Гражданское дело № 2-195/22
УИД 24RS0034-01-2022-000145-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Шалинское 18 мая 2022 г.
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,
при секретаре судебного заседания Говоровой А.В.,
с участием представителя истца в лице помощника прокурора Манского района Красноярского края Иляскина К.И.,
представителя законного ответчика от МБОУ «Шалинская СШ № 1» в лице Струкалевой Г.Н.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, от ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» в лице Лопатина С.О., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора Манского района Красноярского края, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Манского района Красноярского края, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шалинская средняя школа № 1» о возложении обязанности принять меры по обеспечению образовательного учреждения средствами охраны,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Манского района Красноярского края (далее - прокурор) обратился в Манский районный суд Красноярского края с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Шалинская средняя школа № 1» (далее - Спорная школа), Администрации Манского района Красноярского края (далее - Районная администрация) о возложении обязанности принять меры по обеспечению образовательного учреждения средствами охраны.
Исковые требования прокурора аргументированы тем, что прокуратурой Манского района Красноярского края (далее - прокуратура) проведена проверка исполнения антитеррористического законодательства в Спорной школе, на которую распространяются положения п. 2 ч. 6 ст. 28, ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2, п. 4. ч. 2 ст. 5 Федеральный закон от 06марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», обязывающие образовательные учреждения РФ исполнять установленные требования к антитеррористической безопасности. ОВО по Уярскому району - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» представлена информация о том, что Спорной школе присвоена 03 категория опасности объекта (территории). Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 г. № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования антитеррористической защищенности), которые распространяются и на Спорную школу, однако, как показала проверка указанного ФФГКУ, в нарушение п. 25, 31 Требований антитеррористической защищенности: 1) в здании основной школы отсутствуют система контроля и управления доступом, места хранения материальных ценностей и документации ограниченного пользования охранной сигнализацией не обеспечены; 2) в здании начальной школы отсутствуют система видеонаблюдения, система оповещения и управления эвакуацией. Нарушения, выявленные в деятельности Спорной школы в сфере антитеррористической защищенности, негативно влияют на безопасность образования, защиту жизни и здоровья граждан, а также свидетельствуют об отсутствии системности и комплексного использования, превентивных мер противодействия терроризму. Районная администрация является учредителем Спорной школы, в связи с чем она должна обеспечивать финансирование мероприятий данного образовательного учреждения в сфере антитеррористической защищенности, однако, несмотря на вносимые представления, надлежащих мер реагирования со стороны Районной администрации.
Основываясь на изложенном, прокурор, просит суд: «1) обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шалинская средняя школа № 1» в течение 06 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: обеспечить здание основной школы системой контроля и управления доступом, охранной сигнализацией места хранения материальных ценностей и документации ограниченного пользования; обеспечить здание начальной школы системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эксплуатацией; 2) обязать Администрации Манского района в целях выполнения указанных мероприятий выделить финансирование Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шалинская средняя школа № 1» для исполнения решения в течение 06 месяцев».
ДД.ММ.ГГГГ судом вынесено определение, на основании которого к участию в рассмотрении гражданского дела привлечены в качестве: третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство образования Красноярского края, Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю (через Отделение вневедомственной охраны по Уярскому району - филиал Управления), Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России «Уярский».
20 апреля 2022 г. судом в протокольной форме вынесено определение, на основании которого к участию в рассмотрении гражданского дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Красноярскому краю, Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайной ситуации и ликвидации стихийных бедствий по Красноярскому краю, а также уточнено наименование третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, с Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю на Федеральное государственное казенное учреждение «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю (через филиал в Уярском районе).
Районная администрация, реализуя полномочия ответчика, представила возражения на исковые требования прокурора с указанием на отсутствие оснований для удовлетворения этих требований, поскольку: 1) прокурор просит суд обеспечить здание основной школы системой контроля и управления доступом, охраной сигнализации места хранения материальных ценностей и документации ограниченного пользования, а также обеспечить здание начальной школы системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, однако дополнительные требования устанавливаются исходя из категории, к которой относится соответствующие образовательное учреждение, и такая категория определяется, согласно Постановлению Правительства РФ от 02 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»; 2) однако в исковом заявлении данное Постановление Правительства РФ изложено в первоначальной редакции, хотя 05 марта 2022 г. в него были внесены изменений, в частности в п. 13, которым прописаны правила обеспечения антитеррористической защищённости в отношении школ определённой категории; 2) 04 апреля 2022 г. Районной администрацией в целях исполнения указанного Постановления Правительства РФ издано распоряжение № 22-р которым руководителям образовательных организаций, в срок до 15 апреля 2022 г. предписано провести обследование вверенных им учреждений на предмет состояния их антитеррористической защищённости, определить категорию объекта и оформить акт категорирования; 3) Районная администрация допускает изменение категории Спорной школы после проведения обследования и определения категории, а это повлечет необходимость корректировки заявленных прокурором исковых требований; 4) прокурор в рамках заявленных исковых требований просит суд обязать Районную администрацию выделить финансирование для исполнения решения, однако в иске не имеется указаний на невозможность Спорной школы самостоятельно исполнить решение, а соответственно нарушается принцип иммунитета и самостоятельности бюджета (определяя обязанность в определённый срок выделить финансирование мероприятий антитеррористической защищенности, когда бюджетный процесс уже сложен, имеются разные источники финансирования, суд, тем самым вносить неопределенность о первоочередности исполнения Районной администрацией обязательств, в том числе и по ранее вынесенным судебным постановлениям (л.д. 50 - 51).
ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного разбирательства: 1) представитель прокуратуры Манского района Красноярского края Иляскин К.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, дал объяснению, аналогичные содержанию искового заявления; 2) законный представитель ответчика Спорной школы в лице Струкалевой Г.Н., в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями прокурора не согласилась, обратила внимание суда на то, что: А) здание начальной школы имеет адрес: <адрес>А, а зданию основной школы присвоен адрес: <адрес>; Б) оба здания находятся на земельном участке по адресу: <адрес>, который является территорией Спорной школы; В) самостоятельных источников дохода Спорная школа не имеет, финансирование деятельности образовательного учреждения осуществляется за счет средств, выделяемых Районная администрацией; Г) в настоящее время процедура изменения категорирования образовательного учреждения в сфере антитеррористической защищенности с присвоением 04 категории опасности не завершена, соответствующий акт всеми членами созданной межведомственной комиссии не подписан, в связи с чем у Спорной школы остается прежний 03 класс категории опасности; 3) представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, от ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» в лице Лопатина С.О. требования прокурора поддержал, просил их удовлетворить, обратил внимание суда на то, что: А) обеспечение образовательного учреждения средствами антитеррористической защищенности является обязанностью не только Спорной школы, но и ее учредителя, то есть Районной администрации; Б) Спорная школа в настоящее время не прошла процедуру изменения категорирования антитеррористической защищенности образовательного учреждения, в связи с чем у нее по-прежнему 03 категории опасности; 4) представитель соответчика Районной администрации, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования Красноярского края, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю, УФСБ России по Красноярскому краю, ГУ МЧС России по Красноярскому краю, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в зал судебного заседания не явились, об уважительности причин неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства на другую дату в адрес суда не направили, в связи с чем их неявка признается судом неуважительной.
Разбирательство гражданского дела суд, согласно ст. ст. 167 ГПК РФ, проводит при имеющейся явке сторон, в отсутствие неявившихся лиц, которые не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие судебном заседании.
Разбирательство гражданского дела суд, согласно ст. ст. 113, 153 и 167 ГПК РФ, проводит при имеющейся явке сторон, в отсутствие неявившихся лиц, которые не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие судебном заседании.
Рассмотрев представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
ГПК РФ в ст. 45 закреплено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Положениями ч. 1 ст. 38 Конституции РФ регламентировано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Правилами ч. 2 ст. 15 Конституции РФ установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Положениями ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии к терроризму» предусмотрено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Федеральным законом от 29 декабря 2021 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в п. 5 ч. 1 ст. 9 определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Правилами п. 2 ч. 6 пп. 2, 15 ч. 3 ст. 28, пп.. 8, 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2021 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что: 1) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; 2) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; 3) охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Положениями подп. Д п. 11, п. 42 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 г., регламентировано, что: 1) одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п. 11); 2) расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42).
Правилами подп.. А, Б, В п. 4 и п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии к терроризму» определены основные понятия: 1) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; 2) антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Федеральным законом от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии к терроризму» в подпп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 установлено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 г. № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования антитеррористической защищенности), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ (далее - объект (территория).
Положениями п. 2 Требований антитеррористической защищенности установлено, что объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения РФ, организации, подведомственные Министерству просвещения РФ, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).
Правилами п. 17 Требований антитеррористической защищенности определено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Положениями п. 18 Требований антитеррористической защищенности предусмотрено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: а) разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; в) своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; г) обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны; д) заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при нецелевом использовании объектов (территорий); е) организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий); ж) осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий); з) организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной деятельности.
Правилами п. 20 Требований антитеррористической защищенности установлено, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается, среди прочего посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях).
Требованиями антитеррористической защищенности пп. 24, 25, 31 установлено, что: 1) в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел РФ и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ); б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ); м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 этих Требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); 3) система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники; 4) системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания; 5) в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума; речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
Положениями п. 5.1 ГОСТ Р 58485-2019; раздел «Обеспечение охраны общеобразовательной организации» Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности (Письмо Минкомсвязи России от 10 апреля 2020 г. № ЛБ-С-088-8929) (далее - Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности)) предусмотрено обязательное наличие в образовательном учреждении: 1) охранной сигнализации (кнопка тревожной сигнализации, охранная сигнализация в местах хранения материальных ценностей) с выводом сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательным его дублированием на системы централизованного наблюдения территориального подразделения вневедомственной охраны или соответствующей информации в дежурную часть территориального органа внутренних дел; 2) системы видеонаблюдения в здании школы, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны на видеомонитор, устанавливаемый на посту, не допускающий несанкционированный доступ к видеозаписям, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 30 суток; 3) системы контроля и управления доступом (турникет), а также наличие и надлежащее состояние иных инженерно-технических средств защиты (ограда, двери, окна и пр.); 4) постов охраны, оборудованных телефоном со списком телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.
Правилами пп. 1, 7.1, 13 ч. 1 ст. 16, п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: 1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; 2) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа; 3) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта РФ), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья; 4) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Исполнение требований законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности здания по месту оказания образовательных услуг является обязанностью не только образовательной организации, но и органов местного самоуправления.
ЕГРН содержит сведения о МБОУ «Шалинская СШ № 1» (далее - Спорная школа), которое является образовательным учреждением, имеет адрес: <адрес>, его учредителем является <адрес>, основным видом деятельности является образование среднее общее, а по сведениям ПКК, размещенной в информационной-телекоммуникационной сети «Интернет», с учетом пояснений законного представителя Спорной школы Струкалевой Г.Н., по указанному адресу: находятся два здания, которые имеет адреса: <адрес> (основная школа), и <адрес>А (начальная школа), (л.д. 30 - 37).
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес главы Районной администрации направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, с указанием на необходимость устранить следующие нарушения в отношении МБОУ «Шалинская СШ № 1», а именно отсутствует система видеонаблюдения снаружи и внутри помещения, система контроля и управления доступом; школа не оборудована помещениями для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализацией и средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ; отсутствует охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии РФ, или подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, отсутствуют стационарные и (или) ручные металлоискатели; отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (л.д. 9 - 11).
Районной администрацией на указанное представление в адрес прокурора направлено информационное письмо от 08 июля 2021 г. со ссылкой на выполнение следующих мероприятий в сфере антитеррористической защищенности по Спорной школе: 1) школа оборудована помещениями для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализацией и средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ; 2) определяется охранная организация в части обеспечения охраны в образовательном учреждении; 3) произведен расчет требуемых денежных затрат, направлено письмо о потребности в дополнительном финансировании для приведения зданий школ согласно антитеррористического законодательства в Министерство финансов Красноярского края, Министерство образования Красноярского края; 4) в части обеспечения охраны в образовательных организациях определяется охранная организация; 5) в части оборудования образовательных организаций системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами оповещения работников, обучающихся и иных лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, произведен расчет требуемых денежных затрат, направлено письмо о потребности в дополнительном финансировании для приведения зданий школ согласно антитеррористического законодательства в Министерство финансов Красноярского края, Министерство образования Красноярского края (л.д. 12 - 13).
ОВО по Уярскому району - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» в отношении Спорной школы после начала учебного года проведены повторные проверочные мероприятия о выполнении данным образовательным учреждением положений Требований антитеррористической защищенности.
ДД.ММ.ГГГГ указанным ФФГКУ в адрес прокуратуры направлена информация о выявлении ряда серьезных недостатков по исполнению требований действующего законодательства со стороны Спорной школы, имеющей 3 категорию опасности в сфере антитеррористической защищенности, а именно: 1) инструкция по организации пропускного и внутри объектового режима устарела требует переработки; 2) места хранения материальных ценностей и документации ограниченного пользования охранной сигнализацией не обеспечены; 3) отсутствует система контроля и управления доступом; 4) в здании начальной школы отсутствует система видеонаблюдения и система оповещения и управления эвакуацией (л.д. 14 -21).
Спорной школой в адрес прокурора направлены: справка по результатам обследования от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что: 1) обучение работников объекта действиям в условиях угрозы совершения или при совершении террористического акта ведется согласно плана, ведется журнал проведения инструктажа по антитеррористической защищенности; 2) охрана учреждения (основное здание и здание начальной школы) осуществляется Охранной фирмой «Кодекс» (ООО ОФ «Кодекс»); 3) подготовлена смета для установки охранной сигнализации на сумму 156 337 руб. 87 коп., но отсутствует финансирование, имеется локальная сигнализация в кабинете директора, кабинете информатики и пищеблоке; 4) подготовлена смета для установки системы контроля и управления доступом на сумму 528 836 руб. 49 коп., но отсутствует финансирование; 5) готовится смета для выполнения замечания по системе видеонаблюдения; 6) система оповещения и управления эвакуацией людей может осуществляться с помощью ручного громкоговорителя (в виде небольшой площади объекта согласовано с Лопатиным С.О.; 7) инструкция по организации пропускного и внитриобъектного режима переработана (л.д. 22 - 23, 38 - 40).
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Спорная школа направляла в Районную администрацию запросы об оказании содействия в выделении денежных средств для проведения мероприятий по усилению антитеррористической защищенности школы (л.д. 24 - 26, 41 - 43).
ДД.ММ.ГГГГ Районной администрацией издано распоряжение №-р о проведении категорирования объектов образования Манского района Красноярского края, и в этот же день и утвержден паспорт безопасности МБОУ «Большеунгутская СОШ», однако до настоящего времени актом обследования и категорирования объекта образования, расположенного на территории Манского района Красноярского края, составленный межведомственной комиссией, МБОУ «Шалинская СШ № 1», всеми членами данной не подписан и директором Спорной школы в установленном порядке не утвержден (л.д. 49).
Правилами п. 32 Требований антитеррористической защищенности установлено, что контроль за выполнением этих требований осуществляется Министерством просвещения РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков., а соответственно предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
Положениями ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) дано определение главного распорядителя бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета), которым является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом, при этом, распорядителем бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
БК РФ во взаимосвязи с Требованиями антиневротической защищенности свидетельствует о том, что объем ответственности Районной администрации за выявленные в деятельности Спорной школы нарушения требований законодательства о противодействии терроризму определяется тем, что Районная администрация несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных организаций.
Спорная школа, как установлено в судебном заседании, в настоящее время имеет 03 категорию опасности в сфере антитеррористической защищенности, а поскольку отсутствие систем и оборудования, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить их безопасность, а также сохранность документов, имеющих ограниченный доступ, то при таких обстоятельствах суд в соответствии с положениями пп. 1, 7.1, 13 ч. 1 ст. 16, п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пп. 24, 25, 31, Требований антитеррористической защищенности п. 5.1 ГОСТ Р 58485-2019, возлагает:
- на Спорную школу обязанность в течение 08 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить: 1) здание основной школы, расположенное по адресу: <адрес>: А) охранной сигнализации мест хранения материальных ценностей и документации ограниченного доступа; Б) системой контроля и управления доступом (турникетом); 2) здание начальной школы, расположенное по адресу: <адрес>А: А) системой видеонаблюдения внутри здания, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны на видеомонитор, устанавливаемый на посту, не допускающий несанкционированный доступ к видеозаписям, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 30 суток; Б) системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в здании, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- на Районную администрацию обязанность в течение 06 месяцев с момента вступления решения в законную силу выделить финансирование Спорной школы на исполнение указанных обязанностей.
ГПК РФ в ч. 1 ст. 98 определено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Положениями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ установлено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
ГПК РФ в ч. 3 ст. 103 регламентировано, что в случае, если иск удовлетворен частично, а ответчик освобожден от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально той части исковых требований, в удовлетворении которой ему отказано.
Районная администрация, в отличие от Спорной школы, в силу подп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ освобождена от возмещения расходов, связанных с уплатой государственной пошлины на сумму 300 руб. 00 коп., неуплаченной прокурором при подаче искового заявления, в связи с чем суд, признавая в целом обоснованность заявленных прокуроров требований, в силу положений ст. 103 ГПК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ взыскивает со Спорной школы в пользу бюджета муниципального образования «Манский район Красноярского края» часть неуплаченной государственной пошлины в размере 150 руб. 00 коп.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Манского района Красноярского края, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Манского района Красноярского края, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шалинская средняя школа № 1» - удовлетворить частично.
Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шалинская средняя школа № 1» обязанность в течение 08 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить:
1) здание основной школы, расположенное по адресу: <адрес>: А) охранной сигнализации мест хранения материальных ценностей и документации ограниченного доступа; Б) системой контроля и управления доступом (турникетом);
2) здание начальной школы, расположенное по адресу: <адрес>А: А) системой видеонаблюдения внутри здания, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны на видеомонитор, устанавливаемый на посту, не допускающий несанкционированный доступ к видеозаписям, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 30 суток; Б) системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в здании, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Возложить на Администрацию Манского района Красноярского края обязанность в течение 06 месяцев с момента вступления решения в законную силу выделить финансирование Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шалинская средняя школа № 1» на обеспечение здания основной школы, расположенного по адресу: <адрес>, а также здания начальной школы, расположенного по адресу: <адрес>А, указанными средствами охраны.
В остальной части исковые требования прокурора Манского района Красноярского края, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Манского района Красноярского края, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шалинская средняя школа № 1» - оставить без удовлетворения.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение «Шалинская средняя школа № 1» в пользу муниципального образования «Манский район» Красноярского края» неуплаченную государственную пошлину в размере 150 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано участниками процесса в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы или представления через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Мордвинов
Резолютивная часть решения оглашена 18 мая 2022 г.
Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2022 г.
Копия верна
судья Манского районного суда Красноярского края А.П. Мордвинов