УИД: 92RS0002-01-2021-002837-29
№ 2а-2412/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2021 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Блейз И.Г.,
при секретаре судебного заседания Бойко Т.А.,
с участием представителя административного истца Нагорной Е.В.
представителя административного ответчика Остапенко В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Колесникова В.В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании действий незаконными, заинтересованное лицо – Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, -
установил:
Колесников В.В. обратился с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, признать незаконными действия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, выраженные в отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес> площадью 538 кв.м. Колесникову В.В., оформленное письмом от 05.05.2021 ГУ-исх-4235/21, возложить обязанность на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по устранению допущенных нарушениях прав и законных интересов путем рассмотрения заявления Колесникова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ и принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес> площадью 538 кв.м., исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером №. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Колесников В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий в <адрес> имеющий статус ветерана войны - участника войны, обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес> площадью 538 кв.м. без проведения торгов в аренду. Заявителем испрашивался земельный участок площадью 606 кв.м. с кадастровым номером № вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Заявление подано 22 марта 2021 через Многофункциональный центр, о чем в реестре входящих документов была сделана запись №, и выдана соответствующая расписка. ДИЗО 05 мая 2021 за исх. ГУ-исх-4225/21 отказано в предоставлении государственной услуги на основании пункта 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, так как указанный земельный участок полностью пересекает местоположение земельного участка, учтенного в ЕГРН с кадастровым номером №. Земельный участок площадью 606 кв.м. по <адрес> с кадастровым номером № образован на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 22.07.2019 № 6799-РДЗ. Как следует из ответа на обращение Колесникова В.В. в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 22 апреля 2021 № А26-11-61597791-KOJI1 распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 22.07.2019 № 6799-РДЗ отменено распоряжением от 26.02.2021 № 987-РДЗ. Следовательно, Департамент, отказывая Колесникову В.В. в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка, ссылается на пересечение проектируемого земельного участка с учтённым в ЕГРН земельным участком, основание для внесение сведений о котором в ЕГРН отменено административным истцом еще 26 февраля 2021 года.
Определением от 23 июня 2021 года производство по делу в части требований об исключении сведений из ЕГРН прекращено в связи с тем, что данные требования подлежат рассмотрению в порядке ГПК.
22 июля 2021 года истцом уточнены исковые требования, заявлены требования о признании незаконным бездействия Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя по непринятию мер по исключению из ЕГРН сведений о земельном участке с КН №, обязании совершить действия по исключению данного земельного участка. В обосновании указано, что ДИЗО более 5 месяцев не принимает меры по исключению земельного участка из ЕГРН, что препятствуют формированию нового участка, о предоставлении которого заявлено истцом.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель административного истца в судебном заседании доводы иска поддержала.
Представитель административного ответчика в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по основаниям, указанным в возражениях, дополнительно пояснила, что нигде не указан срок, в течение которого ДИЗО должен был совершить действия по исключению земельного участка из ЕГРН.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Частью 6 ст. 226 КАС РФ определено, что лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Принимая во внимание, что все участники процесса извещены надлежаще, суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с п.4 ст. 18 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет (дети войны) первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.
24 марта 2021 Колесников В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий в г. Севастополе, имеющий статус ветерана войны - участника войны, обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (дале-ДИЗО) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: г<адрес> площадью 538 кв.м. без проведения торгов в аренду. Заявителем испрашивался земельный участок площадью 606 кв.м. с кадастровым номером № вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
05 мая 2021 за исх. ГУ-исх-4225/21 истцу отказано в предоставлении государственной услуги на основании пункта 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, так как указанный земельный участок полностью пересекает местоположение земельного участка, учтенного в ЕГРН с кадастровым номером №
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка изложены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктом 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, а именно: образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель, недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Земельный участок площадью 606 кв.м. по <адрес> с кадастровым номером № образован на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 22.07.2019 № 6799-РДЗ.
Из материалов дела следует, что распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 22 июля 2019 года № 6799-РДЗ отменено распоряжением от 26 февраля 2021 года № 987-РДЗ.
Таким образом, административный ответчик, отказывая Колесникову В.В. в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка, ссылается на пересечение проектируемого земельного участка с учтённым в ЕГРН земельным участком, основание для внесения сведений о котором в ЕГРН отменено административным истцом еще 26 февраля 2021 года.
Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости, в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости ^кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (ст.ст. 1, 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Под государственной услугой, как указано в статье 2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В силу ст. 5 этого же Закона, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Деятельность административного ответчика относится к сфере публичного права. В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан. К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.
Принимая во внимание, что административный ответчик при отказе в удовлетворении заявления истца, ссылается на факт пересечения испрашиваемого участка с участком, подлежащим снятии с учета, при этом длительный период времени не предпринимает никаких мер для осуществления действий по снятию участка с учета, суд приходит к выводу, что ответчиком допущено нарушение прав истца, поскольку истец не имеет возможности самостоятельно предпринять меры для снятия участка с учета и при этом лишен возможности получить государственную услугу длительный период времени.
Поскольку суд не может подменять функции государственных органов, оснований для обязания Департамента принять конкретное решение не имеется, а потому суд считает возможным обязать ответчика повторно рассмотреть заявление Колесников В.В.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-179 КАС РФ, суд, -
решил:
Административное исковое заявление Колесникова В.В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании действий незаконными удовлетворить частично.
Признать неправомерным бездействие Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя по непринятию мер по исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером №
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя принять меры в соответствии с требованиями законодательства, направленные на исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером №
Признать незаконными действия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, выраженные в отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 538 кв.м. Колесникову В.В., оформленное письмом от 05.05.2021 ГУ-исх-4235/21.
Возложить обязанность на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по устранению допущенных нарушениях прав и законных интересов путем повторного рассмотрения заявления Колесникова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес> площадью 538 кв.м.
В удовлетворении иных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 26 августа 2021 года.
Председательствующий Блейз И.Г.