Производство № 2-2599/2021
УИД 67RS0003-01-2021-003611-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 28 сентября 2021 г.
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Соболевской О.В.,
при секретаре Блиновой Е.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старостенкова Юрия Васильевича к Государственному учреждению – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению рекомендованного технического средства реабилитации,
У С Т А Н О В И Л:
Старостенков Ю.В. обратился в суд с вышеуказанными требованиями к Государственному учреждению – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, указав в обоснование, что с 03.07.1997 он является инвалидом второй группы (вследствие ранения на военной службе) бессрочно. 14 марта 2007 г. ФКУ «ГБ МСЭ по Смоленской области» Минтруда России разработало для него индивидуальную программу реабилитации инвалида - ИПР инвалида № 136, которой рекомендовано в качестве технических средств реабилитации (TCP) пояс-корсет ортопедический со сроком проведения - в течение года, на срок - бессрочно. ИПР от 04.08.2015 также рекомендовано ТСР корсет жесткой фиксации 1 шт. в год на срок проведения бессрочно. Вместе с тем, ответчиком 31.05.2019 предоставлено ему ТСР – корсет жесткой фиксации на срок пользования 2 года. Поскольку двухгодичный срок пользования предоставленного ТСР истекал 31.05.2021, а ему (истцу) с 01.06.2021 необходимо было пройти стационарное лечение, он обратился к ответчику 13.05.2021 с заявлением на предоставление TCP - корсета жесткой фиксации. Однако ему отказано в реализации заявления со ссылкой на то, что срок предоставленного TCP истекает 31.05.2021, и за его получением необходимо обратиться с заявлением не ранее как 01.06.2021, с чем он (истец) не согласен. Считает требование ответчика незаконным и ущемляющим права инвалида в своевременном предоставлении рекомендованного TCP, при том, что ГУ - СРО ФСС РФ обязывает его со средствами передвижения костыли - коляска в возрасте, превышающем 65 лет, в период действия ограничений по COVID-19 отказаться от стационарного лечения и прибыть вторично с заявлением в ГУ - СРО ФСС РФ на получение рекомендованного TCP, получаемого ежегодно с 2007 г.
Просит суд возложить на Государственное учреждение – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязанность по предоставлению истцу рекомендованного ТСР – корсет жесткой фиксации 1 шт. с 01.06.2021 на срок проведения 1 шт. в год в соответствии с ИПР от 14.03.2007 № 136 с бессрочной датой освидетельствования.
Истец Старостенков Ю.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям, дополнительно пояснил, что в 2019 году он также заранее обратился с заявлением к ответчику, и ему при наступлении права был предоставлен корсет. При приеме заявления в 2021 году он сообщил сотруднику ФСС о том, что 01.06.2021 явиться не сможет, поскольку будет находиться на стационарном лечении, на что ему ответили, что необходимо явиться после прохождения лечения. Писем с разъяснением о том, что к нему может на дом приехать сотрудник ФСС, чтобы забрать заявление на выдачу корсета, ему не приходило. Также пояснил, что в настоящее время у него на руках находится пять действующих индивидуальных реабилитационных программ, которыми предусмотрено предоставление ТСР – корсета жесткой фиксации на срок пользования 1 шт. в год бессрочно. Предоставление корсета на срок пользования 2 года незаконно, как и требование о подаче заявления только по истечении срока использования ТСР, что само по себе предполагает увеличение срока предоставления очередного ТСР. Просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Государственного учреждения – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Жукова О.А. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, указав, что в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 13.02.2018 № 85н такое средство реабилитации как корсет жесткой фиксации выдается на срок 2 года, по истечении указанного срока использования инвалид должен обратиться в Фонд с соответствующим заявлением о предоставлении ему необходимого средства реабилитации. С момента получения заявления Фонд должен в 15-тидневный срок рассмотреть поступившее заявление и уведомить о постановке инвалида на учет, а в течение 30 дней при наличии действующего государственного контракта обеспечить его указанным средством реабилитации. На момент обращения Старостенкова Ю.В. 13.05.2021 в ФСС, срок использования предыдущего ТСР еще не истек, а потому обязанность по обеспечению ТСР на тот момент у Фонда не возникла. По истечении определенного законом 15-дневного срока рассмотрения заявления такое право у Старостенкова Ю.В. также еще не возникло, поэтому Фонд не мог поставить его на учет при наличии действующего контракта. Кроме того, в письме от 28.05.2021 Старостенкову Ю.В. разъяснено о способах подачи заявления, в том числе предлагалось осуществить прием заявления по месту проживания, предварительно согласовав дату и время со специалистом. Однако никаких звонков от истца не поступило. Также пояснила, что при каждом переосвидетельствовании инвалида выдается новая программа ИПР, предыдущая должна сдаваться. Ранее сотрудники Фонда принимали заявления о предоставлении средства реабилитации до истечения срока использования ТСР, однако, Министерство труда и социальной защиты РФ разъяснило, что очередное обращение за получением рекомендованного ИПР ТСР возможно не ранее, чем по истечении установленных сроков пользования. Указала, что до настоящего времени Старостенков Ю.В. корсетом не обеспечен, так как с соответствующим заявлением по истечении срока использования ранее выданного ТСР не обращался. Полагала, что нарушений прав истца со стороны Фонда не имеется, просила в иске отказать.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ «Главное бюро МСЭ по Смоленской области» Минтруда России Балбышкин А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указав, что с 2018 года при разработке специалистами ИПР инвалида сроки использования ТСР не указываются, они установлены Приказом Минтруда РФ от 13.02.2018 № 85н и отслеживаются ФСС при предоставлении ТСР. В настоящее время в отношении истца имеется единственная действующая программа ИПР инвалида от 17.01.2018, которой рекомендовано ТСР корсет жесткой фиксации с 18.01.2018 бессрочно.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 Конституция Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (статья 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания статьи 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Согласно статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (статья 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что Старостенков Ю.В. с 03.02.1997 является инвалидом второй группы вследствие ранения на военной службе бессрочно (л.д. 12).
14 марта 2007 г. ФГУ Главное бюро МСЭ по Смоленской области для Старостенкова Ю.В. разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) на срок реабилитационных мероприятий бессрочно, которой предусмотрены в качестве технического средства реабилитации, в том числе пояс-корсет ортопедический со сроком проведения 1 год.
В последующем ФГУ Главное бюро МСЭ по Смоленской области для Старостенкова Ю.В. разработана ИПР инвалида от 10.04.2014, которой также предусматривалось в качестве ТСР корсет жесткой фиксации 1 шт. в год со сроком проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР бессрочно.
4 августа 2015 г. ФКУ Главное бюро МСЭ по Смоленской области для Старостенкова Ю.В. разработана ИПР инвалида на срок реабилитационных мероприятий бессрочно, которой предусмотрен в качестве средства реабилитации, в том числе, корсет жесткой фиксации 1 шт. 1 раз в год сроком проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР бессрочно.
ИПРА инвалида № 17.16.67/2018 от 18.01.2018 Старостенкову Ю.В. рекомендовано, в том числе ТРС корсет жесткой фиксации 1 шт. с 18.01.2018 сроком проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР бессрочно.
На основании заявления Старостенкова от 22.01.2018 указанная ИПРА была пересмотрена заочно 19.02.2018, в порядке контроля разработана новая ИПРА № 7.101.Э67/2018, с теми же рекомендациями относительно ТСР – корсета жесткой фиксации.
31 мая 2019 г. Старостенкову Ю.В. было предоставлено ТСР корсет жесткой фиксации.
13 мая 2021 г. Старостенков Ю.В. обратился с заявлением в ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал № 1 о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации: просил предоставить костыли с опорой под локоть с устройством противоскольжения 1 пара, ходунки на колесах 1 шт., корсет жесткой фиксации 1 шт.
Письмом Филиала № 1 ГУ – СРО ФСС РФ от 24.05.2021 истцу разъяснено, что срок пользования корсетом жесткой фиксации согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.03.2021 № 107н составляет не менее 2 лет; учитывая, что он (истец) был обеспечен ТСР - корсетом жесткой фиксации 31.05.2019, право на очередное обеспечение ТСР - корсетом жесткой фиксации возникает у заявителя не ранее 01.06.2021; согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 07.04.2088 № 240 замена ТСР осуществляется на основании поданного инвалидом заявления по истечении установленного срока пользования. Рекомендовано обратиться с заявлением в Филиал № 1 по истечении сроков пользования ТСР.
28 мая 2021 г. истцу дополнительно направлено письмо, где разъяснено о способах подачи заявления (лично, через уполномоченное лицо, через многофункциональный центр, почтовым отправлением, в электронной форме через личный кабинет на Едином портале государственных услуг), в том числе предлагалось осуществить прием заявления по месту его (заявителя) проживания, согласовав дату и время со специалистом Филиала № 1.
8 июня 2021 г. ГУ – СОР ФСС РФ в адрес Старостенкова Ю.В. направлено письмо с разъяснением о том, что обращение за получением рекомендованного в индивидуальной программе реабилитации инвалида ТСР возможно на основании заявления, поданного инвалидом в отделение Фонда по месту жительства, не ранее, чем по истечении установленных сроков пользования. Срок пользования выданного ранее корсета жесткой фиксации 31.05.2019 истек 01.06.2021, в связи с чем он (Старостенков Ю.В.) имеет право обратится с заявлением на предоставление государственной услуги по обеспечению корсетом жесткой фиксации в Филиал № 1, где он будет поставлен на учет по обеспечению указанным ТСР.
Заявляя исковые требования Старостенков Ю.В. ссылается на то обстоятельство, что корсет ему доложен был быть выдан на основании его заявления, поданного 13.05.2021, причем со сроком пользования 1 год в соответствии с ИПР от 14.03.2007, однако до настоящего времени услуга необоснованно не оказана, корсет не предоставлен.
Разрешая вопрос об обоснованности заявленных требований, суд руководствуется следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее также Правила или Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 названных Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Обеспечение инвалида ТСР носит заявительный характер.
В силу абзаца первого пункта 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление ТСР.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней (п. 5 Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Согласно п. 9 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации сроки пользования техническими средствами (изделиями) устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Срок пользования техническим средством (изделием) исчисляется с даты предоставления его инвалиду (ветерану). В случае самостоятельного приобретения технического средства (изделия) в соответствии с пунктом 15(1) настоящих Правил срок пользования техническим средством (изделием) исчисляется с даты его приобретения согласно документам, подтверждающим расходы.
Замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления: по истечении установленного срока пользования; при невозможности в пределах установленного срока пользования осуществления ремонта или установления необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы (п. 10 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств, в том числе, в натуре. Очередное обращение за получением рекомендованного в ИПРА ТСР возможно не ранее, чем по истечении установленных сроков пользования.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 года N 85н утверждены сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены, согласно пункту 8 которых срок пользования корсетом жесткой фиксации составляет не менее 2 лет.
Таким образом, законодателем установлен не предельный, а минимальный срок использования корсета жесткой фиксации, который не может составлять менее 2 лет.
Как установлено в судебном заседании, 31.05.2019 истец обеспечен ТСР – корсет жесткой фиксации – в соответствии с ИПР сроком на 2 года.
Таким образом, на момент обращения Старостенкова Ю.В. 13.05.2021 к ответчику с заявлением об обеспечении его ТСР (корсет жесткой фиксации) он был обеспечен необходимыми для использования техническим средством реабилитации в количестве, предусмотренном действующей ИПР инвалида от 19.02.2018, срок пользования им не истек, следовательно, у истца не возникло право на замету ТСР, а у Фонда обязанность по обеспечению истца ТСР на тот момент.
Предоставление истцу ФСС ТСР ранее возникновения у него права, противоречило бы программе реабилитации и действующему законодательству.
По истечении определенного законом 15-дневного срока рассмотрения заявления такое право у Старостенкова Ю.В. также еще не возникло, поэтому Фонд не вправе был на основании заявления от 13.05.2021 поставить его на учет при наличии действующего контракта и направить заявителю соответствующее уведомление.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от 16.01.2020 № 13-3/10/В-212 сообщено заместителю председателя Фонда социального страхования Российской Федерации, что очередное обращение за получением рекомендованного в ИПРА ТСР возможно не ранее, чем по истечении установленных сроков пользования (за исключением случаев замены отдельных наименований ТСР, предусмотренных приказом Минтруда России от 23.07.2019 № 521н, а также случаев досрочной замены ТСР).
Принимая во внимание возникновение права на обращение за очередным получением рекомендованного индивидуально программой реабилитации инвалида ТСР – корсета жесткой фиксации с 01.06.2021 и возможность обеспечения указанным ТСР на основании заявления инвалида, о чем Старостенкову Ю.В. неоднократно сообщалось ответчиком, отсутствие действий истца, направленных на подачу соответствующего заявления в ФСС по истечении установленного срока пользования ТСР, суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу ТСР (корсета жесткой фиксации) с 01.06.2021 на основании заявления от 13.05.2021.
Доводы истца о том, что ИПР от 2015 года не прекратила своего действия, а потому средство реабилитации – корсет должен предоставляться ему не один раз в 2 года, а каждый год, как указано в ИПР от 31.08.2015 являются несостоятельными в силу следующего.
Пунктом 3 Приказа Минтруда России от 13.06.2017 N 486н (ред. от 15.12.2020) «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2017 N 47579) установлено, что ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным им должностным лицом.
ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается на срок, соответствующий сроку установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид») (п. 8 Порядка).
В соответствии с п. 9 Порядка при необходимости внесения изменений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).
В новой ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) указываются реабилитационные или абилитационные мероприятия, товары и услуги, в которых нуждается инвалид (ребенок-инвалид). Ранее выданная ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) погашается путем перечеркивания первой страницы и размещения в правом верхнем углу надписи «погашена», приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.
Таким образом, при выдаче новой ИПРА Старостенкову Ю.В. в 2018 году старая ИПРА, выданная в 2015 году, считается погашенной, т.е. недействующей.
При таких обстоятельствах ответчиком обоснованно выдается ТСР (корсет жесткой фиксации) в соответствии с ИПРА, разработанной в 2018 году, на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 года N 85н сроком на 2 года.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Старостенкова Юрия Васильевича к Государственному учреждению – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению рекомендованного технического средства реабилитации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Соболевская