Судья Демичева Н.Ю. Дело № 2-267/2015
№ 33-8360/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судья Новосибирского областного суда Сляднева И.В., при секретаре судебного заседания Париновой Е.Ю., рассмотрев единолично в порядке ч.3-4 ст.333 ГПК РФ в открытом судебном заседании в г.Новосибирске 24 сентября 2020 года дело по частной жалобе представителя ООО «ТРАСТ» Алиметовой С.Г. на определение Октябрьского районного суда г.Новосибирска от 25 марта 2020 года об отказе в выдаче дубликата исполнительного листа,
у с т а н о в и л:
ООО «ТРАСТ» обратилось в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа по гражданскому делу №2-267/2015 в отношении должника Козловой Анжелы Владимировны.
В обоснование доводов заявитель указал, что решением Октябрьского районного суда г.Новосибирска от 26.02.2015г. удовлетворены исковые требования ООО «ТРАСТ». С Козловой А.В., Козлова С.М., Карчагина Ю.В. в его пользу взыскана задолженность по кредитному договору.
18.01.2018г. ООО «ТРАСТ» направило в ОСП по Октябрьскому району г.Новосибирска заявление о возбуждении в отношении Козловой А.В. исполнительного производства.
27.11.2019г. в адрес ООО «ТРАСТ» поступило постановление СПИ от 24.10.2019г. об окончании исполнительного производства. При этом исполнительный лист взыскателю ООО «ТРАСТ» не возвращен. В ходе инвентаризации материалов исполнительных производств установлено, что исполнительный лист <данные изъяты> отсутствует.
ООО «ТРАСТ» не имеет возможности взыскать денежные средства, все меры по отыскиванию исполнительного документа оказались безрезультатными, исполнительный документ утрачен не по вине взыскателя. Другой возможности восстановить исполнительный документ нет.
В связи с этим заявитель обратился в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа.
Определением Октябрьского районного суда г.Новосибирска от 25 марта 2020 года в удовлетворении заявления ООО «ТРАСТ» о выдаче дубликата исполнительного листа по гражданскому делу №2-267/2015 в отношении должника Козловой А.В. отказано.
С указанным определением не согласился представитель ООО «ТРАСТ» Алиметова С.Г., в частной жалобе просит его отменить, рассмотреть заявление ООО «ТРАСТ» о выдаче дубликата исполнительного документа в отношении Козловой А.В. по существу.
В обоснование доводов жалобы указывает о несогласии с выводом суда, что заявителем пропущен месячный срок для подачи заявления о выдаче дубликата исполнительного листа с момента, когда он узнал об утрате исполнительного документа, срок предъявления которого истек.
Ссылаясь на п.2 ст.430 ГПК РФ, автор жалобы считает, что только при пропуске срока для предъявления исполнительного документа к исполнению предусмотрен специальный срок для обращения с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа - в течения месяца со дня, когда взыскателю стало известно об утрате исполнительного документа. В данном случае исполнительное производство окончено 24.10.2019, срок предъявления исполнительного документа начал исчисляться заново, соответственно, специальный срок для обращения с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа не может быть применим.
В свою очередь ООО «ТРАСТ» представлены доказательства, подтверждающие факт утраты исполнительного документа по гражданскому делу № 2-267/2015 в отношении Козловой А.Н. и предъявления его к исполнению ранее в пределах установленного законом срока.
Изучив материалы дела и доводы частной жалобы, нахожу основанным на неправильном применении норм материального и процессуального права вывод суда первой инстанции о том, что ООО «ТРАСТ» пропущен срок на подачу заявления о выдаче дубликата исполнительного листа со ссылкой на ч.2 ст.430 ГПК РФ.
Так, согласно ч.1 ст.430 ГПК РФ, в случае утраты подлинника исполнительного документа или судебного приказа (исполнительных документов) суд, принявший решение, вынесший судебный приказ, может выдать дубликаты исполнительных документов.
В силу общего правила, предусмотренного ч.2 ст.430 ГПК РФ, взыскатель вправе обратиться в суд первой инстанции за выдачей дубликата утраченного исполнительного документа в течение всего срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению. В пределах этого срока взыскатель вправе подать соответствующее заявление независимо от того, кем утрачен исполнительный лист - самим взыскателем, судебным приставом-исполнителем или третьим лицом.
Исключение из этого правила, касающееся срока обращения взыскателя за выдачей дубликата исполнительного документа, предусмотрено для случая утраты исполнительного документа судебным приставом-исполнителем, о котором взыскателю стало известно после истечения срока предъявления исполнительного документа к исполнению. Для такого случая установлен специальный срок, в течение которого взыскатель вправе обратиться за выдачей дубликата исполнительного документа - в пределах одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте утраты исполнительного документа.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявления о выдаче дубликата исполнительного листа по решению Октябрьского районного суда г.Новосибирска от 26.02.2015г. в отношении должника Козловой А.В., суд 1 инстанции пришел к выводу, что заявитель узнал об утрате исполнительного документа в ОСП по Октябрьскому району г.Новосибирска 27.11.2019, а в суд за выдачей его дубликата обратился 25.02.2020, то есть с нарушением месячного срока, установленного ч.2 ст. 430 ГПК РФ.
При этом суд 1 инстанции одновременно установил, что срок предъявления исполнительного листа к указанному должнику не истек, поскольку начался 14.04.2015, был прерван предъявлением листа к принудительному исполнению 16.02.2018 и начал течь заново с 24.10.2019, после окончания исполнительного производства в связи с невозможностью установления местонахождения должника и ее имущества.
Данные выводы суда 1 инстанции являются противоречивыми, а постановленное им определение по доводам частной жалобы подлежит отмене с рассмотрением заявления взыскателя по существу судом апелляционной инстанции.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Из материалов дела следует, что исполнительный лист ФС № от 06.07.2015г. в отношении должника Козловой А.В., выданный Октябрьским районным судом г.Новосибирска на основании решения Октябрьского районного суда г.Новосибирска 26.02.2015г., вступившего в законную силу 14.04.2015г., был предъявлен в ОСП по Октябрьскому району г.Новосибирска в установленный законом срок. 16.02.2018г. постановлением судебного пристава-исполнителя возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Козловой А.В. (л.д.72, т.2).
При этом п.3 ч.1 ст.46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает возвращение исполнительного документа взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества, а пункт 4 - если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Правила исчисления срока предъявления исполнительного листа к исполнению в случае возвращения исполнительного листа взыскателю по указанным основаниям содержатся в п.1 ч.1, частях 2, 3 ст.22 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которым срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению.
После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
Таким образом, в случае предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах установленного законом срока и окончания исполнительного производства на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» данный срок начинает течь заново с момента возвращения исполнительного документа взыскателю (позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в пункте 3.1 Постановления от 10.03.2016 N 7-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Октябрьскому району г.Новосибирска от 24.10.2019г. исполнительное производство №- ИП в отношении должника Козловой А.В. окончено на основании п.3 ч.1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», т.е. в связи с невозможностью установления местонахождения должника, его имущества либо получения сведений о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества (л.д.60, т.2).
Учитывая, что исполнительное производство в отношении должника было окончено в связи с невозможностью исполнения 24.10.2019г., течение трехлетнего срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению, начало исчисляться заново и на момент обращения взыскателя в суд с заявлением о выдаче дубликата утраченного исполнительного документа этот срок не истек (истекает 24.10.2022г.).
Применяя положения ч.2 ст. 430 ГПК РФ о том, что заявление о выдаче дубликата исполнительного документа может быть подано в суд в течение месяца со дня, когда взыскателю стало известно об утрате исполнительного документа, суд 1 инстанции не учел, что такой срок установлен для случаев, когда исполнительный документ был утрачен судебным приставом-исполнителем или другим осуществляющим исполнение лицом и взыскателю стало об этом известно после истечения срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению. В остальных случаях заявление о выдаче дубликата может быть подано в любой момент до истечения срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению.
Признав, что срок для предъявления исполнительного документа в данном случае начал исчисляться заново с 24.10.2019 и на момент обращения заявителя в суд не истек, суд 1 инстанции в то же время применил месячный срок, установленный для случаев, когда срок предъявления исполнительного документа истек и заявителю стало известно об утрате исполнительного документа после этого.
На основании изложенного определение Октябрьского районного суда г.Новосибирска от 25 марта 2020 года подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.
Исходя из положений ч.3 ст.430 ГПК РФ, при рассмотрении заявления о выдаче дубликата исполнительного листа суд должен установить факт его утраты, выяснить причины такой утраты, проверить, не истек ли срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению, не был ли уже исполнен судебный акт, на основании которого выдавался утраченный исполнительный лист.
Под утратой исполнительного листа понимается не просто отсутствие исполнительного листа у взыскателя, но его окончательная утрата - неизвестность его судьбы и невозможность возврата.
Заявитель в обоснование своих требований ссылается на то, что исполнительный документ после окончания исполнительного производства был утерян, что подтверждается справкой от 15.11.2019г., выданной судебным приставом-исполнителем и полученной взыскателем ООО «ТРАСТ» 27.11.2019 (т.2 л.д.61).
Оснований не доверять приведенной судебным приставом-исполнителем в справке информации об обстоятельствах утраты исполнительного документы, не имеется, поскольку данная справка подписана должностным лицом, со ссылкой на инвентаризацию исполнительных производств. Данные обстоятельства сторонами не оспорены и не опровергнуты, объективно согласуются с последовательными действиями сторон в рамках спорных правоотношений.
Таким образом, установлено, что исполнительный документ был утрачен по вине сотрудников ССП.
Иных данных, свидетельствующих о нахождения вышеуказанного исполнительного листа в ООО «ТРАСТ», в службе судебных приставов-исполнителей не установлено.
С учетом изложенного заявление ООО «ТРАСТ» о выдаче дубликата исполнительного листа по гражданскому делу №2-267/2015 в отношении должника Козловой Анжелы Владимировны подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.334 ГПК РФ,
о п р е д е л и л а:
определение Октябрьского районного суда г.Новосибирска от 25 марта 2020 года отменить, принять новое об удовлетворении заявления ООО «ТРАСТ» о выдаче дубликата исполнительного листа по гражданскому делу №2-267/2015,рассмотренному Октябрьским районным судом г.Новосибирска в отношении должника Козловой Анжелы Владимировны.
Частную жалобу представителя ООО «ТРАСТ» Алиметовой С.Г. удовлетворить.
Судья