Решение по делу № 11-26/2020 от 14.10.2020

Мировой судья Удалова О.В.                                                                                  № 11-26/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 ноября 2020 года                г. Шарья

Шарьинский районный суд Костромской области апелляционной инстанции в составе: председательствующего судьи Игуменовой О.В.,

при секретаре Анакиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционной инстанции частную жалобу НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» на определение мирового судьи судебного участка № 23 Шарьинского судебного района от 24.09.2020 года об отказе в предоставлении отсрочки по уплате госпошлины.

УСТАНОВИЛ:

НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» обратилась к мировому судье судебного участка № 23Шарьинского судебного района Костромской области с исковым заявлением к К.А.Б. о взыскании задолженности по взносам за капительный ремонт в сумме 50 518 руб. 97 коп. и пени в размере 5 447 руб. 32 коп.

Вместе с исковым заявлением представителем НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» было заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины до вынесения судебного акта, при удовлетворении требований заявителя отнести расходы по уплате государственной пошлины на должника со взысканием в доход соответствующего бюджета

В обоснование заявленного ходатайства НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» создана в соответствии с постановлением администрации Костромской области № 351-а от 31.08.2013 года. Полномочия администрации Костромской области по созданию регионального оператора определены ст. 20 Закона Костромской области от 25.11.2013г. № 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области». Функции и полномочия учредителя от имени Костромской области осуществляет Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области (далее Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК) как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Костромской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, действующий на основании Положения, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 10 октября 2018 года № 214 «О департаменте строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области». На осуществление деятельности регионального оператора выделяются субсидии из областного бюджета в соответствии с Порядком определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения затрат по осуществлению предусмотренной учредительными документами деятельности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 25 февраля 2014 года № 54-а (далее - Порядок). Согласно п. 3,8 Порядка, субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области как получателя средств областного бюджета на цели, указанные в пункте 2 Порядка, в том числе на «оплату государственной пошлины и выписок о зарегистрированных правах собственности на помещения в многоквартирных домах в целях взыскания задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, прочих судебных расходов, связанных с участием некоммерческой организации в судебных заседаниях». Департаментом финансов Костромской области до Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области доведены предельные объемы финансирования некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» на 2020 год - 26 500 тыс. руб. В соответствии с п. 30 Устава Фонда ежегодное утверждение основных направлений и порядка расходования средств Фонда, общего объема административно-хозяйственных расходов Фонда, а также его изменение, относится к компетенции Правления Фонда. Правлением Фонда утверждена смета административно-хозяйственных расходов на 2020 год, потребность в финансировании - 46560,7 тыс. руб., в том числе оплата госпошлины, ведение претензионной работы, платежи по решению суда - 1 080 тыс. руб. В настоящее время субсидии из областного бюджета на административно-хозяйственные нужды Фонда не предоставлены в необходимом объеме, что подтверждается письмом Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области о порядке финансирования регионального оператора в 2020 году. В связи с указанным, оплатить госпошлину за рассмотрение настоящего дела некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» не имеет возможности. Иные средства регионального оператора в силу прямого запрета, установленного действующим законодательством, не могут быть использованы в целях оплаты государственной пошлины. Указанные средства могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается. Таким образом, деятельность регионального оператора обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, собственники помещений в которых избрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

Определением мирового судьи судебного участка №23 Шарьинского судебного района от 24 сентября 2020г. в удовлетворении ходатайства НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» о предоставлении отсрочки оплаты госпошлины отказано так как истцом не было представлено доказательств, обосновывающих обстоятельства, подтверждающие тяжелое материальное положение организации и невозможность оплаты госпошлины.

6 октября 2020 года представителем НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» была подана частная жалоба на определение мирового судьи судебного участка № 23 от 24 сентября 2020 года об отказе в предоставлении отсрочки оплаты госпошлины.

В обоснование доводов частной жалобы указано, что при предъявлении искового заявления в суд, истец приложил ходатайство об отсрочке оплаты государственной пошлины, уведомление о предоставлении предельных объемов финансирования расходов, утвержденное Департаментом строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, смета расходов на 2020 год, утвержденная правлением Фонда. Смета расходов утверждается специально созданным органом управления -Правлением Фонда (п. 9.8. Устава) ежегодно в декабре месяце на следующий год.

Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» является самостоятельным юридическим лицом, обязанным отвечать по своим обязательствам. Однако законодательное регулирование деятельности регионального оператора построено таким образом, что он как самостоятельное юридическое лицо не имеет имущества, целевое использование которого не зарегулировано правовыми нормами.

Согласно ст. 179 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) имущество регионального оператора формируется за счет:

взносов учредителя - это субсидии, выделяемые на осуществление деятельности регионального оператора в соответствии с Порядком определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения затрат по осуществлению предусмотренной учредительными документами деятельности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 25 февраля 2014 года № 54-а (далее - Порядок 54-а). Согласно п. 3 Порядка 54-а субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области как получателя средств областного бюджета (далее - главный распорядитель как получатель бюджетных средств) на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка. Субсидии могут быть израсходованы региональным оператором на финансовое обеспечение затрат, перечисленных в п. 8 Порядка 54-а.;

платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора - («общий котел»), в силу ч. 3 ст. 179 ЖК РФ, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается;

других не запрещенных законом источников, которые в силу ч. 2 ст. 179 ЖК РФ могут быть использованы региональным оператором только в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом законом субъекта Российское Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В Костромской области таким нормативным правовым актом является Порядок использования иного имущества регионального оператора, утвержденный постановлением администрации Костромской области от 14 августа 2018 года№ 337-а. Иное имущество регионального оператора может быть использовано на: 1) оплату услуг и (или) работ по консервации объектов в случаях приостановления работ пс капитальному ремонту по договорам подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - договор подряда на капитальный ремонт) вследствие действий (бездействия) подрядной организации; 2) оплату услуг и (или) работ по устранению выявленных в период гарантийного срока недостатков качества услуг и (или) работ, оказанных (выполненных) по договорам подряда на капитальный ремонт, в случае неустранения подрядной организацией указанных недостатков; 3) оплату услуг и (или) работ по устранению последствий вреда, а также компенсации ущерба, причиненного имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядной организацией обязательств по договорам подряда на капитальный ремонт, в случае неустранения подрядной организацией указанных последствий вреда имуществу; 4) оплату расходов по проведению экспертизы в случае возникновения спора по вопросу недостатков выполненных работ и (или) оказанных услуг по договорам подряда на капитальный ремонт (при необходимости); 5) финансирование текущей административно-хозяйственной деятельности регионального оператора, включая уплату налогов. Данный перечень является закрытым..

В связи с предоставлением субсидий не в полном объеме, у некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» не имеется иных источников финансирования. Иные средства регионального оператора в силу прямого запрета, установленного действующим законодательством, не могут быть использованы в целях оплаты государственной пошлины. В связи с указанным, оплатить госпошлину за рассмотрение настоящего дела некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» не имеет возможности.

НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» просит отменить определение мирового судьи судебного участка № 23 Шарьинского судебного района Костромской области от 24 сентября 2020 года об отказе в предоставлении отсрочки уплаты госпошлины в размере 1 878 руб. 99 коп.

В соответствии с положениями ч.3 ст.333 ГПК РФ частная жалоба рассматривается судом апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность определения мирового судьи в пределах доводов изложенных в частной жалобе, в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемого определения не имеется.

В соответствии со ст. 89 ГПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.

В соответствии со ст.90 ГПК РФ основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливается в соответствии с законодательством Российской федерации о налогах и сборах.

На основании ч. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

В силу ст. 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 настоящего Кодекса.

Отказ в удовлетворении ходатайства мировой судья судебного участка № 23 Шарьинского судебного района мотивировал тем, что каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие денежных средств для уплаты государственной пошлины, истцом представлено не было.

Суд апелляционной инстанции, соглашается с выводом мирового судьи.

В качестве оснований для отсрочки уплаты государственной пошлины представителем истца указано, на не предоставление в необходимом объеме Фонду субсидии из областного бюджета на административно-хозяйственные нужды Фонда.

В качестве доказательства суду истцом предоставлено уведомление Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области от 18.03.2020г. о предоставлении предельных объемов финансирования расходов.

Доказательств, что истец обращался к учредителю с ходатайствами о выделении дополнительного финансирования на оплату судебных расходов и ему в удовлетворении данного ходатайства было отказано, а материалах дела не содержится.

Отсутствие необходимых объемов финансирования на момент обращения с иском, на что ссылается в своем ходатайстве представитель истца, не является основанием для предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины. Фонд не лишен возможности заблаговременно запросить у учредителя необходимые средства для оплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения ходатайства НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» у мирового судьи не имелось.

Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать обстоятельства на которые она ссылается.

Недостаточное, по мнению истца, финансирование Фонда, не подтверждает наличие тяжелого материального положения у истца. Представленными документами отсутствие возможности оплатить при обращении в суд государственную пошлину не нашло своего подтверждения. Иных доказательств тяжелого материального положения, а так же невозможности оплачивать государственную пошлину истцом не представлено.

Следовательно, суд полагает, что доказательств наличия оснований для отмены определения мирового судьи от 24.09.2020г. представителем НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» представлено не было.

В силу ст. 334 ГПК РФ суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе:

1) оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения;

2) отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что определение мирового судьи судебного участка №23 Шарьинского судебного района не подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

определила:

Определение мирового судьи судебного участка №23 Шарьинского судебного района Костромской области от 24 сентября 2020г. об отказе в удовлетворении ходатайства НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» об отказе в предоставлении отсрочки по уплате госпошлины - оставить без изменения, частную жалобу НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» - без удовлетворения.

Председательствующий:                                                   О.В. Игуменова

11-26/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области"
Ответчики
Коцепалов Анатолий Борисович
Суд
Шарьинский районный суд Костромской области
Судья
Игуменова О.В.
Дело на сайте суда
sharinsky.kst.sudrf.ru
14.10.2020Регистрация поступившей жалобы (представления)
14.10.2020Передача материалов дела судье
14.10.2020Вынесено определение о назначении судебного заседания
13.11.2020Судебное заседание
13.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2020Дело оформлено
16.11.2020Дело отправлено мировому судье
13.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее