Решение по делу № 2-654/2021 от 07.06.2021

                                                                                                    Дело № 2-654/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     19 октября 2021 года                                                                         г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи                                   Терновой Ю.В.

при секретаре                                                             Батоболотовой А.Б.,

истцов                                                                          БОВ,

                                                                                     ССА,

                                                                                     КНК,

представителя ответчика АО «Читаэнергосбыт»      Семеновой Е.А.,

представителя ответчика ПАО «Россети Сибирь»    Бродеску Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску БОВ, ССА, КНК к АО «Читаэнергосбыт», ПАО «Россети Сибирь» о признании незаконными действий по установке и вводу общедомового прибора учета электроэнергии, по начислению платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что с декабря 2020 года ответчиком АО «Читаэнергосбыт» начисляется плата за электроэнергию по ОДН по <адрес>, с чем истцы не согласны. Дом, в котором они проживают, одноэтажный, неблагоустроенный, имеет несколько квартир, каждая из которых выходит на земельный участок. Помещений общего пользования в доме нет. В состав общего имущества входит только крыша, которая не освещается. Способ управления домом собственниками жилых помещений не избран, ТСЖ отсутствует. Договор энергоснабжения на оказание коммунальной услуги электроснабжения для использования на общедомовые нужды истцами с ответчиком не заключался. Дом нуждается в проведении капитального ремонта, поэтому требования закона об оснащенности приборами учета на него не распространяются. Перед установкой общедомового прибора учета вопросы технического состояния дома не выяснялись. 16.12.2014 года решением Шилкинского районного суда по делу №2-1312/014 действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению платы по общедомовому прибору учета электроэнергии, потребляемой на общедомовые нужды в многоквартирном доме по <адрес> установка прибора учета признаны незаконными. Ответчиком решение суда не выполнено. 20.10.2020 года ответчик, игнорируя решение суда, вновь ввел в действие общедомовой прибор учета без их участия, как собственников энергопринимающего устройства. С декабря 2020 года начисляет плату за электроэнергию по ОДН, а в мае 2021 года ответчиком незаконно произведен перерасчет платы за электроэнергию по ОДН за предыдущие годы и предъявлен долг к оплате за электроэнергию по ОДН с апреля 2013 года. БОВ письменно обратилась в АО «Читаэнергосбыт» за разъяснениями по начислению платы за ОДН и ввода в действие общедомового прибора учета. Ответчик никаких разъяснений по существу не дал, только указал дату допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета. Просят признать незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по установке и вводу в действие с 20.10.2020 года общедомового прибора учета по адресу: <адрес>, начисление платы за электроэнергию и пени, потребляемую на общедомовые нужды в период с декабря 2020 года по настоящее время. Взыскать с ответчика в пользу истцов расходы по оплате госпошлины.

В судебном заседании истцы БОВ, ССА, КНК исковые требования поддержали в полном объеме, указав на то, что при допуске прибора учета в эксплуатацию они не присутствовали, поскольку он был произведен раньше указанного в уведомлениях АО «Читаэнергосбыт» времен, в их отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» Семенова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила письменный отзыв, согласно которому, АО «Читаэнергосбыт» является на территории Забайкальского края гарантирующим поставщиком, основным обязательством которого является поставка электрической энергии покупателям электроэнергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставке электрической энергии). В связи с невыполнением жителями дома по <адрес> предусмотренной законом обязанности по оснащению в срок до 01.07.2012 года многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета, сетевой организацией указанные мероприятия выполнены самостоятельно. На основании решения Шилкинского районного суда по гражданскому делу №2-1312/2014 начисления за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды собственникам указанного жилого дома не производились. С 01.07.2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к гарантирующему поставщику в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями. Услуга ОДН для жителей многоквартирных домов, не выбравших способ управления или выбравших непосредственный способ управления, начисляется в полном объеме с учетом данных по ОДПУ. Жителям многоквартирного дома по адресу: <адрес> ОДН предъявляется к оплате с 01.11.2020 года. Общедомовой прибор учета по указанному многоквартирному дому был принят к учету 20.10.2020 года. к общедомовым нуждам относятся освещение подъездов, чердачных и подвальных помещений, работа лифтов, домофонов, антенных усилителей, противопожарных систем, насосов, подкачивающих воду на верхние этажи дома – то есть всего электрооборудования. Необходимого для комфортных условий проживания в доме и являющегося общей собственностью всех жильцов. У каждого многоквартирного дома есть индивидуальный набор электрооборудования, требующий энергозатрат, которые оплачиваются как ОДН. Кроме того, в общую сумму затрат на общедомовые нужды входят не только лампочки, но и потери электроэнергии в общедомовых сетях. Поскольку в сумму оплаты ОДН входят и внутридомовые потери, в сторону увеличения платежа за ОДН может влиять и неудовлетворительное состояние внутридомовых электрических сетей. Просила в иске отказать.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика ПАО «Россети Сибирь» Бродеску Р.И., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, поддержал доводы письменного отзыва, согласно которому основания для признания незаконно установленным общедомового прибора учета по адресу: <адрес> отсутствуют. Сведений о том, что указанный многоквартирный жилой дом является ветхим и аварийным истцами не представлено. Тем не менее ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требования законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Факт установки прибора учета в жилом доме, признанным впоследствии ветхим и аварийным, не свидетельствует о недостоверности данных об учете поставленной электрической энергии. Однако, размер обязательств собственников по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления. Таким образом, допустимым способом определения объема поставленного ресурса в ветхие и аварийные многоквартирные дома является суммирование объемов индивидуального потребления в помещениях и объема электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды в пределах норматива. Просил в иске отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что БОВ, ССА, КНК являются потребителями электрической энергии в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. БОВ зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, ССА – в квартире указанного дома, КНК – в квартире указанного дома.

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> одноэтажный, имеет 12 квартир, что следует из технического паспорта на жилой дом.

Согласно справке Администрации ГП «Шилкинское» от 26.05.2021 года по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес> выбран непосредственный способ управления.

Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 16.12.2014 года по иску МСВ к ОАО «Читаэнергосбыт», ОАО «МРСК Сибири» о признании незаконными действий по начислению платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды многоквартирного дома, установлено, что актом №796 от 26.12.2012 года разграничения балансовой принадлежности сетей эксплуатационной ответственности сторон, подписанном директором ТСЖ «Восход» ФАА и директором ПО ВЭС МВВ установлено, что шкаф учета электроэнергии с установленными счетчиками для общего учета энергии, трансформаторами тока и остальная распределительная электросеть находятся на балансе потребителя, указание на номер счетчика отсутствует. Актом допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в эксплуатацию допущен ДОПУ по адресу: <адрес>, место установки фасад дома, с участием директора ТСЖ «Восход» ФАА. Технические паспорта на прибор учета и на трансформатор тока, акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета, документы об установке ОДПУ отсутствуют. Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края установлено, что дом по <адрес> нуждается в проведении капитального ремонта. Судом признаны незаконными действия ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению платы по общедомовому прибору учета за электроэнергию, потребляемую на ОДН в многоквартирном доме <адрес>

Согласно уведомлениям АО «Читаэнергосбыт» в адрес жильцов дома, общество уведомило их о том, что в 14-30 часов 20.10.2020 года будет произведен допуск в эксплуатацию ОДПУ по адресу: <адрес>.

20.10.2020 года в доме по адресу: <адрес> допущен в эксплуатацию прибор учета электрической энергии, о чем составлен акт, подписанный представителем АО «Читаэнергосбыт».

Из распечатки лицевых счетов истцов, следует, что с ноября 2020 года им производится начисление на ОДН.

В силу ч.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ч.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ч.7.1 ст.155 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.

Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года №442, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений.

Таким образом, действующее законодательство обязывает собственников жилых помещений обеспечить установку общедомовых приборов учета электрической энергии.

В силу предл. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г., а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).

    В соответствии с пп.147, 152 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года №442, в редакции на момент спорных правоотношений, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета; гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета; лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации; собственника прибора учета; собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016 года указано, что в данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.

Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения". Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.

Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.

Как следует из материалов дела, техническая возможность установки общедомового прибора учета потребления электроэнергии в многоквартирном доме по <адрес> в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения", не подтверждена. Какие-либо доказательства о том, что при установке ОДПУ 26.12.2012 года здание дома обследовалось, и проверялась техническая возможность установки ОДПУ, доказательств, подтверждающих наличие технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, в вышеуказанном жилом доме, суду не представлено.

В связи с этим, действия ПАО «Россети Сибирь», связанные с установкой коллективного прибора учета электроэнергии являются незаконными.

Из материалов дела следует, что акт допуска прибора учета в эксплуатацию составлялся и подписывался в отсутствие уполномоченного представителя собственников многоквартирного дома, что свидетельствует о нарушении АО «Читаэнергосбыт» процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, в связи с чем указанные действия ответчика являются незаконными.

С учетом изложенного, начисление платы на ОДН по прибору учета, который установлен и допущен в эксплуатацию без учета вышеназванных обстоятельств, является незаконным.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела согласно ст. 88 ГПК РФ.

Статья 98 ГПК РФ предусматривает стороне, в пользу которой состоялось решение суда, возмещение с другой стороны всех понесенных по делу судебных расходов.

С ответчиков в пользу истцов подлежит взысканию уплаченная истцами государственная пошлина за подачу иска в суд.

Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.

руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования БОВ, ССА, КНК удовлетворить.

Признать незаконными действия ПАО «Россети Сибирь» по установлению общедомового прибора учета электрической энергии в многоквартирном доме по <адрес>.

Признать незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по допуску в эксплуатацию общедомового прибора учета электрической энергии в многоквартирном доме по <адрес>.

Признать незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению БОВ, ССА, КНК платы за электрическую энергию и пени на общедомовые нужды с 01.11.2020 года в многоквартирном доме по <адрес>.

Взыскать солидарно с ПАО «Россети Сибирь», АО «Читаэнергосбыт» расходы по уплате государственной пошлины в пользу БОВ, ССА, КНК в размере 300 рублей каждому.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шилкинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий                                            Терновая Ю.В.

Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2021 года.

Копия верна, судья                                                    Терновая Ю.В.

2-654/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Севцова Светлана Александровна
Бережная Ольга Васильевна
Коноплева Наталья Константиновна
Ответчики
АО Читаэнергосбыт в лице восточного межрайонного отделения
Публичного акционерного общества Россети Сибирь
Суд
Шилкинский районный суд Забайкальский края
Судья
Терновая Ю.В.
Дело на странице суда
shilka.cht.sudrf.ru
07.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2021Передача материалов судье
09.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.08.2021Предварительное судебное заседание
16.08.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.09.2021Предварительное судебное заседание
19.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее