УИД 33RS0006-01-2023-001063-02
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 ноября 2023 года город Вязники
Вязниковский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Киселевой Я.В.
при секретаре Степановой А.В.
с участием помощника прокурора Шевченко А.А.
представителя ответчика Аганичевой М.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Вязники гражданское дело по иску Вязниковского межрайонного прокурора действующего в интересах ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО2 к администрации муниципального образования <адрес> об обязании отселить из занимаемого жилого помещения, с предоставлением благоустроенного жилья,
УСТАНОВИЛ:
Вязниковский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО12, ФИО26, ФИО27, ФИО13, ФИО14, ФИО28, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО30, ФИО2 к администрации муниципального образования <адрес> об обязании отселить из занимаемого жилого помещения, с предоставлением благоустроенного жилья.
В обоснование требований указано, что Вязниковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при переселении граждан из аварийного жилья, в ходе которой выявлены грубые нарушения прав граждан. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального фондов малоимущим и другим указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст.ст. 25, 40 Конституции Российской Федерации). Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Исходя из положений ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты. В ходе проверки установлено, что в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, а срок отселения жителей многоквартирного дома установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения, <адрес>, занимаемые по договорам социального найма и на праве собственности не расселены. Таким образом постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в нарушение вышеуказанных норм законодательства, до настоящего времени не исполнено, муниципальные контракты для приобретения жилых помещений в целях расселения вышеуказанного дома органом местного самоуправления не заключены. До настоящего времени необходимых мер, направленных на расселение граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, администрацией не принято, что в свою очередь ставит под сомнение исполнение постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части сроков расселения граждан из аварийного дома, нарушают права жителей дома на обеспечение их жильем в муниципальном жилищном фонде. Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ) определение срока отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома является компетенцией органа местного самоуправления. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока отселения и сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока отселения и сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном доме, других благоустроенных жилых помещений, заправлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности. Проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, создает реальную опасность самопроизвольного разрушения дома и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В ходе судебного разбирательства истец отказался от иска в части требований к истцам ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО12, ФИО26, ФИО27, ФИО13, ФИО14, ФИО28, указав что в отношении данных лиц разрешены требования о соблюдении их жилищных прав. Нанимателям представлены жилые помещения, у собственников произведен выкуп их жилых помещений.
Определением Вязниковского городского суда производство по делу по требованиям истца ФИО30 прекращено, в связи с ее смертью.
Старший помощник Вязниковского межрайонного прокурора ФИО11 в настоящем судебном заседании заявленные требования поддержал к истцу ФИО2, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства. К истцам ФИО4, ФИО1, ФИО5 оставил на усмотрение суда.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования <адрес> по доверенности ФИО15 ранее заявленные требования не признала в полном объеме, предоставив суду отзыв на исковое заявление. В настоящем судебном заседании просила предоставить срок для исполнения решения суда не менее 3 месяцев.
Третье лица МУП <адрес> "ЖКС", Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ <адрес>, Министерство образования и молодежной политики <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, доводы исковых требований, возражений на них и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, с учетом требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса (далее также - ГПК) РФ, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
В силу части 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Согласно абз. 1 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в т.ч. в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу абз. 4 п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном непригодным для проживания, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 2статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Судом из пояснений сторон и материалов дела установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является многоквартирным жилым домом.
На сегодняшний моменты квартиры изъяты и выкуплены у собственников <адрес>,2,3,4,7.
В отношении нанимателя <адрес> вынесено решение суда, вступившее в законную силу об обязнии администрации муниципального образования <адрес> предоставить ФИО31 ФИО1 благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в границах муниципального образования <адрес>, общей площадью не менее 35.0 кв.м.
Нанимателям <адрес> представлено жилое помещение в рамках реализации их жилищных прав.
Указанное подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в отношении указанных лиц производство по делу прекращено в связи с отказом истца от искам в указанной части.
Из материалов дела также усматривается, что решением Вязниковского городского суда вынесено решение, вступившее в законную силу, которым постановлено: признать ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения СНИЛС <данные изъяты> проживающим на условиях договора социального найма по адресу: <адрес>, комната 23, 24 общей площадью 35,5 кв.м.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> ОГРН 1023302954311 заключить с ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения СНИЛС <данные изъяты> договор социального найма на квартиру по адресу: <адрес>, комната 23, 24 общей площадью 35,5 кв.м.
В связи с вышеуказанным решением суда ФИО2 является нанимателем квартиры по адресу: <адрес>, комната 23, 24 общей площадью 35,5 кв.м.
В соответствии с представленными сведениями МКУ «<адрес> хозяйства» Отдел по работе с населением по адресу: <адрес>
в <адрес> зарегистрирован: ФИО2.
Однако, данные сведения возможно носят неуточненный характер.
При этом в ходе рассмотрения дела, судом было установлено, что ранее в <адрес> были зарегистрированы ФИО4, ФИО29, ФИО5, которые выбыли из указанного жилого помещения с направлением их в детский дом. Распоряжениями главы округа Вязники указанное жилое помещение было за ними закреплено.
В соответствии со сведениями из отдела ЗАГС администрации МО <адрес> ФИО4, ФИО29, ФИО5 были усыновлены на основании решения Владимирского областного суда гражданами США.
В соответствии с представленными отделом опеки и попечительства охранными обязательствами данное жилое помещение было закреплено за несовершеннолетними ФИО4, ФИО1, ФИО5 до их совершеннолетия.
В настоящее время указанные лица являются совершеннолетними, однако своих прав на жилое помещение с момента наступления совершеннолетия не реализовали.
Заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.
Постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении заключения межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции жилищного фонда, расположенного на территории <адрес>, от 05.08.2016» многоквартирный <адрес> (далее - МКД) признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, срок отселения граждан из МКД установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении областной адресной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда <адрес>» (далее - программа переселения) срок расселения МКД до ДД.ММ.ГГГГ.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда <адрес>» областной адресной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда <адрес>».
В соответствии с областной адресной программой очередность расселения многоквартирных домов в рамках программы определяется исходя из даты признания таких домов аварийными. В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, дата признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
В материалы дела представлено техническое обследование ООО «СервисСтройПроект» № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым на основании анализа результатов, проведенного техническому обследования состояния несущих конструкций и инженерных систем жилого здания, расположенного по адресу: <адрес> можно сделан вывод, что основные причины возникновения дефектов строительных конструкций следующие:
Общий физический износ материалов, Систематическое увлажнение, Моральный износ.
Согласно результатам визуального и инструментального обследования строительных конструкций и по совокупности дефектов, повреждений и фактического износа здания, техническое состояние строительных конструкций в соответствии с положениями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» следует оценить, как аварийное.
Проведение капитального ремонта нецелесообразно в связи с большим физическим износом дома (72%).
Основание для принятия данного решения: Несущие конструкции здания находятся в аварийном состоянии (фундаменты, несущие стены, перекрытия).
Несущие и ограждающие конструкции имеют следы увлажнения и повреждения, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций.
Необходимо выполнить демонтаж всех конструкций дома с расселением жильцов.
Доводы представителя ответчика об отсутствии угрозы жизни проживающих в жилом доме граждан, опровергаются указанным Техническим заключением, выполненным еще в 2016 году, т.е. 7 лет назад.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Исходя из положений статьи 86 ЖК РФ в том случае, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (статья 89 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу положений ст. 16, п. 3 ст. 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 376-О-П "По жалобе гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Таким образом, действующее жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях по договору социального найма, нахождение в которых создает угрозу жизни или здоровью граждан, - путем предоставления другого равноценного жилого помещения на условиях социального найма. При этом предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В этой связи для правильного разрешения возникшего спора являлось выяснение судом вопроса, имеется ли опасность для жизни и здоровья истцов, которая требует незамедлительного решения вопроса о их переселении в другое жилое помещение и имеют ли они возможность до решения вопроса о предоставлении им благоустроенного жилого помещения взамен утраченного проживать в другом жилом помещении.
Поскольку материалами дела не установлен факт проживания граждан в аварийном доме, расположенном по адресу: <адрес>, соответственно требования заявленные прокурором, истцами требования о незамедлительном отселении граждан из аварийного жилого помещения не подлежат удовлетворению, поскольку реальной опасности для жизни и здоровья граждан, связанной с проживанием в данном доме в ходе разбирательства не установлено, ввиду невозможности там реального проживания.
Что касается требований о предоставлении благоустроенного жилья, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец ФИО2 - наниматель до настоящего времени иным жильем не обеспечен.
Таким образом, обязанность наймодателя передать нанимателям и членам их семьи жилые помещения пригодные для проживания в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям до настоящего времени не исполнена, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению нанимателям и членам их семьи жилых помещений, пригодных для проживания в границах муниципального образования <адрес>, общей площадью не менее занимаемой.
Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для предоставления истцам жилых помещений по договору социального найма, поскольку они не признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях основаны на неверном толковании норм права, и не опровергают выводы о неисполнении наймодателем обязанности по предоставлению жилых помещений пригодных для проживания.
Действительно, в случаях признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, положениями п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, однако при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, согласно ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ.
Вместе с тем, в рамках настоящего дела по существу рассмотрен спор не о праве истцов и членов их семей на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, а о населенном пункте, в котором им должно быть предоставлено жилое помещение взамен аварийного.
Право семьи истцов на обеспечение равнозначным жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке взамен аварийного подтверждено включением жилого дома в подпрограмму по переселению из аварийного жилищного фонда. Занимаемые истцами и членами их семей квартиры включена в состав квартир, планируемых к расселению.
Довод представителя ответчика о том, что жилые помещения будут предоставлены до конца 2023 года, в связи с заключением муниципального контракта, не могут является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку непредоставление жилого помещения с 2016 года нарушают права истца на жилище, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, а также не отвечают целям социальной политики Российской Федерации.
Сам по себе факт включения многоквартирного дома в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках ведомственной целевой программы, не освобождает ответчика от возложенной на него в силу закона обязанности предоставления жилого помещения.
Доводы представителя ответчика о том, что переселение истца должно проводиться в сроки и в соответствии с Региональной программой противоречат положениям пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат).
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Предоставление жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия Региональной программы переселения граждан и срока его реализации, а также отсутствия в муниципальном жилом фонде свободных благоустроенных жилых помещений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о возложении на администрацию муниципального образования <адрес> предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в границах муниципального образования <адрес>
- ФИО2, общей площадью не менее 35,5 кв.м.
Определяя срок, в течение которого должны быть выполнены данные действия, суд полагает разумным и достаточным установить его в течение шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Также не подлежат удовлетворению требования прокурора об обязании администрации муниципального образования <адрес> принять меры по обеспечению жилищных прав собственников жилых помещений ФИО4, ФИО1, ФИО5 поскольку как указано было ранее указанные лица после достижения ими совершеннолетия своими правами в отношении жилого помещения не воспользовались, свои жилищные права не реализовали, что суд расценивает как отказ от собственности.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Вязниковского межрайонного прокурора действующего в интересах ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО2 к администрации муниципального образования <адрес> об обязании отселить из занимаемого жилого помещения, с предоставлением благоустроенного жилья, удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу предоставить благоустроенное жилое помещение, по договору социального найма отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в границах муниципального образования <адрес>
- ФИО2 общей площадью не менее 35,5 кв.м.
В остальной части исковые требования Вязниковского межрайонного прокурора - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд <адрес> в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Я.В. Киселева
Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ