Решение по делу № 33-989/2024 от 04.06.2024

Дело                                                                                    Председательствующий – ФИО2

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июля 2024 г.                                                                                                <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего - ФИО12

судей               - Дзаитова М.М. и Арчакова А.М.

при секретаре судебного заседания ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1-Гиреевича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения, возложении обязанности по восстановлению на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и взыскании расходов по уплате услуг представителя

по апелляционной жалобе представителя Управления Росгвардии по <адрес> на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи ФИО12, судебная коллегия

установила:

ФИО9-Г. обратился в суд с указанным иском, в котором просит суд признать незаконным решение жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , утвержденное распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета очередников организации на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренного статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязать Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> (далее Росгвардия по РИ) восстановить ФИО1Г. на учете очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренного статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в сумме 40 000 рублей.

Исковое заявление мотивирует тем, что он проходил службу в МВД по РИ с сентября 2002 г. по июнь 2018 г. на различных должностях.

В период прохождения службы был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет в составе семьи из 6 человек.

Стаж службы на момент подачи рапорта в органах составлял в календарном исчислении – 10 лет 2 месяца 13 дней. Помещений, занимаемых по договору социального найма, и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения не имел. Единовременная социальная выплата по прежним местам службы не предоставлялась.

После подачи рапорта по требованию работников ЖБК МВД по РИ ФИО9Г. неоднократно обновлял документы.

После создания Федеральной службы войск национальной гвардии истец продолжил службу в должности дежурного центра оперативного управления ОВО по <адрес>-филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>».

В апреле 2023 г. ФИО9-Г. обратился в Управление ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» с заявлением с просьбой сообщить о результатах рассмотрения его рапорта о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со ст. 4 Федерального закона -Ф3 от 19.07.2011г. "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также причины длительного не рассмотрения поданного рапорта.

После обращения ФИО9Г. была выдана выписка из протокола жилищной комиссии Управления Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что он снят с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 4 человека в соответствии со ст. 4 части 6 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-Ф3 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Считает, что решение ЖБК МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, необоснованным и нарушающим его права на своевременное получение жилого помещения.

Помимо этого, истец обратился в суд с заявлением об отказе от исковых требований в части взыскания расходов на оплату услуг представителя в сумме 40 000 рублей.

Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ исковые заявления удовлетворены.

В поданной апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО6 ставится вопрос об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Истец, третьи лица, извещенные надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Росгвардии по РИ ФИО7, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца ФИО11, просившей оставить решение первой инстанции без изменения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулируются отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В части 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ указано, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учёт в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 6 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Во исполнение нормы ч. 5 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ Правительством РФ принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно п. 5 Правил принятие сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

В пункте 5 Правил указаны документы, которые должны быть заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации или представлены с предъявлением подлинников документов (п. 6 Правил).

Решение о принятии (отказе в принятии) сотрудников на учёт для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти, не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (подп. "в" п. 14, п. 10, п. 15 Правил).

Согласно подп. ж п. 19 сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты.

В силу ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с Обзором практики рассмотрения судами в 2013-2014 гг. дел по спорам, связанным с обеспечением права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, должно содержать указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 56 ЖК РФ.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Из ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО9-Г. проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия с сентября 2002 г. по июнь 2018 г. на различных должностях.

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9-Г. с семьей в составе 4 человек (он, супруга – ФИО10, дочь – ФИО8, дочь – ФИО8) принят на учете в МВД по <адрес> на получение единовременной социальной выплаты.

Приказом ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ л/с ФИО9-Г. уволен со службы в Росгвардии по пункту 2 части 2 статьи 82 (по инициативе сотрудника) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В выписке протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания ЖБК Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по РИ указано, что ФИО9-Г. и члены его семьи приняты на учет Управления Росгвардии по РИ для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ

Из того же протокола следует, что на заседании жилищно-бытовой комиссии Управления Росгвардии по <адрес> принято решение снять ФИО1-Г. и членов его семьи с учета очередников Управления Росгвардии по РИ для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ и пунктом 20.4 Приказа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка учета военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, лиц проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий», пункта 5 части 7 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ, частью 8 и 9 главы 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты», ссылаясь на наличие у супруги истца ФИО1-Г. - ФИО10 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недвижимости в виде жилого здания общей площадью 83,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Назрановский муниципальный район, с.<адрес>, тогда как потребность его семьи составляет – 72 кв.м.(4*18 кв.м.).

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из ч. 8 ст. 57 ЖК РФ следует, что при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Разрешая заявленные требования и приходя к выводу о наличии оснований для их удовлетворения, суд первой инстанции указал, что со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, пятилетний срок истек. Имущество, принадлежавшее на праве собственности супруге истца, отчуждено в феврале 2017 г., тогда как оспариваемое истцом решение принято ЖБК МВД по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Выводы суда подробным образом мотивированы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и требованиям норм материального права, в связи с чем судебная коллегия считает возможным с ними согласиться.

Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся к переоценке выводов суда относительно фактических обстоятельств дела и исследованных доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1-Гиреевича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения, возложении обязанности по восстановлению на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и взыскании расходов по уплате услуг представителя оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Росгвардии по <адрес> - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-989/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Аксагов Магомед Азамат-Гиреевич
Ответчики
Управление Федеральной службы Войск национальной гвардии РФ по РИ
Другие
Аушева Мадина Мухарбековна
Гетагазова Ф.М.
Цороев И.В.
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Горокаева Хава Ахметовна
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
05.06.2024Передача дела судье
11.07.2024Судебное заседание
18.07.2024Судебное заседание
22.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2024Передано в экспедицию
18.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее