном исковом заявлении, должны быть возложены на административного ответчика в лице МО как пользователя спорного земельного участка.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению частично - только в отношении МО. В отношении Октябрьского муниципального района Челябинской области суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Суд, учитывая характер спорных правоотношений, фактические обстоятельства по делу, период, в течение которого длились правоотношения, размер свалки, подлежащей ликвидации, и их общее количество на территории МО; принимая во внимание, что немедленное исполнение решения суда будет невозможным в силу погодных и климатических условий и требованиями разумности и справедливости, приходит к выводу, что решение суда подлежит исполнению в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу. Доказательств неразумности данного срока или невозможности ликвидации свалки в устанавливаемый судом срок административным ответчиком в лице МО не представлено, кроме того, указанный административный ответчик не лишен права при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения или рассрочке его исполнения.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Октябрьского района Челябинской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Октябрьского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации свалки твердых бытовых отходов и мусора на территории Октябрьского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области.

Обязать администрацию Октябрьского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области принять меры к ликвидации свалки твердых бытовых отходов и мусора, расположенной на земельном участке площадью 42000 кв.м. с кадастровым номером по адресу: Челябинская область, Октябрьский район, примерно в 800 м по направлению на север от ориентира: деревня Барсучье, улица Молодежная, 17, в течение одного года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований, заявленных к МО Октябрьский муниципальный район Челябинской области, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Октябрьский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

Председательствующий подпись.

Копия верна.

Судья О.А.Столбова.

Секретарь В.А.Титова.

Мотивированное решение по делу составлено 16 февраля 2022 года.

Судья О.А.Столбова.

2а-78/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Октябрьского района Челябинской области
Ответчики
Администрация Октябрьского сельского поселения
администрация Октябрьского муниципального района
Суд
Октябрьский районный суд Челябинской области
Судья
Столбова О.А.
Дело на странице суда
oktyb.chel.sudrf.ru
20.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2022Передача материалов судье
21.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2022[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
04.02.2022Подготовка дела (собеседование)
04.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2022Судебное заседание
16.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее