Дело № 2а-210/2021, 33а-1473/2021
УИД 68RS0002-01-2020-003734-56
Судья Кострюков П.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 17 июня 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Епифановой С.А.,
судей: Корнеевой А.Е., Симоновой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кулешовой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г.Тамбова Тамбовской области к УФССП России по Тамбовской области, МОСП по ИОИП УФССП России по Тамбовской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Тамбовской области Шаровой Елене Александровне об отсрочке уплаты исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 14 января 2021 года,
заслушав доклад судьи Корнеевой А.Е., судебная коллегия,
установила:
Администрация г.Тамбова Тамбовской области обратилась в суд с административным иском к Межрайонному ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области, и с учетом уточненного административного искового заявления, об отсрочке уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб., взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Тамбовской области Шаровой Е.А. от 29.10.2020, вынесенного в рамках исполнительного производства №23142/20/68012-ИП от 03.09.2020, сроком на один год.
В обоснование административных требований указано, что 03.09.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Тамбовской области возбуждено исполнительное производство №23142/20/68012-ИП по предмету исполнения: обязать администрацию г. Тамбова провести капитальный ремонт жилого дома №43/1 по ул. Интернациональной г. Тамбова, в том числе кровли, в течение года с момента вступления решения в законную силу.
29.10.2020 судебным приставом – исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Тамбовской области, в рамках данного исполнительного производства, было вынесено постановление о взыскании с администрации г. Тамбова исполнительского сбора в размере 50000 руб., на основании того, что исполнительный документ не был исполнен должником в срок, установленный для добровольного исполнения.
Однако, в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа пятидневный срок решение не было исполнено администрацией г. Тамбова Тамбовской области, в связи с наличием объективных причин, поскольку для исполнения решения суда необходимо заключение контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в рамках которого необходимо соблюдение определенной процедуры, требующей значительных временных затрат. При этом администрация г. Тамбова Тамбовской области не уклоняется от исполнения своих обязательств.
Кроме того, отсрочка от взыскания исполнительского сбора не может затруднить дальнейшее исполнение решения суда, так как должник не освобождается от обязанности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 14 января 2021 года в заявленных требованиях администрации г. Тамбова Тамбовской области отказано.
Администрацией города Тамбова Тамбовской области подана апелляционная жалоба об отмене названного решения суда и удовлетворении заявленных требований.
Автор жалобы указывает на то, что определениями Ленинского районного суда г. Тамбова от 12.05.2020, от 11.12.2020 по делу №2-160/2019 администрации города Тамбова Тамбовской области предоставлена отсрочка до 10.03.2021 для исполнения решения Ленинского районного суда города Тамбова от 17.01.2019.
Однако судебным приставом - исполнителем Шаровой Е.А. вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора. При этом она пришла к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и того, что не исполнение исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствия.
Администрация города Тамбова Тамбовской области принимаются необходимые меры по исполнению вышеуказанного решения суда в связи с чем, для подготовки муниципальной заявки на проведение работ по актуализации имеющейся документации и проведению проектно-изыскательских работ МКУ «Долговой центр» были запрошены коммерческие предложения о стоимости данных работ у организаций, имеющих лицензию на осуществление данного вида деятельности. В соответствии с поступившими предложениями стоимость данных работ составит порядка 800 000 руб. Также МКУ «Долговой центр» подготовлена и направлена заявка на организацию определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения торгов на выполнение работ по актуализации имеющейся документации и проведению проектно-изыскательских работ.
17.11.2020 между МКУ «Долговой центр» и ФГБОУ ВО ТГГУ заключен контракт на оказание услуг по актуализации документации на проведение противоаварийных работ (по кровле, крыше, перекрытиям) памятника культурного наследия по адресу: г. Тамбов, ул. Интернациональная/ Красная, дом. 43/1. Согласно вышеуказанному контракту срок оказания услуг определено с 01.03.2021 по 30.04.2021.
После изготовления документации согласно контракту № 70/1 МКУ «Долговой центр» будет подготовлена и подана заявка на определение подрядчика на выполнение работ по капитальному ремонту данного дома в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, процедура по актуализации документации и проведение проектно-изыскательских работ, проведение аукциона, производство работ по капитальному ремонту носят исключительно длящийся характер, и не могут быть исполнены в ограниченные временными рамками сроки, в связи с чем, данное обстоятельство препятствует своевременному исполнению решению, которые не могут быть исполнены по независящим от должника причинам.
Выслушав представителя административного истца Комарова Е.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1); исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Частью 6 названной статьи предусмотрено право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда города Тамбова от 17.01.2019 на администрацию г. Тамбова возложена обязать провести капитальный ремонт жилого дома №43/1 по ул. Интернациональной г. Тамбова, в том числе кровли, в течение года с момента вступления решения в законную силу.
По исполнительному документу, выданному на основании вышеуказанного решения суда, 03.09.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Тамбовской области в отношении администрации г. Тамбова Тамбовской области возбуждено исполнительное производство №23142/20/68012-ИП.
Определением Ленинского районного суда г. Тамбова от 12.05.2020 для исполнения решения Ленинского районного суда города Тамбова от 17.01.2019., администрации города Тамбова Тамбовской области была предоставлена отсрочка до 10.10.2020.
29.10.2020 судебным приставом – исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Тамбовской области, в рамках указанного исполнительного производства, было вынесено постановление о взыскании с администрации г. Тамбова исполнительского сбора в размере 50 000 руб., на основании того, что исполнительный документ не был исполнен должником в срок, установленный для добровольного исполнения.
Определением Ленинского районного суда г. Тамбова от 11.12.2020 по делу администрации города Тамбова Тамбовской области вновь была предоставлена отсрочка до 10.03.2021. В последующем отсрочка исполнения была предоставлена до 06.10.2021 по определению суда от 06.04.2021.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о невозможности административным истцом уплаты исполнительского сбора.
Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может, поскольку исполнение решения суда возможно только посредством заключения органом местного самоуправления договоров на выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома, при этом заключение таких договоров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», соблюдение предусмотренной законом процедуры, возможность осуществления работ только в пределах их финансирования из бюджета объективно исключает возможность исполнения решения суда в пятидневный срок. При этом материалами дела подтверждается, что административным истцом предпринимаются необходимые и возможные действия для исполнения решения суда: проведена процедура по актуализации документации и проведение проектно – изыскательных работ, подана заявка на определение подрядчика на выполнение работ. В суд первой инстанции был представлен контракт №70/1 от 17.11.2020 на оказание услуг по актуализации документации на проведение противоаварийных работ по спорному дому. Помимо этого административный истец ссылался на отсутствие лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на расходы, в том числе по оплате исполнительских сборов в рамках исполнительного производства.
Поскольку действия администрации г. Тамбова Тамбовской области не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли органа местного самоуправления, в их действиях не усматривается умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательства, на воспрепятствование действиям судебного пристава - исполнителя.
Таким образом, указанные обстоятельства определяют степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, которые имеют юридическое значение для рассмотрения заявлений об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшения его размера, либо освобождения от его уплаты.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении иска не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований о предоставлении отсрочки уплаты исполнительского сбора на три месяца до 17 сентября 2021 года.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2021 ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ 29 ░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░ 2021 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: