Дело № 2-1530/2024; УИД: 42 RS0010-01-2024-001318-28
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Киселёвский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего - судьи Байскич Н.А.
при помощнике – Аболешевой А.И.
с участием:
представителя истца – Федорова С.В., действующего на основании доверенности № от 18.01.2024 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Киселёвске Кемеровской области
27 июня 2024 года
гражданское дело по иску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу к Масальскому Александру Сергеевичу о прекращении права собственности на оружие,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее – Росгвардия) в лице представителя обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Масальскому Александру Сергеевичу о прекращении права собственности на оружие.
Требования мотивируя тем, что на складе вооружения ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу» по адресу: Кемеровская область - Кузбассу, <адрес> хранится изъятое гражданское оружие, принадлежащее Масальскому Александру Сергеевичу, а именно: <данные изъяты>, на которое Масальскому А.С. 06 декабря 2017 года были выданы разрешения на право хранения и ношения серии <данные изъяты> № сроком действия до 06 декабря 2022 года и <данные изъяты> № сроком действия до 06 декабря 2022 года соответственно.
Сотрудниками ОЛРР (по г. Киселевску) Управления Росгвардии по Кемеровской области — Кузбассу было установлено, что Масальский А.С. незаконно хранил две единицы вышеуказанного оружия с 07.12.2022 г., поскольку 07.12.2022 г. истек срок действия разрешений на хранение и ношение. В связи с чем, 08.12.2022 г. сотрудники Управления Росгвардии по Кемеровской области — Кузбассу изъяли вышепоименованные модели огнестрельного гладкоствольного оружия и передали на временное хранение на основании квитанций №, № от 08.12.2022 года в отдел МВД России по г. Киселевску.
Однако, до настоящего времени Ответчиком не принимаются меры к получению разрешений на ношение и хранение огнестрельного оружия с целью оформления оружия в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее — Федеральный закон «Об оружии»). При таких обстоятельствах оружие фактически является брошенным.
Кроме того, Ответчиком не принимаются меры для отчуждения оружия в установленном законом порядке. Вышеуказанное оружие в течение продолжительного времени находится на складе вооружения ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД России по Кемеровской области - Кузбассу».
При этом хранение и бремя содержания указанного оружия требует определенных материальных затрат, в частности регулярного технического ухода, трудовых затрат, по содержанию специального температурного режима и влажности помещения, что влечет дополнительное расходование бюджетных средств.
Так в силу ст. 129, 1180 ГК РФ и ст. 6, 9 и 13 Федерального закона «Об оружии» в отношении оружия введены ограничения оборотоспособности.
В соответствии с пунктом 1, 5.5 и 5.31 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, Росимущество осуществляет функции и полномочия по реализации изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства.
В соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» Росгвардия и ее территориальные органы подобными полномочиями не наделены.
При этом в соответствии с пунктом 3 «Б» Положений о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2019 г. N° 1238, Росимущество (его территориальные органы) исключают свои полномочия по реализации имущества, в отношении которого введены ограничения оборотоспособности.
В силу абз. 6 ст. 25 Федерального закона «Об оружии», обращенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственную собственность, в том числе конфискованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, оружие и (или) патроны к нему, а также оружие и (или) патроны к нему, не востребованные в течение одного года со дня устранения (прекращения) обстоятельств, препятствующих владению оружием, уничтожаются войсками национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с абз. 5 ст. 27 Федерального закона «Об оружии», изъятые или сданные оружие и (или) патроны к нему должны быть отчуждены их собственником в соответствии с гражданским законодательством либо получены собственником в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона в течение одного года со дня их изъятия или сдачи, за исключением оружия и (или) патронов к нему, изъятых или сданных в связи с возникновением обстоятельств, предусмотренных пунктами 3.6 и 11 части двадцатой статьи 13 настоящего Федерального закона, а также частью девятой статьи 22 настоящего Федерального закона. Выморочные оружие и (или) патроны к нему переходят в собственность Российской Федерации.
Принимая во внимание, что Ответчиком не оформлено разрешение на хранение и ношение оружия, а равно Ответчик с уведомлением о реализации указанного оружия через розничную сеть магазинов не обращался или других мер на протяжении последнего года не принимал, и возникла ситуация, при которой собственник, в силу ограничений установленных законом, не может осуществлять свои вещные права в отношении принадлежащего ему имущества, оружие подлежит отчуждению.
Вместе с тем, необходимо отметить, что <данные изъяты>, №; <данные изъяты>, № не является оружием, имеющим культурную ценность, поскольку оружие, имеющее культурную ценность не может быть оформлено на Разрешение на хранение и ношение оружия серии <данные изъяты>.
10.01.2024 года Ответчику направлено уведомление (предписание), в котором сообщалось, что в случае непринятия мер к разрешению вопроса о получении прав на владение оружием, либо отчуждения оружия, будут приняты меры, установленные гражданским законодательством по принудительному отчуждению оружия.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма в Российской Федерации. Наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утрате контроля за таким оружием, что создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу и государству.
Согласно Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации», Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности, а также в сфере обеспечения общественной безопасности в пределах своих полномочий.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», Войска национальной гвардии наделены полномочиями по осуществлению приема от органов внутренних дел (полиции), хранению и уничтожению изъятых, добровольно сданных и найденных огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, основных частей огнестрельного оружия.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истца.
В соответствии со Структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
Указом Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» утверждено Положение о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия), в соответствии с которым Росгвардия для выполнения задач, возложенных на войска национальной гвардии, и обеспечения их деятельности создает территориальные органы Росгвардии.
Управление Росгвардии по Кемеровской области - Кузбассу согласно пункту 1 Положения об Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, утвержденного приказом Росгвардии от 17 июля 2018 г. № 314 «О некоторых вопросах Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу», является территориальным органом Росгвардии.
Таким образом, Управление Росгвардии по Кемеровской области - Кузбассу является территориальным органом Росгвардии, который в свою очередь входит в структуру федеральных органов исполнительной власти и освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, выступая по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, просит прекратить право собственности Масальского Александра Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, паспорт гражданина Российской Федерации серии №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на оружие: <данные изъяты>, №; <данные изъяты>
Разрешить Управлению Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу, <данные изъяты>, №; <данные изъяты>, №.
В судебном заседании представитель истца Федоров С.В. исковые требования поддержал в полном объёме по обстоятельствам указанным в иске, дополнив тем, что до настоящего времени ответчиком не приняты меры к получению разрешений на ношение и хранение огнестрельного оружия с целью оформления оружия в соответствии с требованиями ФЗ -150 от 13.12.1996 г. «Об оружии». При таких обстоятельствах оружие фактически является брошенным, в связи с чем, просит требования удовлетворить.
Ответчик Масальский А.С. о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором: №, о вручении повестки, причины не явки неизвестны, возражений не представлено.
При таких обстоятельствах с учетом мнения представителя истца суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие ответчика, уведомленного надлежащим образом, о дате судебного заседания.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз.2 пункта 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 12 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об оружии» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) огнестрельное оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в обороте, то есть могут находиться во владении, пользовании (временном пользовании), распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых органами внутренних дел.
В соответствии со ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе, отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ).
Исходя из положений п. 1 ст. 238 Гражданского кодекса РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в указанный срок, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Согласно п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
Пунктами 1, 3, 4 и 5 ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» установлено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Из материалов дела следует, что в личном пользовании у ответчика имеется <данные изъяты>, №; на которое выдано соответствующее разрешение серии <данные изъяты> № от 06.12.2017 г. сроком действия до 06.12.2022 г. и <данные изъяты>, №, на которое Масальскому А.С. 06 декабря 2017 года выдано разрешение на право хранения и ношения серии <данные изъяты> № сроком действия до 06 декабря 2022 года.
С 07.12.2022 г. истек срок действия разрешений на хранение и ношение, в связи с чем 08.12.2022 г. сотрудниками Управления Росгвардии по Кемеровской области – Кузбассу, принадлежащее Масальскому А.С. оружие изъято и передано на временное хранение на основании квитанций №, № от 08.12.2022 года с отдел МВД, о чем составлен протокол изъятия оружия и патронов от 08.12.2022 г. (л.д.6).
Указанное оружие в настоящее время храниться на складе вооружения ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД России по Кемеровской области – Кузбассу» по адресу: <адрес>
Хранение и бремя содержания указанного оружия требует определенных материальных затрат, в частности регулярного технического ухода, трудовых затрат по содержанию специального температурного режима и влажности помещения, что влечет дополнительное расходование бюджетных средств.
В адрес ответчика 10.01.2024 истцом было направлено уведомление о необходимости принятия мер к разрешению вопроса о получении прав на владение оружием, что в случае непринятия мер к разрешению вопроса о получении прав будут приняты меры, установленные гражданским законодательством по принудительному отчуждению оружия (л.д.12).
Вместе с тем, никаких действий до настоящего времени ответчиком не предпринято, что расценивается как отказ Масальского А.С. от права собственности в отношении данного оружия.
По смыслу п. 2 ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации разрешение на принудительную продажу суд вправе дать тому органу, которому предоставлены такие полномочия.
Статьей 27 Федерального закона № 150-ФЗ предусмотрено, что распоряжение оружием и патронами к нему, изъятыми в связи с нарушением правил в сфере оборота оружия, установленных данным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с решением суда по уголовному делу, гражданскому делу, административному делу или делу об административном правонарушении либо иного уполномоченного осуществлять производство по делу об административном правонарушении органа; порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
Статьей 28 Федерального закона № 150-ФЗ установлено, что контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В п. 10 Правил оборота оружия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» приведен перечень федеральных органов государственной власти Российской Федерации, уполномоченных на продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, к числу которых отнесены, в том числе, Министерство внутренних дел РФ, Росгвардия.
Пункт 79 указанных выше Правил оборота оружия предусматривает, что оружие и патроны изымаются Росгвардией, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами; изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Росгвардии либо в органы внутренних дел; при этом оружие и патроны, изъятые и признанные вещественными доказательствами по уголовным делам, передаются после окончания рассмотрения дел в судебном порядке.
Правовой статус войск национальной гвардии РФ (Росгваридии) определен Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» и Федеральным законом от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», п. 12, 27 ч. 1 ст. 9 которого установлено, что войска национальной гвардии наделены помимо прочего наделены полномочиями осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, а также по исполнению решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.
В силу п. п. 9 п. 2 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30.09.2016 № 510, задачами Росгвардии является осуществление федерального государственного контроля (надзора) за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций.
При этом в силу п. 6 ст. 34 Федерального закона № 226-ФЗ установлено, что до оборудования в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, помещений для хранения оружия полицией осуществляются функции по хранению изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ. Таким образом на полицию возложены обязанности лишь по хранению, но не по реализации либо уничтожению изъятого оружия.
Согласно п. 83 Правил оборота оружия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814, изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, уничтожаются воинскими частями войск Росгвардии и территориальными органами Росгвардии в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Поскольку сведений о технической исправности изъятого у ответчика оружия, а также об их стоимости не имеется, то не исключен вариант, когда затраты на реализацию данного оружия превысят его стоимость, что сделает нецелесообразной и невозможной реализацию. В таком случае, при невозможности реализации спорное оружие подлежит уничтожению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу к Масальскому Александру Сергеевичу о прекращении права собственности на оружие, на оружие и его принудительное уничтожение удовлетворить.
Прекратить право собственности Масальского Александра Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, паспорт гражданина Российской Федерации серии №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на оружие: <данные изъяты>, №; <данные изъяты>, №.
Разрешить Управлению Росгвардии по Кемеровской области-Кузбассу, уничтожить оружие: <данные изъяты>, №; <данные изъяты>
Взыскать с Масальского Александра Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии №) в доход бюджета расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Кемеровский областной суд через Киселёвский городско суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2024 года.
Председательствующий - Н.А.Байскич
Решение в законную силу не вступило.
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.