Решение по делу № 5-119/2020 от 06.05.2020

Дело №5-119/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 июня 2020 года г. Бахчисарай

Судья Бахчисарайского районного суда Республики Крым, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Кооперативная, д.1, Кошелев В.И., с участием защитника Крапивина Р.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в Бахчисарайский районный суд Республики Крым из Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю поступил протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении и материалы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым (дело ), согласно которому при проведении внеплановой, выездной проверки Администрации Голубинского сельского поселения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с целью осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, комплексов гидротехнических сооружений, расположенные на территории Голубинского сельского поселения <адрес> (Класс ГТС не установлен): ГТС пруда 72-р, с-в <адрес> 1,2 км; ГТС пруда 75-р,ю-в <адрес> 1,0 км; ГТС пруда 76-р, ю-з <адрес> 0,5 км; ГТС пруда 150-р, ю-з <адрес> 0,4 км; ГТС пруда 157-р, за пределами <адрес>, находящихся на балансе Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, Крымским управлением Ростехнадзора были выявлены нарушения норм и правил в области безопасности гидротехнических сооружений, и требований Федерального закона №117-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности гидротехнических сооружений», что квалифицируется по ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как нарушения требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации.

Представитель Администрации Голубинского сельского поселения, надлежаще извещен судом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не подавал, воспользовался правом на представительство своих интересов в суде через защитника-адвоката Крапивина Р.В., который просил производство по делу об административном правонарушении Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая, что Крымское управление Ростехнадзора не имело полномочий на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений находящихся на балансе Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым и составлении протокола об административном правонарушении.

Исследовав материалы дела, прихожу к выводу, о том, что производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым по ст.9.2 КоАП РФ следует прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении Межрегиональным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю (далее Крымское управление Ростехнадзора) 12 февраля 2020 г. была проведена внеплановая, выездная проверка гидротехнических сооружений, расположенных на территории Голубинского сельского поселения и находящихся на балансе Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, в отношении которых Класс не установлен, по результатам которой составлен Акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании отображенных в Акте нарушений, государственный инспектор межрегионального отдела государственного энергетического надзора и надзора в области безопасности гидротехнических сооружений Крымского управления Ростехнадзора ФИО4 составил в отношении юридического лица-Администрации Голубинского сельского Бахчисарайского района Республики Крым протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ст.9.2 КоАП РФ.

Согласно требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Статьей 9.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.

Объектом данных правонарушений являются общественные отношения в сфере функционирования гидротехнических сооружений (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, тоннели; каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов).

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе Постановлениями Правительства РФ от 16 октября 1997 г. № 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений», от 27 февраля 1999 г. № 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», от 23 мая 1998 г. № 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений», Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора от 12 января 1998 г.

Безопасность гидротехнических сооружений обеспечивается на основании общих требований, предусмотренных ст. 8 вышеназванного Закона. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать:

соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий;

систематический анализ причин снижения безопасности гидротехнического сооружения;

создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, и др.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. Таким образом, под гидротехническими сооружениями подразумеваются сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель» под отдельно расположенными гидротехническими сооружениями подразумеваются инженерные сооружения и устройства, не входящие в мелиоративные системы, обеспечивающие регулирование, подъем, подачу, распределение воды потребителям, отвод вод с помощью мелиоративных систем, защиту почв от водной эрозии, противоселевую и противооползневую защиту.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются:

- строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения;

- невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения соответствующей экспертизы;

- невыполнение предписаний органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;- нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации;

- непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью;

- отказ от передачи региональным органам надзора за безопасностью гидротехнических сооружений информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления;

- недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. №1303.

Дополнительные требования к содержанию декларации безопасности и методика ее составления, учитывающие особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений в организациях, на производствах и объектах, поднадзорных Госгортехнадзору России, утверждены Постановлением Госгортехнадзора России от 9 апреля 2001 г. №11. Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России, утверждена Постановлением Госгортехнадзора России от 12 января 1998 г. №2.

Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности определен п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с п. 2 ст. 1 указанного Федерального закона, ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. 2 Федерального закона «О мелиорации земель» деятельность по проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений относится к видам деятельности по использованию природных ресурсов, на которые действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ не распространяется.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» деятельность по проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений может осуществляться только на основании соответствующих лицензий. Лицензии на эксплуатацию гидротехнических сооружений выдаются при наличии документов, подтверждающих финансовое обеспечение ответственности собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций за последствия аварий гидротехнических сооружений. Необходимым условием выдачи таких лицензий является внесение гидротехнических сооружений в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Таким образом, имеются обстоятельства, исключающие отнесение гидротехнических сооружений, находящихся на территории Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, к предмету надзорной деятельности Крымского управления Ростехнадзора.

Так, на территории Республики Крым до воссоединения с Российской Федерацией отсутствовало законодательное регулирование в области безопасности гидротехнических сооружений, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

В связи с чем, начальным этапом организации работы по применению указанных законом должна была явиться идентификация сооружений, относящихся в сфере регулирования Закона №117-ФЗ, и иных сооружений, безопасность которых обеспечивается соблюдением общих положений ко всем зданиям, строениям и сооружениям, то есть к сфере регулирования Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Поскольку Закон №117-ФЗ предусмотрел в качестве способа обеспечения целей закона возложения на собственника гидротехнического сооружения обязанности по декларированию безопасности гидротехнических сооружений (ст.10 Закона), этапом которого является преддекларационное обследование, проводимое в соответствии с п.7 Положения о декларировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 г. №1303, то надлежащим способом установления свойств гидротехнических сооружений, позволяющих отнести его к сфере действия Закона №117-ФЗ, или наоборот, исключения его из этой сферы, должны были стать результаты такого обследования.

Как указано в п.7 названного Положения, разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался,-орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого находятся указанные сооружения, с обязательным участием представителей органа надзора.

В случае если участники обследования установлено, что возможные повреждения гидротехнических сооружений не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации, декларирование безопасности таких гидротехнических сооружений не проводится, сведения о них не вносится в Российский регистр гидротехнических сооружений и разрешение на экспликацию такого гидротехнического сооружения не требуется.

В отношении гидротехнических сооружений, находящихся на территории Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, декларирование безопасности не было проведено, они не включены в перечень объектов, повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии с указанной нормой закона постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 г. №1108 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, которое, в силу п.1, определяет порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

Названное положение корреспондирует ст.1 Закона №117-ФЗ, где определена сфера его действия – закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в ст.3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, не любое гидротехническое сооружение, а только сооружение, повреждение которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, является предметной компетенцией надзорной деятельности органа федерального государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, каковым, в силу п.1 Положения, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) – Ростехнадзор.

Соответственно, полномочия в соответствующей сфере, которые в силу ст.4 Закона №117-ФЗ, могут быть переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ограничены названной выше предметной компетенцией.

Таким образом, гидротехнические сооружения, находящиеся на балансе Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым не являются поднадзорными Крымскому управлению Ростехнадзора, и в отношении Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым не могла быть проведена проверка, поскольку не проведено декларирование безопасности гидротехнических сооружений, находящихся на территории Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым и не установлен Класс ГТС.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», прихожу к выводу об отсутствии в действиях Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии в действиях лица состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, считаю необходимым производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым по ст. 9.2 КоАП РФ прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, поскольку гидротехнические сооружения, находящиеся на балансе Администрации, не являются поднадзорными Крымскому управлению Ростехнадзора, и в отношении Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым не могла быть проведена проверка и соответственно составлен протокол об административном правонарушении по ее результатам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 9.2, ст.24.5, ст.ст.29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ст.9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                             В.И.Кошелев

5-119/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Ответчики
Администрация Голубинского сельского поселения
Суд
Бахчисарайский районный суд Республики Крым
Судья
Кошелев Василий Иванович
Статьи

9.2

Дело на странице суда
bahchisarai.krm.sudrf.ru
05.05.2020Передача дела судье
12.05.2020Подготовка дела к рассмотрению
29.05.2020Рассмотрение дела по существу
16.06.2020Рассмотрение дела по существу
16.06.2020Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
16.06.2020Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
03.08.2020Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
08.09.2020Вступление постановления (определения) в законную силу
16.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее