РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2018 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Галиуллиной Л.Г.,
при секретаре Матвеевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Зубарева А.А. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли- продажи земельных участков,
установил:
Зубарев А.А. обратился с исками, которые впоследствии объединены судом в одно производство, с учетом уточнения требований, просил урегулировать разногласия между ним и Департаментом управления имуществом г.о. Самара при заключении договоров купли-продажи земельных участков, расположенных по адресам: <адрес> изложив пункты 2.1 и 2.4 договоров в редакции, предложенной им в направленном в адрес Департамента протоколе разногласий, предусматривающем определение льготной цены участков согласно Постановлению Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ исходя из 10% от кадастровой стоимости участков.
В обоснование исков указал, что Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что продажа земельных участков осуществляется по цене в размере 10% от кадастровой стоимости земельного участка на период с ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о выкупе участка истец обратился ДД.ММ.ГГГГ., т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. В названном постановлении перечислена категория лиц, имеющих право на выкуп участка по льготной цене, к числу которых не отнесены граждане, в собственности которых находится нежилое здание, существовавшее до вступления в силу ЗК РФ, но перешедшее в собственность гражданина уже после его принятия, что позволило ответчику отнести истца к иным лицам, выкупающим участки согласно указанному Постановлению по цене 50% кадастровой стоимости. Вместе с тем, такая позиция ставит истца в неравное положение перед законом. Истец является участником длящихся правоотношений, он является правопреемником собственника здания, который приобрел его в порядке приватизации и право собственности на задние возникло до вступления в законную силу ЗК РФ. По смыслу названного Постановления основным принципом выкупа земельного участка по льготной цене является факт возникновения здания и первичная регистрация прав на него до вступления в силу ЗК РФ.
Основываясь на вышеизложенном, не согласившись с выкупной ценой участка, он вынужден был подписать договоры купли-продажи земельных участков с указанием на протокол разногласий, направленный в адрес Департамента. Поскольку Департаментом представленный протокол разногласий отклонен, просит суд урегулировать разногласия при заключении договоров, путем принятия пунктов 2.1 и 2.4 в предложенной им редакции.
В судебном заседании представители истца Зубарева Л.И. и Маликов В.А., действующие на основании доверенностей, уточненные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить. Дополнили, что на выкупаемых земельных участках находятся магазины, собственником которых ранее являлось ООО «<данные изъяты>». Указанное юридическое лицо являлось правопреемником <данные изъяты> ООО «<данные изъяты> приобрело здания магазинов в порядке приватизации поле чего земельные участки под магазинами были предоставлены в бессрочное пользование. В ДД.ММ.ГГГГ. названные земельные участки были предоставлены на праве аренды. Истец является участником длящихся правоотношений, связанных с предоставлением земельного участка, т.е. является правопреемником лица, право собственности на здание у которого возникло в порядке приватизации до вступления в силу ЗК РФ.
Представитель ответчиков Департамента управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара – Ткаченко И.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку ответчиком выкупная цена объектов недвижимости установлена в соответствии с действующим законодательством. Истец не относится к категории лиц, имеющих право на приобретение участков по льготной цене, перечисленных в Постановлении Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, на которое он ссылается. Кроме того, при определении выкупной цены участков в данном случае следует применять Постановление Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, т.к. последний недостающий для решения вопроса о предоставлении участков в собственность за плату документ предоставлен истцом в Департамент ДД.ММ.ГГГГ т.е. по истечении периода – до ДД.ММ.ГГГГ., указанного в Постановлении Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
На основании пояснений истца установлено, не оспаривалось ответчиком и подтверждается материалами дела, что Зубарев А.А. является собственником нежилых зданий – магазинов по адресам: г<адрес> на основании договоров купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее указанныенежилые здания принадлежали ООО <данные изъяты>» на основании договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился к Главе Администрации г.о. Самара с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков, на которых расположены, принадлежащее истцу на праве собственности здания по вышеуказанным адресам (д.д.26-28, 87-89, 145-147). ДД.ММ.ГГГГ. истец, в дополнение к ранее поданным заявлениям, предоставил в Департамент Управления имуществом г.о. Самара справки о находящихся на земельных участках строениях (л.д.29-30, 91-92, 148-149).
Департаментом управления имуществом г.о. Самара были подготовлены проекты договоров купли-продажи указанных земельных участков (л.д. 10-11, 68-69, 126-127), которые направлены в адрес истца. Согласно п. 2.1 проектов договоров выкупная цена земельных участков составляет 50% от их кадастровой стоимости. При расчете выкупной цены земельного участка Департамент управления имуществом г.о. Самара руководствовался требованиями Постановления Правительства Самарской области «Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями» от ДД.ММ.ГГГГ т.к. последний недостающий для решения вопроса о предоставлении участков в собственность за плату документ предоставлен истцом в Департамент ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с редакцией п. 2.1 проектов указанных договоров, истец ДД.ММ.ГГГГ. направил в Департамент протоколы разногласий (л.д. 15,16,17,73,74,131,132) с изложением п. 2.1 договора в редакции, предусматривающей определение цены участков согласно Постановлению Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из 10% от кадастровой стоимости участков.
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 18-19, 75-76, 133-134) Департамент отказался согласовать, направленные истцом протоколы разногласий, в связи с чем, истец обратился с указанными требованиями в суд.
В соответствии с п.1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу п.1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В соответствии с п.1 ст. 555 ГК РФ договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор купли-продажи считается незаключенным.
Согласно п.1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Положения ФЗ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не содержат указания на распространение порядка выкупа участков по льготной цене на период после 01 июля 2012 года. Таким образом, после 01 июля 2012 г. цена купли-продажи земельного участка должна определяться исходя из кадастровой стоимости земельного участка, действующей, согласно п.1 ст. 422 ГК РФ, в момент заключения договора купли-продажи.
Истец полагает, что имеет право на выкуп земельного участка на льготных условиях согласно Постановлению Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ правопреемник лица (ООО <данные изъяты>»), право собственности на здание к которому перешло в порядке приватизации до введение в действие ЗК РФ.
Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов. Согласно пп. 1 п. 1 Порядка цена земельных участков, на которых расположены здания, сооружения (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации), при их продаже определяется: 1) по цене в размере пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка на период со дня вступления в силу настоящего постановления до 1 июля 2014 года; по цене в размере десяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка на период с ДД.ММ.ГГГГ года; по цене в размере двадцати процентов от кадастровой стоимости земельного участка на период с ДД.ММ.ГГГГ
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, если право собственности указанных лиц на здания, строения, сооружения возникло в порядке приватизации до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации;
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, к которым право собственности на здания, строения, сооружения перешло в результате универсального правопреемства от лиц, которые приобрели эти здания, строения, сооружения в порядке приватизации и право собственности у которых возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации;- гражданам и некоммерческим организациям, если право собственности указанных лиц на здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации;
- юридическим лицам при переоформлении прав на земельные участки, предоставленные им на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках жилых домов;
2) по цене в размере десяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка на период со дня вступления в силу настоящего постановления до 1 июля 2014 года; по цене в размере двадцати процентов от кадастровой стоимости земельного участка на период с 1 июля 2014 года до 1 июля 2015 года; по цене в размере тридцати процентов от кадастровой стоимости земельного участка на период с 1 июля 2015 года до 1 июля 2016 года:
- гражданам, являющимся собственниками гаражей, относящихся к объектам капитального строительства, расположенных на земельных участках, если площадь таких земельных участков не превышает пятидесяти квадратных метров;
3) по цене в размере тридцати процентов от кадастровой стоимости земельного участка на период со дня вступления в силу настоящего постановления до 1 июля 2014 года; по цене в размере сорока процентов от кадастровой стоимости земельного участка на период с 1 июля 2014 года до 1 июля 2015 года; по цене в размере пятидесяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка на период с 1 июля 2015 года до 1 июля 2016 года:
- собственникам зданий, строений, сооружений, не указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящего постановления;
4) по цене в размере пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в особой экономической зоне промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский Самарской области.
2. Правила, установленные настоящим постановлением, применяются, если иное не установлено федеральным законом или законом Самарской области.
3. Правила, установленные настоящим постановлением, применяются также в случае, если продажа земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по истечении вышеуказанных сроков, но при этом все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка и заключения договора купли-продажи, имелись в органе, осуществляющем распоряжение земельными участками, до истечения указанных сроков.
По смыслу указанных норм, истец не относится к числу лиц, перечисленных в пп. 1 п. 1 утвержденного постановлением Положения, которым предоставляется право выкупа земельного участка по цене в размере десяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем, не имеет права требовать определения выкупной цены земельного участка на основании данной нормы.
Доводы истца о том, что по смыслу норм названного Постановления основным принципом выкупа участка по льготной цене для перечисленной в нем категории лиц, является факт возникновения здания и первичная регистрация прав на него, основаны на неверном понимании и толковании закона. В вышеназванном постановлении содержится исчерпывающий перечень субъектов, имеющих право на приобретение земельных участков по цене, в размере десяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
При решении вопроса об отнесении заявителей к категории лиц, имеющих право на приобретение земельного участка по цене, в размере десяти процентов от его кадастровой стоимости, юридическое значение имеет статус лица, обратившегося с указанным заявлением, дата обращения с заявлением и условия приобретения права собственности на расположенное на испрашиваемом участке здание: в порядке универсального правопреемства и до вступления в силу ЗК РФ.
Истец, являясь гражданином, приобрел право собственности на здания, расположенные на спорных земельных участках, после вступления в законную силу ЗК РФ и не в порядке универсального правопреемства, т.е. не при переходе гражданских прав и обязанностей, переходящих от покойного владельца преемникам (ст.1110-1185 ГК РФ) или при реорганизации юридического лица (ст. 129 ГК РФ) или процессуальном правопреемстве (ст. 44 ГПК РФ).
Кроме того, в рассматриваемом случае подлежит применению Постановление Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, т.к. последний недостающий для решения вопроса о предоставлении участков в собственность за плату документ (сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий на испрашиваемом участке) предоставлен истцом в Департамент ДД.ММ.ГГГГ., т.е. после ДД.ММ.ГГГГ. Необходимость предоставления указанного документа установлена Приказом Миниэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ года N 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».
Основываясь на вышеизложенном, суд полагает что при определении выкупной цены земельного участка Департамент управления имуществом г.о. Самара правомерно руководствовался положениями Постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственность Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями», установив выкупную цену земельных участков в размере 50% от его кадастровой стоимости.
В силу п.1 ст.446 ГК РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с судебным решением.
Таким образом, в удовлетворении заявленных исковых требований об определении выкупной цены земельных участков по цене предложенной истцом следует отказать, указав при этом, об урегулировании возникших между сторонами разногласий путем принятия условий договоров в редакции, предложенной Департаментом управления имуществом г.о. Самара.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Зубарева А.А. отказать.
Урегулировать возникшие разногласия по договору №. купли-продажи земельного участка по адресу: г<адрес> путем принятия п. 1.1., 2.1, 2.4 договора в редакции, предложенной Департаментом управления имуществом г.о. Самара, а именно:
«<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Урегулировать возникшие разногласия по договору №. купли-продажи земельного участка по адресу: <адрес> путем принятия п. 1.1., 2.1, 2.4 договора в редакции, предложенной Департаментом управления имуществом г.о. Самара, а именно:
«<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Урегулировать возникшие разногласия по договору №. купли-продажи земельного участка по адресу: <адрес> путем принятия п. 1.1., 2.1, 2.4 договора в редакции, предложенной Департаментом управления имуществом г.о. Самара, а именно:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16 марта 2018 года.
Председательствующий судья (подпись) Л.Г. Галиуллина
Копия верна
Судья
Секретарь