№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 мая 2023 года
Кировский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.
При секретаре ФИО11
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к ФИО1 <адрес>, Министерству социального развития и труда ФИО9 <адрес> с привлечением третьих лиц ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес> ФИО9 <адрес>», о возложении обязанности поставить на учет
У с т а н о в и л :
ФИО5 обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что является сиротой, оставшимся без попечения родителей. В 2001 году был помещение Детский <адрес>. В 2007 году был переведен в школу-интернат в <адрес> ФИО9 <адрес> для детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2018 году закончил данное учебное заведение. За период нахождения в детских учреждениях органы опеки и попечительства не поставили истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. До настоящего времени жилым помещением ФИО5 также не обеспечили. Также органы опеки не вынесли постановления о признании истца сиротой. В связи с изложенным, ФИО5 просит поставить его на очередь в получении жилого помещения как ребенка сироту.
В судебном заседании посредством ВКС ФИО5 иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
ФИО1 <адрес>, министерства социального развития и труда ФИО9 <адрес>
Иные лица в судебное заседание не явились.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд решил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с Постановлением Постановление ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 571-П (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" благоустроенные жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда ФИО9 <адрес> (далее - специализированные жилые помещения) предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), которые:
- не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
- являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в соответствии со статьей 10 Закона ФИО9 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 6/2002-ОЗ "О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в ФИО9 <адрес>".
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к наименее защищенным слоям населения. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39). Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социального обеспечения предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для которых государственная поддержка является необходимым, а порой и единственным источником средств к существованию.
Судом истребовано и изучено личное дело ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из личного дела усматривается, что родителями ФИО5 являются мать- ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отец-ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Мать ФИО2 умерла 27.06.2007г.
Исходя из личного дела, впервые ФИО5 помещался в ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток» ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта о помещении несовершеннолетнего следует, что в ОП № УМВД России по <адрес> из комиссии по делам несовершеннолетних поступило сообщение в отношении несовершеннолетнего ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучающегося в 8а классе «ООШ №». который не приступил к занятиям в школе без уважительной причины. 15.06.2017г. был посещен по месту жительства ФИО8. На момент проверки в квартире находилась бывшая супруга ФИО3-ФИО4, которая пояснила, что ранее состояла в браке с ФИО3,, который имел на иждивении детей ФИО8 и ФИО5. На протяжении двух лет ФИО5 не видела, на ее звонки он не отвечает. Два года именно она занималась воспитанием ФИО5 и ФИО8. О месте нахождения их отца никому не известно. В связи с изложенным, ФИО5 был помещен ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 вместе с братом ФИО8 были помещены в ГСКУ АО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга».
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, 28.09.2017г. отец ФИО3 посещал детей, обещал забрать домой.
ДД.ММ.ГГГГ Органами опеки и попечительства было проведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес>А, по результатам которого установлено, что в данном жилом помещении проживают: ФИО17, ФИО12, ФИО13, ФИО8 и ФИО5. Отец ФИО5 и ФИО8 по вышеуказанному адресу не проживает.
Согласно ответа ГБУ АО «БТИ» собственниками жилых помещений в домовладении по адресу: <адрес> значатся: ФИО17, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО13, ФИО12
ДД.ММ.ГГГГ в связи самовольным уходом ФИО5 и ФИО8 сняты с довольствия в ГСКУ АО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 вернулся в учреждение и поставлен на довольствие.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обучался в МБОУ «Козловская СОШ».
ДД.ММ.ГГГГ на заседании межведомственной рабочей группы ГАУ АО «Многопрофильный социальный центр «Семья» рекомендовано не передавать ФИО5 и ФИО8 в кровную семью и обратиться с заявлением о розыске ФИО3, поскольку более детей он не посещал.
В ноябре 2017 года на заседании комиссии также было решено не передавать ФИО5 в кровную семью и оказать содействие в поиске ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 согласно сообщения ОМВД России по <адрес> ФИО9 <адрес>, объявлен в розыск.
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» издано распоряжение № «О признании несовершеннолетнего ФИО5 оставшимся без попечения родителей, передаче его на полное государственное обеспечение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
ДД.ММ.ГГГГ согласно приказа ГСКУ АО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» ФИО5 был переведен на полное государственное обеспечение.
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» № ФИО5 помещен под надзор в ГСКУ АО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» на период устройства на воспитание в семью.
ДД.ММ.ГГГГ от ФИО5 поступило заявление о его отчислении в связи с совершеннолетием. В этот же день, от ФИО18 (бывшей супруги ФИО3) поступило заявление о передаче ей ФИО5 для дальнейшего проживания.
Исходя из пояснений ФИО5, с отцом он больше не виделся, с бывшей супругой отца не жил, поскольку после выбытия из детского учреждения неоднократно осуждался и приговаривался к реальным срокам лишения свободы.
Из материалов дела следует, что ФИО5 зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Из сообщения АМО «Приволжский муниципальный район ФИО9 <адрес>» следует, что указанное жилое помещение значится в реестре муниципального имущества «Приволжский муниципальный район ФИО9 области», требует капительного ремонта. Площадь жилого помещения общая -41,3 кв.м., жилая 29,3 кв.м. В жилом помещении отсутствуют удобства. В данной квартире зарегистрированы: ФИО6, 1993 года рождения, ФИО7, 1989 года рождения, ФИО5 и ФИО8.
Исходя из собранных судом доказательств следует, что истец ФИО5 был признан ребенком, оставшимся без попечения родителей, переведен на полное государственной обеспечение, не имеет в собственности жилого помещения, не имеет за собой какого-либо закрепленного жилого помещения, а потому должен быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Свою обязанность органы опеки и попечительства по постановке на соответствующий учет ФИО5 не выполнили.
С иском в суд ФИО5 обратился за один месяц до исполнения ему 23-х лет. При этом, суд принимает во внимание и причины, по которым он сам не мог обратиться с заявлениями о постановке его на учет. Начиная с 2018 года он неоднократно привлекался к уголовной ответственности и осуждался к реальному сроку лишению свободы.
Как указано выше, после его отчисления из детского учреждения в связи с совершеннолетием, он также сразу был осужден к реальному сроку лишения свободы. И в настоящее время отбывает наказание.
Все указанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том что правом на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении полков С.А. обладает в полной мере.
В этой связи иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО5 к ФИО1 <адрес>, Министерству социального развития и труда ФИО9 <адрес> с привлечением третьих лиц ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес> ФИО9 <адрес>», о возложении обязанности поставить на учет удовлетворить.
Обязать Министерство социального развития и труда ФИО9 <адрес> включить ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано в ФИО9 областной суд в течение одного месяца.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ
Судья: