Решение по делу № 2а-1136/2022 (2-9782/2021;) от 17.11.2021

11RS0001-01-2021-019352-92 Дело № 2а-1136/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Колосовой Н.Е.,

с участием административного истца Костоломова А.В.,

представителей административных ответчиков Южакова О.С., Басацкой Е.В.,

при секретаре Кипрушевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 15 марта 2022 года административное дело по иску Костоломова Александра Владимировича к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о возложении обязанности обеспечить безопасные условия эксплуатации дворового проезда, взыскании неустойки,

установил:

Костоломов А.В. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности обеспечить безопасные условия эксплуатации дворовых проездов общего пользования между домами № №... и ... улице ... г. Сыктывкара, между домами № №... и № №... по улице ... г.Сыктывкара посредством организации проведения работ по устранению просадок, выбоин, провалов и восстановлению дорожного полотна, по восстановлению, замене бортовых камней и устранению нарушения их положения, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, взыскании с судебной неустойки в размере 3000 рублей за каждый день неисполнения решения суда. В обоснование заявленных требований указал, что здание № №... по ул. ... - это средняя общеобразовательная школа № ..., возле школы имеется стадион. Вокруг школы, в дворовых проездах общего пользования, на всем протяжении проезжей части имеются разрушения асфальтобетонного покрытия, многочисленные просадки, выбоины, провалы, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые размеры. Истец, проживая рядом со школой, не может безопасно пройти или подъехать к месту занятий спортом - на оборудованный стадион, находящийся прямо за школой №....

В ходе судебного разбирательства суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство», третьего лица УЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар».

В судебном заседании административный истец Костоломов А.В. заявленные требования поддержал.

Представители административных ответчиков администрации МО ГО «Сыктывкар», МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» Южаков О.С. и Басацкая Е.В. требования не признали.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ при имеющейся явке.

Заслушав объяснения лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы дела об административном правонарушении №... Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что в дворовом проезде общего пользования между домами № №... и №... №... улице ... на всем протяжении проезжей части имеется разрушение асфальтобетонного покрытия, многочисленные просадки, выбоины, провалы, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые размеры, параметры отдельной выбоины составили: по длине - 150 см и глубине - 10,5 см, имеются повреждения бортового камня, нарушения положения бортового камня, что не соответствует требованиям п. 6.5.2 ГОСТа Р 50597-2017; в дворовом проезде общего пользования между домами № №... и № №... по улице ... на всем протяжении проезжей части имеется разрушение асфальтобетонного покрытия, многочисленные просадки, выбоины, провалы, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые размеры, параметры отдельной выбоины составили: по длине - 90 см и глубине - 9 см, а также на отдельном участке имеется повреждение железобетонного покрытия тротуара, имеются повреждения бортового камня, нарушения положения бортового камня, что не соответствует требованиям п. 6.5.2 ГОСТа Р 50597-2017.

Эти обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, материалами дела об административном правонарушении в отношении администрации МО ГО «Сыктывкар» по ст. 12.34 ч. 1 КоАП РФ, а именно: протоколом об административном правонарушении, составленным государственным инспектором дорожного надзора отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМД России по РК от 28 сентября 2021 года, актом обследования улично-дорожной сети города Сыктывкара от 31 августа 2021 года.

Постановлением мирового судьи Кутузовского судебного участка по делу №... от 26 октября 2021 года администрация МО ГО «Сыктывкар» привлечена к административной ответственности по ст. 12.24 ч. 1 КоАП РФ.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 17.11.2011 №... создано МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство», определены виды деятельности, в числе прочих – эксплуатация автомобильных дорог общего пользования.

Постановлениями администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.01.2020 № №... проезды между домами № №... и № №..., № №... по улице ..., между домами № №... и № №... по улице ... включены в реестр муниципальной собственности в раздел «Бесхозяйное имущество» и переданы МКП «Дорожное хозяйство» на обслуживание.

В отношении переданного МКП «Дорожное хозяйство» муниципального имущества, предприятие осуществляет деятельность по содержанию и обслуживанию улично-дорожной сети (автомобильных дорог, улиц, тротуаров, остановочных комплексов) на территории МО ГО «Сыктывкар» в рамках доведенных до Предприятия субсидий.

С этой целью, ежегодно межу администрацией МО ГО «Сыктывкар», в лице уполномоченного органа и МКП «Дорожное хозяйство» заключаются Соглашения о предоставлении из бюджета МО ГО «Сыктывкар» субсидии на частичное возмещение затрат, возникающих в результате содержания и ремонта объектов улично-дорожной сети, переданных из казны МО ГО «Сыктывкар».

На 2022 год между Управлением дорожной инфраструктуры, транспорта и связи администрации МО ГО «Сыктывкар» и МКП «Дорожное хозяйство» заключено Соглашение №... от 02.02.2022.

Объекты, переданные предприятию на обслуживание перечислены в приложении №... к названному соглашению.

Мероприятия по содержанию и обслуживанию автомобильных дорог, городских улиц, тротуаров на территории МО ГО «Сыктывкар» перечислены в приложении №... к названному соглашению: фрезерование поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий с помощью отбойных молотков, с применением ручной фрезы, проливка битумом подготовленных участков под ремонт, устройство выравнивающего слоя асфальтобетонной смеси, проливка битумом выравнивающего слоя подготовленных участков под ремонт, устройство верхнего слоя асфальтобетонной смеси, проливка швов битумом, замена бортовых камней, замена водопропускных труб.

В этом же приложении содержатся требования, предъявляемы к ямочному ремонту улиц и автомобильных дорог и порядок выполнения ремонтных работ.

Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право, в том числе, свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил (ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

В соответствии со ст.12 указанного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа, относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения (п.4 ст.6 Закона).

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Понятие автомобильных дорог дано в ст.3 указанного Федерального закона, согласно которой автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу ст.13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15 Закона).

Пунктом 9 ст.6 Закона предусмотрено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п.11 ст.5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

При этом содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ст.17 Закона).

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В соответствии с п.5.2.4 ГОСТ Р 50595-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

В силу п.п.3, 5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 26 Устава Устава МО ГО "Сыктывкар" к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по приведению в надлежащее состояние в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа возложена на администрацию г. Сыктывкара.

С этой целью администрацией МО ГО «Сыктывкар» создано МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство», на обслуживание которому переданы требующие ремонта проезды.

Доказательств того факта, что эти проезды требуют комплекса работ, выходящих за пределы обязанностей, установленных соглашением, заключенным с администрацией МО ГО «Сыктывкар», суду не предоставлено.

Бездействие ответчика МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 покрытия проезжей части проездов нарушает права и интересы истца как участника дорожного движения.

Учитывая изложенное, заявление Костоломова А.В. подлежит удовлетворению, на МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» следует возложить обязанность обеспечить безопасные условия эксплуатации дворовых проездов общего пользования между домами № №... и № №..., № 44 по улице ... г. Сыктывкара, между домами № №... и № №... по улице ... г.Сыктывкара посредством организации проведения работ по устранению просадок, выбоин, провалов и восстановлению дорожного полотна, восстановлению, замене бортовых камней и устранению нарушения их положения, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.

Суд полагает необходимым, в порядке ст. 187 КАС РФ, установить срок для исполнения возложенной обязанности в пределах срока действия соглашения, заключенного между ответчиками, - до 31.12.2022, полагая его разумным с учетом объема работы.

В соответствии со ст. 308.1 ГК РФ, в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).

В целях побуждения должника к своевременному исполнению гражданско-правового обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации), судом могут быть присуждены денежные средства (судебная неустойка) на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя на основании пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 28 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7).

Согласно абз. 2 п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, ч. 1 и 2.1 ст. 324 АПК РФ).

При определении размера судебной неустойки суд учитывает обстоятельства дела, общие принципы справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из недобросовестного поведения сторон, и приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца судебной неустойки в размере 1000 рублей в день, после истечения установленного срока исполнения решения.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Муниципальное казенное предприятие муниципального образования городского округа «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» в срок до 31 декабря 2022 года обеспечить безопасные условия эксплуатации дворовых проездов общего пользования между домами № №... и № №..., № №... по улице ... г. Сыктывкара, между домами № №... и № №... по улице ... г.Сыктывкара посредством организации проведения работ по устранению просадок, выбоин, провалов и восстановлению дорожного полотна, восстановлению, замене бортовых камней и устранению нарушения их положения, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.

Взыскать с Муниципального казенного предприятия муниципального образования городского округа «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» в пользу Костоломова Александра Владимировича судебную неустойку в размере 1000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда, расходы на оплату госпошлины в размере 300 руб.

Отказать Костоломову Александру Владимировичу в удовлетворении требований к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о возложении обязанности обеспечить безопасные условия эксплуатации дворового проезда, взыскании неустойки.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми, через Сыктывкарский городской суд, в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

** ** **

Судья Н.Е. Колосова

2а-1136/2022 (2-9782/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Костоломов Александр Владимирович
Ответчики
Администрация МО ГО "Сыктывкар"
МКП "Дорожное хозяйство"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Колосова Надежда Егоровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
17.11.2021Регистрация административного искового заявления
18.11.2021Передача материалов судье
22.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2021Судебное заседание
26.01.2022Судебное заседание
24.02.2022Судебное заседание
15.03.2022Судебное заседание
15.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее