Дело № 2а-591/2022
УИД 33RS0017-01-2022-000815-98
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 июня 2022 года
г. Собинка Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Стародубцевой А.В.,
при секретаре Бусуриной Е.А.,
с участием прокурора Липатовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Собинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей д. Михеево МО Асерховское Собинского района Владимирской области к администрации МО Асерховское Собинского района Владимирской области и администрации МО Собинский район Владимирской области об обязании включить дороги в план по ремонту дорог общего пользования местного значения, выделить денежные средства на проведение ремонтных работ, произвести ремонтные работы,
у с т а н о в и л:
Собинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей д. Михеево МО Асерховское Собинского района Владимирской области к администрации МО Асерховское Собинского района Владимирской области (далее –администрация МО Асерховское), администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области (далее – администрация МО Собинский район) об обязании администрации МО Собинский район в срок до 1 июля 2022 г. включить дороги до границ и в границах д. Михеево Собинского района в план по ремонту дорог общего пользования местного значения на 2022 год, выделить денежные средства на проведение ремонтных работ, обязании администрации МО Асерховское в срок до 1 ноября 2022 г. произвести ремонтные работы и устранить повреждения покрытия проезжей части дороги до границ и в границах д. Михеево более параметров предельно допустимых п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
В обоснование административных исковых требований указано, что Собинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению жителей д. Михеево Собинского района Владимирской области по вопросу неудовлетворительного состояния дороги в д. Михеево. В ходе проверки установлено, что дорога «Собинка – Коняево – Михеево», протяженностью 0,720 км, а также дорога по д. Михеево от д. 1 до д. 30, протяженностью 0,700 км являются дорогами общего пользования, относятся к V категории с типом покрытия «грунт». 28 декабря 2021 г. администрация МО Собинский район и администрация МО Асерховское заключили соглашение о передаче администрации МО Асерховское полномочий по решению вопросов местного значения Собинского района (ремонт и содержание дорог общего пользования в границах населенных пунктов поселения и вне границ населенных пунктов МО Асерховское). По результатам проведенной совместно с ОГИБДД ОМВД России по Собинскому району проверкой установлено, что дорога, ведущая в д. Михеево, с устройством грунтового покрытия находится в неудовлетворительном состоянии, не соответствует требованиям безопасности и надлежащего состояния, предъявляемым к автомобильным дорогам общего пользования: дорожное грунтовое покрытие приведено в полную негодность, имеются неровности дорожного покрытия, просадка грунта и деформация покрытия в виде углублений, которые составляют: глубина – 8 см, длина – 55 см, ширина – 30 см; глубина – 7,5 см, длина – более 1 м, ширина – 25 см, что повышает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий и причинения вреда жизни и здоровью граждан, что является недопустимым. По фактам выявленных нарушений 29 сентября 2021 г. главе администрации МО Асерховское Собинского района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере дорожной деятельности. Согласно ответу главы администрации МО Асерховское № 01-11-319 от 11 октября 2021 г. ранее администрацией сельского поселения в администрацию МО Собинский район была направлено письмо о необходимости включения спорных дорог в план по ремонту дорог общего пользования местного значения. В ходе проведения повторной проверки 31 марта 2022 г. установлено, что выявленные ранее нарушения не устранены.
В судебном заседании прокурор Липатова Н.В. административные исковые требования поддержала, ссылаясь на изложенные выше доводы.
Представитель административного ответчика администрации МО Собинский район в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 55). Представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв на исковое заявление (л.д. NN). В письменном отзыве представитель административного ответчика администрации МО Собинский район указал, что согласно распоряжению администрации Собинского района от 5 мая 2022 г. № 60-р «О дополнительных мерах по обеспечению сбалансированности районного бюджета в 2022 году» главным распорядителям средств районного бюджета в мае-декабре 2022 года определено не заключать новые муниципальные контракты, не вносить предложения о принятии новых расходных обязательств, а также об увеличении финансирования действующих обязательств. При проведении осмотра дороги не присутствовали представители администраций поселения и района. Сроки, которые просит установить прокурор, являются неисполнимыми и неразумными. Просил в удовлетворении административного иска отказать (л.д. NN). Ранее также в данных объяснениях в судебном заседании 16 июня 2022 г. представитель администрации МО Собинский район Миронычева В.В. указала, что включение данной дороги в план по ремонту дорог общего пользования местного значения возможно на 2023 год, поскольку данный план утверждается в конце текущего года (л.д. NN).
Представитель административного ответчика администрации МО Асерховское в судебное заседание также не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, сведений о причинах неявки суду не сообщил (л.д. NN). При этом глава МО Асерховское Захарова С.Е., принимавшая участие в судебном заседании 16 июня 2022 г., административные исковые требования Собинского межрайонного прокурора не признала, указав, что ремонтом дорог занимается администрация МО Собинский район. Также полагала требуемый прокурором срок неразумным, подтвердила то обстоятельство, что жители д. Михеево обращались в различные органы относительно неудовлетворительного состояния дороги.
На основании ст. 150 КАС РФ, с учетом мнения прокурора, судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся представителей административных ответчиков администрации МО Собинский район и администрации МО Асерховское.
Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).
Согласно ст. 3 указанного закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 ч. 1 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения (п. 1 ст. 12 указанного закона).
В силу ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 указанного закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Вышеуказанный стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В силу п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Судом установлено, что администрацией Собинского района администрации МО Асерховское переданы полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и вне границ населенных пунктов муниципального образования Асерховское – ремонт и содержание (зимнее, летнее) автомобильных дорог общего пользования местного значения согласно перечню дорог на основании соглашения от 28 декабря 2021 г. № Ю-02/377. При этом реализация переданных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Собинского района, передаваемых в форме межбюджетных трансфертов (п. 1.3 соглашения) (л.д. 9-11).
Автомобильная дорога «Собинка – Коняево – Михеево», протяженностью 0,720 км, и дорога по д. Михеево протяженностью 0,700 км, относится к автомобильной дороге общего пользования местного значения вне границы населенных пунктов в границах МО Асерховское и в границах населенных пунктов в границах МО Асерховское и также входит в данный перечень.
16 августа 2021 г. Губернатору Владимирской области поступило обращение жителей д. Михеево МО Асерховское Собинского района, в том числе и по вопросам ненадлежащего содержания автомобильных дорог до д. Михеево и в д. Михеево (л.д. 65-66).
По результатам проведенной проверки Собинским межрайонным прокурором на имя главы администрации МО Асерховское Захаровой С.Е. внесено представление относительно неудовлетворительного состояния дороги до д. Михеево и в д. Михеево (л.д. 13-15).
Согласно ответу администрации МО Асерховское от 11 октября 2021 г. для ремонта дорог на территории поселения администрацией направлялись предложения в администрацию МО Собинский район с просьбой включить дорогу до д. Михеево в план по ремонту дорог; заключение договора с подрядной организацией на ремонт дороги в д. Михеево возможно после уточнения бюджета района в части суммы выделенных трансфертов на переданное полномочие, внесения изменений в соглашение и в план ремонта (л.д. 16).
Между тем, в план по ремонту дорог общего пользования местного значения Собинского района на 2022 год вышеуказанные дороги не включены (л.д. 12, 51).
По результатам повторной проверки по вопросу ненадлежащего состояния дорог до д. Михеево и в д. Михеево, проведенной совместно с инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Собинскому району Авраменко Р.А., составлен акт, из содержания которого следует, что вышеуказанные дороги находятся в неудовлетворительном состоянии, имеют многочисленные повреждения, ямы, выбоины; глубина ям составляет 8 см, 7,5 см, 7 см; длина ям – 30 см, 25 см; данные участки дорог не соответствуют требованиям безопасности и надлежащего состояния: дорожное покрытие приведено в негодность, неровности дорожного покрытия, просадка грунта и деформация покрытия в виде углублений создают угрозу безопасности (л.д. NN).
До настоящего времени администрацией МО Асерховское не обеспечено содержание спорных автомобильных дорог в соответствии с требованиями технических регламентов, а именно ГОСТ Р 50597-2017, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства представителем административного ответчика администрации МО Асерховское.
Вместе с тем, необходимость осуществления указанных мероприятий направлена на обеспечение сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Доводы представителя администрации МО Собинский район о том, что на осмотре спорной дороги не присутствовал их представитель и представитель администрации МО Асерховское, отклоняются судом, поскольку административными ответчиками по делу не оспаривалось нахождение дорог до д. Михеево и в д. Михеево в неудовлетворительном состоянии.
Бездействие органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – жителей д. Михеево МО Асерховское на безопасность дорожного движения при осуществлении организации дорожного движения, препятствует созданию условий для движения транспортных средств и пешеходов в целях повышения безопасности дорожного движения.
Учитывая вышеприведенные нормативные правовые акты, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Собинским межрайонным прокурором административных исковых требований об обязании администрации Собинского района включить дороги до границ и в границах д. Михеево Собинского района в план по ремонту дорог общего пользования местного значения на 2023 год и выделить денежные средства администрации МО Асерховское для производства мероприятий по ремонту автомобильной дороги до границ и в границах д. Михеево Собинского района Владимирской области, учитывая, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, а также обязании администрации МО Асерховское организовать мероприятия по ремонту автомобильной дороги до границ и в границах д. Михеево Собинского района Владимирской области, изменив некорректную формулировку административного искового требования Собинского межрайонного прокурора, изложенного в п. 2 резолютивной части административного иска. На администрацию МО Асерховское не может быть возложена обязанность по проведению ремонтных работ, данные работы проводит соответствующая подрядная организация.
Согласно ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Принимая во внимание объяснения представителей административных ответчиков относительно того, что имеется возможность включения спорной автомобильной дороги в план по ремонту дорог общего пользования местного значения Собинского района на 2023 год, для выполнения требований прокурора необходимы выделение денежных средств, соблюдение процедуры в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также распоряжение администрации Собинского района от 5 мая 2022 г. № 60-р, принятого с целью минимизации последствий ограничительных мер, поддержания стабильности соответствующих отраслей экономики и бюджетной сферы в 2022 году и устанавливающего запрет главным распорядителям средств районного бюджета в мае-декабре 2022 года не вносить предложения о принятии новых расходных обязательств, об увеличении финансирования действующих обязательств (л.д. 42), суд полагает возможным установить администрации МО Собинский район срок для исполнения решения суда до 1 марта 2023 г., администрации МО Асерховское – срок до 1 июля 2023 г.
Указанные Собинским межрайонным прокурором сроки для исполнения возложенных на административных ответчиков обязанностей суд полагает неразумными, учитывая также, что решение вынесено судом 23 июня 2022 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу должно содержаться указание, в том числе, на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2023 ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 7 ░░░░ 2022 ░.