Дело № 12-70/2017
Р Е Ш Е Н И Е
27 марта 2017 года г. Сокол, Вологодская область
Судья Сокольского районного суда Вологодской области Закутина М.Г.,
при секретаре Янгосоровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы директора Общества с ограниченной ответственностью «Комус» (далее – ООО «Комус») Смирнова К.В. на постановление главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на постановление главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного санитарного врача по Сокольскому, Усть-Кубинскому, Вожегодскому, Сямженскому, Харовскому, Верховажскому районам Вологодской области Чежиной Н.В. № от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Комус» Смирнов К.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1 000 руб. за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства: Федерального закона от 30 сентября 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», а именно: на полигоне ТБО, расположенном по адресу: <адрес>, в ночь с ДД.ММ.ГГГГ произошло возгорание мусора, которое приобрело неконтролируемый характер. В течение длительного времени (более двух недель) очаг возгорания не ликвидирован, продолжается тление отходов, что делает полигон ТБО источником повышенной опасности, а также приводит к выбросу в атмосферу веществ, вредных для здоровья. Со стороны ООО «Комус» при эксплуатации полигона ТБО не обеспечено предотвращение загрязнения атмосферного воздуха. На территории жилой застройки в <адрес> качество атмосферного воздуха не соответствует гигиеническим нормативам. По результатам лабораторных измерений качество атмосферного воздуха на территории ориентировочной санитарно-защитной зоны полигона не соответствует гигиеническим нормативам: допущено превышение предельно допустимых концентраций по показателям проп-2-ен-1-аль в 1,5 и 1,9 раза; бензола в от 1,4 до 1,7 раз. Правонарушение создает угрозу загрязнению атмосферного воздуха на территории жилой застройки г. Сокола, угрозу здоровью населения, что может привести к возникновению неинфекционных заболеваний.
Постановлением главного государственного санитарного врача по Сокольскому, Усть-Кубинскому, Вожегодскому, Сямженскому, Харовскому, Верховажскому районах № от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Комус» Смирнов К.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 руб. за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства: Федерального закона от 30 сентября 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», а именно: на полигоне ТБО, расположенном по адресу: <адрес>, в ночь с ДД.ММ.ГГГГ произошло возгорание мусора, которое приобрело неконтролируемый характер. В течение длительного времени (более двух недель) очаг возгорания не ликвидирован, продолжается тление отходов, что делает полигон ТБО источником повышенной опасности, а также приводит к выбросу в атмосферу веществ, вредных для здоровья.
Не согласившись с приведенными постановлениями, директор ООО «Комус» Смирнов К.В. обратился в суд с жалобами, в которых просит постановления отменить, производство по делам прекратить за отсутствием события административного правонарушения. В обоснование указывает, что его вины в возгорании на полигоне ТБО нет. Он руководит обществом на протяжении многих лет, общество эксплуатирует полигон ТБО в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами, с соблюдением всех противопожарных норм. С соблюдением действующего законодательства РФ в сфере охраны окружающей природной среды обществом произведены следующие мероприятия: произведены работы по оканавливанию территории полигона; периодически производится уборка обочины подъездной дороги к полигону ТБО; соблюдается технология размещения и изоляции отходов, в частности, мусоровоз разгружает ТБО строго по карте расположения отходов на полигоне, бульдозер разравнивает и уплотняет вновь отгруженный мусор, ведется присыпка инертным материалом; при въезде на полигон расположена будка-пост учета ТБО (с видеонаблюдением), где проверяются разрешительные документы, морфологический состав, количество и владелец мусора, сведения заносятся в журнал учета; с персоналом, обслуживающим полигон ТБО, периодически проводится учеба по противопожарной безопасности, при возникновении случаев возгорания на территории работники полигона незамедлительно производят тушение очагов, а в случае необходимости вызывают спецавтотранспорт предприятия с дополнительным резервуаром воды. С ДД.ММ.ГГГГ на полигоне ТБО не зафиксировано ни одного факта возгорания. В период с ДД.ММ.ГГГГ на полигоне ТБО, расположенном у станции Сухона в г. Соколе, произошло возгорание по причинам занесения третьими лицами внешнего источника огня по краю свалки, граничащей с лесом. В связи с возгоранием полигона ТБО были предприняты незамедлительные меры. Кроме того, директор неоднократно сообщал в Администрацию г. Сокола и пожарную службу, что общество не может справиться с возгоранием своими силами. Все предпраздничные и праздничные дни общество боролось с огнем без какой-либо помощи и только когда ситуация приблизилась к масштабам чрезвычайной, тогда начали собираться комитеты ЧС, в которых директор принимал непосредственное участие. На полигоне ТБО произошло преступление (поджог), вследствие которого и произошло задымление (выброс в атмосферный воздух).
Определением суда от 14 февраля 2017 года жалобы директора ООО «Комус» Смирнова К.В. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Директор ООО «Комус» Смирнов К.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, его представитель по доверенности Ласкин М.В. жалобы поддержал по доводам, изложенным в них, пояснил, что у Смирнова К.В. отсутствует вина в совершении административных правонарушений, поскольку пожар возник по вине третьих лиц, им как директором ООО «Комус» предприняты все необходимые меры для тушения пожара, при обращении в Администрацию г. Сокола, Администрацию Сокольского муниципального района, пожарные службы обществу в оказании помощи по тушению пожара было отказано.
Начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодскому, Сямженском, Харовском, Верховажском районах Чежина Н.В., помощник Сокольского межрайонного прокурора Квашина М.Ю. в судебном заседании с доводами жалоб не согласились, считают, что директором ООО «Комус» не предприняты превентивные меры для предупреждения возгорания полигона ТБО, директор обязан был в первые дни возгорания оценить силы и средства общества для тушения пожара и довести соответствующую информацию до надзорных и контролирующих органов.
Выслушав представителя директора ООО «Коумс» Смирнова К.В. Ласкина М.В., начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах Чежину Н.В., помощника Сокольского межрайонного прокурора Квашину М.Ю., изучив материал дел об административных правонарушениях, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В силу ст. 22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. п. 2.1., 2.2. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания. Для отдельных веществ допускается использование ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ), для которых устанавливаются сроки их действия.
В жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК - в местах массового отдыха населения, на территориях размещения лечебно - профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации.
В соответствии с п. 5.7 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» на территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО.
В силу п. 6.5 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума, выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ООО «Комус» и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Вологодской области, ООО «Комус» приняло в аренду в целях осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности полигон твердых бытовых отходов по адресу: <адрес> и подъездной путь к нему.
В силу п.п. 2.3.6 и 2.3.8 договора аренды ООО «Комус» обязалось нести расходы по содержанию объекта недвижимости и поддержанию его в исправном состоянии, производить работы по уборке прилегающей территории, соблюдать технические, санитарные, противопожарные, экологические и иные требования, предъявляемые к такого родам объектам в соответствии с принятыми нормами эксплуатации.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности, главный государственный санитарный врач по Сокольскому, Усть-Кубинскому, Вожегодскому, Сямженскому, Харовскому, Верховажскому районам Вологодской области пришел к правильному выводу о доказанности вины директора ООО «Комус» в совершении правонарушений, предусмотренных ст.ст. 6.3, 8.2 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену постановлений, при рассмотрении дела не допущено. Наказание определено в пределах санкции статей, соответствует характеру правонарушений. Оснований для назначения наказания ниже санкции, предусмотренной статьями, не имеется и законом не предусмотрено.
При таких обстоятельствах жалобы директора ООО «Комус» удовлетворению не подлежат.
Доводы подателя жалоб о том, что возгорание на полигоне ТБО произошло в результате поджога по вине третьих лиц, судом во внимание не принимаются, поскольку имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у директора ООО «Комус» Смирнова К.В. имелась возможность для соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, за нарушение которого ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также для соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, за нарушение которого предусмотрена ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств наличия объективных причин, препятствующих фактической реализации предоставленных директору общества прав и выполнению возложенных на него обязанностей, материалы дела не содержат.
Требования экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления направлены на охрану и защиту окружающей среды и граждан, создание условий для их безопасной жизнедеятельности и сохранение природных ресурсов, и являются обязательными для исполнения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, не относящихся к элементам состава правонарушения, а в возможности наступления иных неблагоприятных последствий, а также в не должной мере ответственном отношении лица к исполнению своих обязанностей в сфере экологической безопасности.
По результатам лабораторных измерений качество атмосферного воздуха на территории ориентировочной санитарно-защитной зоны полигона не соответствует гигиеническим нормативам: допущено превышение предельно допустимых концентраций по показателям проп-2-ен-1-аль в 1,5 и 1,9 раза; бензола в от 1,4 до 1,7 раз. Данные обстоятельства создали угрозу загрязнению атмосферного воздуха на территории жилой застройки г. Сокола, угрозу здоровью населения, могли привести к возникновению неинфекционных заболеваний.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания совершенных директором ООО «Комус» Смирновым К.В. правонарушений малозначительными.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Комус» Смирнова К.В. - без удовлетворения.
Постановление главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Комус» Смирнова К.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья М.Г. Закутина