Дело №2а-5338/2021
64RS0046-01-2021-011028-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2021 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Ивакиной Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Проценко Т.А.,
с участием прокурора Оборотова К.А.,
представителей Участковой избирательной комиссии № 262 Нарышкиной И.Ю., Черкезовой О.В., Ермолаевой О.А.,
представителя избирательной комиссии Саратовской области Клюстер Н.Ф.,
представителя территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Саратова Гариковой Т.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному иску кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва Анидалова А.Ю. к Участковой избирательной комиссии № 262 о признании итогов голосования недействительными,
установил:
кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва Анидалов А.Ю. обратился к Участковой избирательной комиссии № 262 с иском о признании итогов голосования недействительными, указав в обосновании своих требований, что 19.09.2021г. при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по партийным спискам и одномандатным округам, на территории УИК №262 по адресу: <адрес>. после 20 часов 19.09.2021г. был осуществлен подсчет голосов в нарушение требований ст.68 ФЗ-67 от 12.06.2002г., а именно, при подсчете голосов было установлено, что за кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Анидалова А.Ю. проголосовало 129 избирателей, за кандидата Володина В.В. проголосовало 283 избирателя. В итоговом протоколе зафиксировано за Анидалова А.Ю. проголосовало 79 избирателей, за Володина В.В. проголосовало 496 избирателей. Аналогичная ситуация сложилась и при подсчете голосов по партийным спискам и фиксации их в итоговый протокол. При подсчете установлено, что за партию КПРФ проголосовало 146 избирателей, за партию Единая Россия 216 избирателей, в итоговом же протоколе указано, что за КПРФ проголосовало 146 избирателей, а за Единую Россию 325 избирателей. Нарушена процедура подсчета голосов.
В порядке подготовки к судебному разбирательству стороной административного ответчика было заявлено о пропуске административным истцом срока обращения в суд с настоящим административным иском.
В силу ч. 5 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В порядке ч. 5 ст. 138 КАС РФ по делу было назначено проведение предварительного судебного заседания по вопросу уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела и выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением.
В предварительном судебном заседании представители административного ответчика поддержали свои доводы о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с иском, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представители ТИК Ленинского района г. Саратова и Избирательной комиссии Саратовской области поддержали доводы о пропуске истцом срока для обращения в суд с административным иском.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представителем административного истца представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Суд, заслушав доводы сторон, и исследовав материалы дела в части касающейся вопросов, поставленных для рассмотрения на предварительное заседание, оценив доводы и доказательства в их совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на 19 сентября 2021 года.
Постановлением ЦИК РФ от 01 июля 2021 года № 13/103-8 принято Положение об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначаемых на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд 17,18 и 19 сентября 2021 года.
Положения ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривают принятие решения об итогах голосования, которое участковая комиссия оформляет протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке (ст. 67 ФЗ) и решение о результатах выборов.
На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. О результатах выборов, составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов (ст. 70 ФЗ).
В силу положений ч. 2 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. При этом в силу положений ч. 7 ст. 240 КАС РФ указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
На основании ч. 8 ст. 240 КАС РФ пропуск установленного срока подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не является для суда основанием для отказа в его принятии. Причины пропуска установленного срока выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.
В соответствии со ст. 92 КАС РФ процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным … главами 24 … настоящего Кодекса.В силу положений ст. 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события. Таким образом, из системного толкования приведенных выше норм следует, что административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти календарных дней со дня принятия решения об итогах голосования, т.е. с даты принятия решения об итогах голосования УИК 262. Как следует из материалов дела, решение участковой избирательной комиссии № 262 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Саратовская область - Саратовский одномандатный избирательный округ № 163 было принято 20 сентября 2021 года. Так, последний день подачи административного иска об отмене указанного решения об итогах голосования приходится на 29 сентября 2021 года. Порядок окончания процессуального срока установлен статьей 93 КАС РФ, в часть 4 данной статьи Федеральным законом от 30 апреля 2021 года 115-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 апреля 2021 года N 115-ФЗ) внесены изменения, которые вступили в силу с 30 апреля 2021 года. В силу положений ч. 4 ст. 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, установленных статьей 240, частями 3 и 3.1 статьи 298, частью 2 статьи 314 КАС РФ. Согласно штампу организации почтовой связи настоящий административный иск был передан административным истцом в отделение связи 29 сентября 2021 г. и согласно отчету об отслеживании почтового отправления административный иск поступил в отделение почтовой связи для вручения адресату – Ленинскому районному суду г. Саратова 01 октября 2021 года, и в этот же день был им получен, о чем на иске проставлен штамп входящей корреспонденции от 01 октября 2021 года входящий номер 5491. Таким образом, направление указанного в части 4 статьи 240 КАС РФ административного искового заявления посредством почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока не свидетельствует о соблюдении такого срока при обращении с заявлением об обжаловании решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов. Для соблюдения требований части 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление должно быть получено судом до истечения сроков, предусмотренных в указанной норме, т.е. до 30 сентября 2021 года. Наличие в законе подобных ограничений в отношении сроков и порядка подачи документов по делам о защите избирательных прав обусловлено временными рамками кампаний по выборам и направлено на обеспечение стабильности избирательного процесса и равных возможностей для всех кандидатов и избирательных объединений. Реализация права на оспаривание действий (бездействия) и решений в порядке главы 24 КАС РФ зависит, в том числе, от оперативности самих субъектов пассивного избирательного права при выполнении ими всех необходимых условий для допуска к выборам. Так, направление административного иска в последний день срока на его подачу посредством почтовой связи - 29 сентября 2021 года, не позволило обеспечить его поступление в суд в сроки для подачи указанного административного иска, что в силу положений ч. 2 ст. 244 КАС РФ является самостоятельным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административному истцу в иске, поскольку указанный срок в силу ч. 7 ст. 240 КАС РФ не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. В случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств (часть 5 статьи 180 КАС РФ). На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 138, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судрешил:административное исковое заявление кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва Анидалова Александра Юрьевича к Участковой избирательной комиссии № 262 о признании итогов голосования недействительными, - оставить без удовлетворения.На решение Ленинского районного суда г. Саратова может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня составления мотивированного решения.Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2021 года.
Судья