Решение по делу № 66а-634/2021 от 11.05.2021

№ 66а-649/2021

                                                                                                № 66а-634/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                                                                    8 июня 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Павловой О.А.,

судей Бутковой Н.А. и Белоногого А.В.,

с участием прокурора Капсамун И.С.,

при секретаре Швец К.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-8/2021 по апелляционной жалобе администрации Петрозаводского городского округа на решение Верховного Суда Республики Карелия от 19 января 2021 года, которым административные исковые заявления Куприяновой С.А. о признании не действующими в части решения Петрозаводского городского Совета № XXVI/XX-361 от 11 июля 2008 года «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска», решения Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года № 26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» и решения Петрозаводского городского Совета от 9 июня 2011 года № 27/03-51 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» удовлетворены, по частной жалобе администрации Петрозаводского городского округа на определение Верховного Суда Республики Карелия от 10 марта 2021 года, которым отказано в удовлетворении заявления Куприяновой С.А. о вынесении дополнительного решения.

Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой О.А., объяснения представителя Петрозаводского городского Совета Даниленко Т.С., поддержавшей доводы апелляционной и частной жалоб, представителя административного истца Калинина В.С., возражавшего относительно доводов апелляционной и частной жалоб, участвовавших в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи, заключение прокурора, полагавшего определение подлежащим отмене в полном объеме, а решение суда подлежащим отмене в части, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

решением Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361 внесены изменения в Генеральный план города Петрозаводска, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года № 428 «О генеральном плане г. Петрозаводска»; генеральный план утверждён в новой редакции (далее также - решение от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361; Генеральный план).

На схемах территориального планирования Генерального плана города Петрозаводска отображены границы зон с особыми условиями территорий, в том числе границы санитарно-защитных зон предприятий, объектов коммунального назначения - кладбищ, скотомогильника, свалки, карьера, приемника-распределителя, стадиона и канализационных очистных сооружений, перечисленных в таблице 3-14 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация основных предприятий города». В частности, на указанных схемах Генерального плана отображены санитарно-защитные зоны деревообрабатывающего производства Онего-содействие (ДСК), расположенного по адресу: ул.Зайцева, 72, а также кладбища м.Пески.

Решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года № 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее также - решение от 11 марта 2010 года № 26/38-771; Правила землепользования и застройки).

На карте градостроительного зонирования и на карте зон с особыми условиями использования территорий, отображены границы границы санитарно-защитных зон вышеуказанного деревообрабатывающего производства и кладбища «Пески».

Согласно карте градостроительного зонирования земельный участок, на котором расположено кладбище «Пески» отнесен к территориальной зоне Кк (Зона кладбищ).

Решением Петрозаводского городского Совета от 9 июня 2011 года № 27/03-51 внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее также - решение от 9 июня 2011 года № 27/03-51), пунктом 5 которого внесены изменения в статью 22 Правил землепользования и застройки путем включения земельного участка природно-рекреационной зоны (Рпр) в зону кладбищ (Кк) в районе Соломенского шоссе согласно схеме № 7 согласно приложению 7.

Куприянова С.А. обратилась в суд с иском об оспаривании решений от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361 и от 11 марта 2010 года № 26/38-771 в части включения в границы санитарно-защитной зоны кладбища «Пески» и деревообрабатывающего предприятия ООО «ДСК» принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 10:01:0040101:445, расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Зайцева, ссылаясь на то, что администрацией Петрозаводского городского округа ей выдан градостроительный план, не предусматривающий возможность строительства зданий и сооружений по мотиву распространения на участок санитарно-защитной зоны кладбища «Пески» и деревообрабатывающего производства.

Истец ссылался на противоречие указанных нормативных правовых актов Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Градостроительному кодексу РФ, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, поскольку санитарно-защитные зоны кладбища и деревообрабатывающего производства установлены Генеральным планом города Петрозаводска и Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа в отсутствие проекта санитарно-защитной зоны и постановления Главного государственного санитарного врача Республики Карелия об установлении её размера.

Куприянова С.А. также предъявила в Верховный Суд Республики Карелия административное исковое заявление, изменив требования которого, просила признать не действующими решения Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года № 26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» и решения Петрозаводского городского Совета от 9 июня 2011 года № 27/03-51 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части установления территориальной зоны Кк (Зона кладбищ) в районе земельных участков с кадастровыми номерами 10:01:0090101:212 и 10:01:0090101:329.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что при установлении оспариваемыми нормативными правовыми актами территориальной зоны Кк (Зона кладбищ) нарушен принцип первичности Генерального плана, который к функциональной зоне кладбищ относит территорию в меньшем размере, чем установлено в Правилах землепользования и застройки, а также особый правовой режим пояса зоны санитарной охраны водоисточника – Онежского озера и водоохранной зоны ручья Вилда, в границах которых запрещается размещение кладбищ. Установление территориальной зоны Кк (Зона кладбищ) нарушает права административного истца, как жителя города Петрозаводска, на благоприятную среду обитания, и как собственника земельного участка, расположенного в пределах санитарно-защитной зоны кладбища.

Определением Верховного Суда Республики Карелия от 11 января 2021 года административные дела по вышеуказанным административным исковым заявлениям Куприяновой С.А. объединены в одно производство.

Решением Верховного Суда Республики Карелия от 19 января 2021 года признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу решения от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361 и от 11 марта 2010 года № 26/38-771 в части включения в санитарно-защитные зоны кладбища «Пески» и деревообрабатывающего производства земельного участка с кадастровым номером 10:01:0040101:445, а также статья 22 решения Петрозаводского городского Совета от 9 июня 2011 года № 27/03-51 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части включения земельного участка природно-рекреационной зоны (Рпр) в зону кладбищ (Кк) в районе Соломенского шоссе согласно схеме № 7 согласно приложению 7.

Определением Верховного Суда Республики Карелия от 10 марта 2021 года отказано в удовлетворении заявления Куприяновой С.А. о вынесении дополнительного решения по делу.

В апелляционной жалобе администрация Петрозаводского городского округа просит решение суда отменить, в удовлетворении требований административного иска отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и установление обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение процессуального законодательства.

Администрация Петрозаводского городского округа в частной жалобе высказывает несогласие с выводами суда, содержащимися в определении от 10 марта 2021 года об отказе в вынесении дополнительного решения, считая их не соответствующими обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной и частной жалоб Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В силу положений статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа, правил застройки и землепользования, внесение в них изменений относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

С учетом названных норм и положений статьи 19 Устава Петрозаводского городского Совета суд первой инстанции правильно исходил из того, что нормативные правовые акты, в отношении которых заявлен административный спор, приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме.

Нарушений порядка принятия и утверждения оспариваемых административным истцом решения от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361 и от 11 марта 2010 года № 26/38-771, влекущих признание их недействующими, судом не выявлено, данные акты официально опубликованы для всеобщего сведения, и по этим основаниям не оспариваются административным истцом.

Оценивая процедуру принятия решения от 9 июня 2011 года № 27/03-51, суд первой инстанции пришел к выводу о его принятии с нарушением процедуры внесения изменений в Правила землепользования и застройки, предусмотренной статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием обоснования необходимости внесения соответствующих изменений, документов, позволяющих установить инициатора внесения изменений, соблюдение порядка направления предложений в комиссию по рассмотрению внесения изменений в Правила землепользования и застройки, наличие оснований для внесения изменений, наличие заключения комиссии о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, соблюдение сроков рассмотрения предложений о внесении изменений, направление заключения главе местной администрации, решение главы администрации о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения.

По мнению судебной коллегии, указанные обстоятельства не могут быть расценены как существенные нарушения порядка подготовки проекта решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки с учетом следующего.

Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является в том числе поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

При этом в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию могут направляться физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Часть 4 названной статьи устанавливает обязанность комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки осуществить подготовку заключения по поступившему предложению о внесении изменения в правила в течение 30 дней со дня поступления предложения.

Согласно части 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Из представленного администрацией Петрозаводского городского округа протокола заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа от 23 декабря 2010 года и заключений к нему следует, что основанием для рассмотрения вопроса о внесении изменений в Правила землепользования и застройки явились обращения, в том числе, ПМУСП «Мемориал» о внесении изменений в Правила в части присоединения природно-рекреационной зоны Рпр к зоне Кк (Зона кладбищ) в районе шоссе Соломенское, по которому комиссией принято положительное заключение.

Как следует из акта, утвержденного начальником управления архитектуры и градостроительства комитета экономики и управления муниципальным имуществом 31 марта 2016 года, переписка с организациями за 2010 год выделена к уничтожению, как документы срок хранения которых истек. Решение главой местной администрации о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки было оформлено, как следует из объяснений администрации Петрозаводского городского округа, в виде ответа в адрес ПМУСП «Мемориал», уничтоженного по истечении срока хранения.

Соблюдение положений градостроительного законодательства в части проведения публичных слушаний проекта решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки, опубликования их результатов, утверждения решения представительным органом муниципального образования подтверждено материалами дела; нормативный правовой акт опубликован в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах отсутствие доказательств соблюдения сроков рассмотрения комиссией предложений о внесении изменений, направления заключения комиссии главе местной администрации, решения главы администрации о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки, оформленного в виде отдельного документа, не могут быть отнесены к числу существенных нарушений, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов жителей Петрозаводска и сами по себе не дают оснований для признания оспариваемого акта полностью или в части его отдельных положений не действующим. При этом на нарушение своих прав по указанным основаниям административный истец не ссылался.

Удовлетворяя административное исковое заявление Куприяновой С.А. о признании недействующими решений от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361 и от 11 марта 2010 года № 26/38-771 в части включения в санитарно-защитные зоны кладбища «Пески» и деревообрабатывающего производства земельного участка с кадастровым номером 10:01:0040101:445, суд первой инстанции проанализировал положения статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 7 части 8 статьи 23, пункта 4 статьи 1, частей 2 и 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.1, 4.1, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, и пришёл к выводу о том, что санитарно-защитные зоны кладбища «Пески» и деревообрабатывающего производства ООО «ДСК» установлены в отсутствие постановления Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя о её утверждении и обоснования её размеров, что противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии с пунктами 2 и 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 30 названного Кодекса границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах.

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктами 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

В сфере градостроительства применяется постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН), определяющие, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, объектов коммунального назначения, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.

В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в СанПиН.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 СанПиН предусмотрено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.

     В соответствии с пунктом 7.1.12 СанПиН кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га отнесены ко 2 классу санитарной классификации объектов и для них определён ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 500 м, кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га отнесены к 3 классу санитарной классификации объектов и для них определён ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 300 м, кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га отнесены к 4 классу санитарной классификации объектов и для них определён ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 100 м, закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища отнесены к 5 классу санитарной классификации объектов и для них определён ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 50 м.

Вышеприведенные нормативные предписания свидетельствуют, что органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в компетенцию соответствующих органов государственной власти в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, и установление либо изменение существующих границ санитарно-защитных зон к полномочиям органов местного самоуправления не относится.

Принадлежащий административному истцу на праве собственности Земельный участок с кадастровым номером 10:01:0040101:445, расположенный по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Зайцева, отражён на картографическом материале Генерального плана и Правил землепользования и застройки (в редакции на дату рассмотрения дела судом первой инстанции) в границах санитарно-защитных зон кладбища «Пески» и ООО «ДСК», что следует из представленных в материалы дела Петрозаводским городским Советом выкопировок из картографических материалов Генерального плана города Петрозаводска и Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа.

В таблице 3-14 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация основных предприятий города» Генерального плана города Петрозаводска для кладбища «Пески» и ООО «ДСК» определен III класс санитарной классификации объектов, с установлением размера санитарно-защитной зоны в 300 м.

Проекты санитарно-защитных зон вышеназванных объектов с обоснованием их размеров административным ответчиком в материалы дела не представлены. Сведений об установлении санитарно-защитных зон в установленном порядке материалы настоящего дела не содержат, также не представлено доказательств того, что вышеназванные объекты относится к 3 классу опасности.

При таких обстоятельствах вывод суда о нарушении приведённых положений законодательства, имеющих большую юридическую силу, при отображении в Генеральном плане города Петрозаводска и Правилах землепользования и застройки города Петрозаводска санитарно-защитных зон ООО «ДСК» и кладбища «Пески», в границы которых включен земельный участок, принадлежащий административному истцу, является верным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы администрации Петрозаводского городского округа действующее на момент разработки и утверждения Генерального плана города Петрозаводска градостроительное законодательство не предусматривало возможность отражения на схемах территориального планирования генерального плана санитарно-защитных зон для объектов III класса не установленных надлежащим образом.

Довод представителя Петрозаводского городского Совета в суде апелляционной инстанции об исключения санитарно-защитной зоны предприятия (ООО «ДСК»), ранее находившегося по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Зайцева, д.72, из карты зон с особыми условиями использования территории Петрозаводского городского округа решением Петрозаводского городского совета от 17 февраля 2021 года № 28/38-685 основанием для отмены решения суда являться не может, поскольку на момент вынесения обжалуемого судебного акта изменений в оспариваемую норму внесено не было, она применялась в отношении административного истца.

Верным является также вывод суда первой инстанции о противоречии Генеральному плану решения от 9 июня 2011 года № 27/03-51 в части включения земельного участка природно-рекреационной зоны (Рпр) в зону кладбищ (Кк) в районе Соломенского шоссе согласно схеме № 7 согласно приложению 7.

Исходя из положений пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно картографических материалов Генерального плана города Петрозаводска следует, что земельный участок с кадастровым номером 10:01:0090101:329 находятся в функциональной зоне Рпр (Природно-рекреационная зона).

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

В части 3 статьи 9, частях 9 и 10 статьи 31, пункте 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Из пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Решением от 9 июня 2011 года № 27/03-51 предусмотрено отнесение вышеуказанного земельного участка к территориальной зоне Кк (Зона кладбищ), виды разрешенного использования которой, согласно статье 70 названных Правил не соотносятся с целями функциональной зоны этой территории.

Таким образом, территориальная зона, установленная решением от 9 июня 2011 года № 27/03-51 в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:01:0090101:329, не соответствует функциональной зоне, определенной в схемах территориального планирования Генерального плана города Петрозаводска.

Сформулировав в мотивировочной части решения правильный вывод о противоречии решения от 9 июня 2011 года № 27/03-51 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в части включения вышеуказанного земельного участка природно-рекреационной зоны (Рпр) в зону кладбищ (Кк) в районе Соломенского шоссе, суд первой инстанции в резолютивной части указал на признание недействующей статьи 22 этого решения, в то время как названная статья в этом решении отсутствует.

Как следует из содержания решения от 9 июня 2011 года № 27/03-51, его пунктом пятым внесены изменения в статью 22 Правил землепользования и застройки, в том числе, путем включения земельного участка природно-рекреационной зоны (Рпр) в зону кладбищ (Кк) в районе Соломенского шоссе согласно схеме № 7 согласно приложению 7.

При таких обстоятельствах, указание судом в резолютивной части на признание недействующей статьи 22 решения от 9 июня 2011 года № 27/03-51 не соответствует содержанию оспариваемого решения, в связи с чем резолютивная часть подлежит изменению.

Отказывая в обжалуемом определении в удовлетворении заявления административного истца о вынесении дополнительного решения в связи с отсутствием в резолютивной части решения указания на результаты рассмотрения судом требований о признании недействующим решения от 11 марта 2010 года № 26/38-771 в части установления территориальной зоны Кк (Зона кладбищ) в отношении земельного участка с кадастровыми номерами 10:01:0090101:212, суд первой инстанции указал, что Правила землепользования и застройки установили территориальную зону кладбища (Кк) в редакции решения от 9 июня 2011 года, следовательно, предыдущая редакция утратила силу и не могла подвергаться судебному контролю в рамках рассмотрения дела в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Суд также в определении отметил, что признание недействующей статьи 22 решения от 9 июня 2011 года № 27/03-51 влечет исключение из территориальной зоны кладбища (Кк) земельных участков с кадастровыми номерами 10:01:0090101:212 и 10:01:0090101:329.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку решением от 9 июня 2011 года № 27/03-51 статья 22 не излагалась в новой редакции, в нее вносились изменения путем включения в зону Кк (Зона кладбищ) земельного участка с кадастровым номером 10:01:0090101:329, в то время как земельный участок с кадастровыми номерами 10:01:0090101:212 был включен в названную зону решением от 11 марта 2010 года № 26/38-771. То обстоятельство, что названные земельные участки стали составлять в результате принятия решения от 9 июня 2011 года № 27/03-51 одну территориальную зону, об отсутствии необходимости формулирования в резолютивной части решения выводов относительно заявленных административным истцом требований о признании недействующим решения от 11 марта 2010 года № 26/38-771 в части установления территориальной зоны Кк (Зона кладбищ) в отношении земельного участка с кадастровыми номерами 10:01:0090101:212, не свидетельствует.

С учетом изложенного, определение суда от 10 марта 2021 года не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене.

Соглашаясь с доводами административного истца относительно незаконности установления территориальной зоны Кк (Зона кладбищ) в отношении территории, занимаемой кладбищем «Пески», суд указал, что данная территориальная зона размещена во втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения Онежского озера и водоохранной зоне ручья Вилда.

На карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки территория кладбища «Пески» отображена в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.

В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно пункту 5 этой же статьи зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10 введены в действие санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года.

В силу пунктов 1.4 и 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее – ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются в том числе определение границ зоны и составляющих ее поясов и план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункты 1.6 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Из приведенных норм материального права следует, что установление размера и границ зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Из материалов дела следует, что отображение границ второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения на картографическом материале Правил землепользования и застройки произведено в отсутствие проекта зоны санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ такой зоны санитарным правилам.

При таких обстоятельствах вывод суда о размещении территориальной зоны Кк (Зона кладбищ) в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, который в установленном порядке не установлен, не может быть признан верным.

Ссылка представителя административного истца на пункт 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02, согласно которому отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН, не может быть принята во внимание, так как вопрос соблюдения указанной категорией лиц требований СанПиН 2.1.4.1110-02 не являлся предметом рассмотрения настоящего административного спора.

При этом судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.

Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок под устройство кладбища в местечке «Пески» площадью 10,25 га был отведен постановлением Президиума Петрозаводского Городского Совета от 17 августа 1939 года № 25/408.

Решением Исполнительного комитета Петрозаводского Горсовета депутатов трудящихся от 5 февраля 1941 года № 58 кладбище «Пески» введено в действие.

На территории кладбища «Пески» находятся объекты воинских захоронений, в том числе включенных постановлением Совета Министров Карельской АССР от 21 апреля 1971 года № 199 в сводный список памятников истории и культуры Карельской АССР, подлежащих государственной охране и мерах по их сохранению.

Данное кладбище отражено на картах как ранее действовавшего Генерального плана 1984 года, так и действующего в настоящее время, соотносится с площадью земельного участка с кадастровыми номерами 10:01:0090101:212, впоследствии поставленного на кадастровый учет.

Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) в пункте 1 статьи 4 определяет, что места погребения - это участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Исходя из положений пункта 1 статьи 16 Закона о погребении места погребения подлежат отражению в правилах застройки города или иного поселения. При этом в пункте 2 этой статьи содержится императивное требование о том, что вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона о погребении создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть только перенесены в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий по решению органов местного самоуправления.

При таком положении, территория исторического кладбища «Пески» подлежала отражению в Правилах землепользования и застройки в составе территориальной зоны Кк (Зона кладбищ).

Как следует из пояснений представителя административного истца, данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, нарушение своих прав административный истец связывает не с самим существованием исторического кладбища и отражением его территории на карте градостроительного зонирования, а с отнесением его к категории «полузакрытых», то есть допускающих возможность осуществления захоронений тел (останков) умерших.

Между тем, само по себе отражение данной зоны на карте градостроительного зонирования, что является предметом оспаривания в рамках настоящего административного дела, не регулирует данный вопрос.

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

Постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от 6 декабря 1996 года № 4284 кладбище «Пески» отнесено к полузакрытым кладбищам. Требований об оспаривании данного постановления административным истцом не заявлялось.

Водоохранная зона ручья Вилда на картографических материалах Правил землепользования и застройки не отражена. Сведения об ее установлении материалы дела не содержат, в решении суда не отображены.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований административного искового заявления Куприяновой С.А. о признании недействующим решения от 11 марта 2010 года № 26/38-771 в части установления территориальной зоны Кк (Зона кладбищ) в отношении земельного участка с кадастровыми номерами 10:01:0090101:212, не имеется.

Поскольку решением Верховного Суда Республики Карелия от 19 января 2021 года административный иск Куприяновой С.А. удовлетворен в полном объеме, то в части требований о признании недействующим решения от 11 марта 2010 года № 26/38-771 в части установления территориальной зоны Кк (Зона кладбищ) в отношении земельного участка с кадастровыми номерами 10:01:0090101:212 решение подлежит отмене, с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении этих требований.

Резолютивная часть решения подлежит изменению путем изложения ее в новой редакции.

Довод апелляционной жалобы о том, что установление территориальной зоны Кк (Зона кладбищ) не затрагивает права и законные интересы административного истца, не может быть признан состоятельным.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, исходя из взаимосвязанных положений пункта 3 части 1 статьи 128, части 3 статьи 194, части 1 статьи 214, предусматривает возможность прекращения производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта не следует, что этим актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

В рассматриваемом административном деле административное исковое заявление содержит доводы и мотивы, по которым административный истец полагает, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены его права и затрагиваются законные интересы.

Учитывая приведенные выше законодательные положения, доводы и мотивы, по которым административный истец полагает, что оспариваемыми нормативными правовыми актами затрагиваются его законные интересы, оснований для прекращения производства по делу у суда первой инстанции не имелось.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Определение Верховного Суда Республики Карелия от 10 марта 2021 года отменить.

Решение Верховного Суда Республики Карелия от 19 января 2021 года отменить в части удовлетворения требований административного искового заявления Куприяновой С.А. о признании недействующим решения Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года № 26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 10:01:0090101:212 к территориальной зоне Кк (Зона кладбищ), в удовлетворении требований в указанной части отказать.

Резолютивную часть решения Верховного Суда Республики Карелия от 19 января 2021 года в остальной части изменить, изложив ее в следующей редакции:

Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу решение Петрозаводского городского Совета № XXVI/XX-361 от 11 июля 2008 года «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» и решение Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года № 26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части включения в границы санитарно-защитных зон кладбища «Пески» и деревообрабатывающего производства земельного участка с кадастровым номером 10:01:0040101:445, расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Зайцева.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 5 решения Петрозаводского городского Совета от 9 июня 2011 года № 27/03-51 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части внесения изменений в статью 22 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года № 26/38-771, путем включения земельного участка природно-рекреационной зоны (Рпр) в зону кладбищ (Кк) в районе Соломенского шоссе согласно схеме № 7 согласно приложению 7.

Обязать Петрозаводский городской Совет опубликовать сообщение о принятом решении в течение месяца со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании данного органа.

Взыскать с Петрозаводского городского Совета в пользу Куприяновой С.А. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 900 рублей.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Петрозаводского городского округа – без удовлетворения.

На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

66а-634/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
Истцы
Куприянова Светлана Александровна
Прокуратура Республики Карелия
Ответчики
Петрозаводский городской Совет
Другие
МКУ «Ритуал»
Администрация Петрозаводского городского округа
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Калинин Вячеслав Сергеевич
Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия
Суд
Второй апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Буткова Наталья Александровна
Дело на странице суда
2ap.sudrf.ru
11.05.2021Передача дела судье
08.06.2021Судебное заседание
16.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2021Передано в экспедицию
08.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее