к делу № 2-732/2022
УИД № 23RS0003-01-2022-000347-69
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Анапа 15 февраля 2022 года
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Кашкарова С.В.,
при секретаре Шредер К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования город-курорт Анапа об установлении факта проживания в период чрезвычайной ситуации, признании права на получение единовременной материальной помощи,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа об установлении факта проживания в период чрезвычайной ситуации, признании права на получение единовременной материальной помощи, просил суд: установить факт проживания в период чрезвычайной ситуации, начавшейся ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, 1962 года рождения, по месту жительства по адресу: <адрес>; признать право ФИО1, 1962 года рождения на получение единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости в соответствии с Порядком оказания единовременной материальной и (или) финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате обозначенной чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение воды в реках) ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ №; установить, что решение суда является основанием для включения администрацией муниципального образования город-курорт Анапа ФИО1, 1962 года рождения в списки граждан, пострадавших в результате обозначенной чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение воды в реках) ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования город-курорт Анапа, имеющих право на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества первой необходимости; обратить к немедленному исполнению решение суда.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал на то, что проживает по адресу: <адрес>. В ходе комиссионного осмотра установлено, что ФИО1 причинен материальный ущерб в виде частичной утраты имущества первой необходимости, что подтверждается актом от 27.08.2021г. № б/н, а также нарушены условия жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, что подтверждается заключением от 27.08.2021г. № б/н. На момент чрезвычайной ситуации ФИО1 не была зарегистрирована в вышеуказанном домовладении. Формально, ввиду отсутствия документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства в жилом помещении по указанному адресу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отказано во включении в список на оказание соответствующих видов помощи, что подтверждается ответом Управления гражданской обороны и защиты населения администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ №. Фактическое проживание ФИО1 подтверждается актом о фактическим проживании от 08.09.2021г. № б/н, а также свидетельскими показаниями.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика администрации муниципального образования город-курорт Анапа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации МО г-к Анапа. В этой связи суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствии.
Представитель третьего лица отдела по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствии.
Изучив доводы искового заявления, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что с 12 по ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования город-курорт Анапа, в результате прохождения Черноморского мезоциклона, а также последующих метеорологических явлений, выпали обильные осадки, многократно превышающие месячную норму.
Постановлением главы муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о введении на территории муниципального образования город-курорт Анапа с ДД.ММ.ГГГГ до особого распоряжения режима функционирования «чрезвычайная ситуация».
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 указанного закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Закона № 68-ФЗ).
Постановлением администрации муниципального образования город- курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок оказания единовременной материальной и (или) финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате обозначенной чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение воды в реках) ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования город-курорт Анапа (далее - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка граждане Российской Федерации, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации имеют право на: единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека; единовременную финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 000 рублей на человека).
В соответствии с п. 3 Порядка предоставление пострадавшим гражданам единовременной материальной помощи осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Предоставление пострадавшим гражданам единовременной финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества первой необходимости, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Критериями утраты имущества первой необходимости являются:
- частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
- полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
В целях данного Порядка имуществом первой необходимости является минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Постановлением администрации муниципального образования город- курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии мер по установлению и фиксации последствий чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение воды в реках) ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования город-курорт Анапа» создана межведомственная комиссия по установлению и фиксации последствий чрезвычайной ситуации, утверждена форма акта и фототаблицы проведения осмотра пострадавших жилых помещений.
Материалами дела подтверждается, что в результате осадков, прошедших ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: <адрес>, оказался подтопленным.
Межведомственной комиссией, сформированной администрацией муниципального образования город-курорт Анапа, в результате комиссионного обследования ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в данном домовладении частично утрачено имущество первой необходимости, а также нарушены условия жизнедеятельности.
ФИО1 на момент чрезвычайной ситуации не была зарегистрирована в вышеуказанном домовладении. Она подала заявление на имя главы муниципального образования город-курорт Анапа для предоставления соответствующей помощи и производства обозначенных выплат.
Однако, администрацией муниципального образования город-курорт Анапа, письмом управления гражданской обороны и защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ за № в производстве выплат отказано, поскольку истец не зарегистрирована по данному адресу по месту жительства, то есть постоянно.
Вместе с тем, согласно акта о фактическом проживании граждан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, 1962 г.р., зарегистрированная по адресу: <адрес>, фактически проживает в доме по адресу: <адрес> совместно с супругом ФИО4 1964 г.р. и сыном ФИО5 1988 г.р.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что отказ администрации муниципального образование город-курорт Анапа во включении ФИО1 в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества носит формальный характер, противоречит требованиям действующего федерального законодательства, гарантирующего право граждан на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Суд учитывает, что Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.02.1998 № 4-П указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон 5242-1), не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно разделу IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона 5242-1 следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
По смыслу приведенных нормативных положений Закона 5242-1 и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием «место жительства», является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Такие выводы отражены в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2019 № 18-КГ19-31.
В силу п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
На момент чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение воды в реках) 13.08.2021 на территории муниципального образования город-курорт Анапа, ФИО1 с семьей фактически проживала в вышеуказанном домовладении.
В силу ч. 1 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подсудностью дел, установленной процессуальным законодательством, в том числе путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).
Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регулирует правоотношения, непосредственно связанные с правом пользования жилым помещением.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Статьями 7, 11 Закона № 68-ФЗ определено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. Органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Установление факта постоянного проживания ФИО1 в домовладении по адресу: <адрес>, пер. Казачий, 24, начиная ранее даты возникновения чрезвычайной ситуации - 13.08.2021, по настоящее время, позволит получить единовременную материальную помощь и финансовую помощь, в связи с утратой имущества первой необходимости на каждого человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты (ст. 265 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу.
Поскольку в настоящее время ФИО1 требуются денежные средства для восстановления жилого помещения и приобретения имущества для проживания в нем, замедление исполнения решения суда может привести к дополнительным расходам, нарушению условий жизнедеятельности людей (значительному ущербу).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования город-курорт Анапа об установлении факта проживания в период чрезвычайной ситуации, признании права на получение единовременной материальной помощи, удовлетворить.
Установить факт проживания в период чрезвычайной ситуации, начавшейся ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту жительства по адресу: <адрес>, пер. Казачий, 24.
Признать право ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на получение единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, в соответствии с Порядком оказания единовременной материальной и (или) финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате обозначенной чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение воды в реках) ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение суда является основанием для включения администрацией муниципального образования город-курорт Анапа ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ухудшением погодных условий и комплексом опасных метеорологических явлений (сильный дождь, ливень, повышение воды в реках) ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования город-курорт Анапа, имеющих право на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи, в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий- подпись.