Гражданское дело № 2-802/2020
УИД:№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Рязань 04 августа 2020 года
Рязанский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Панкиной Г.Н.,
при секретаре судебного заседания Белокуровой С.А.,
с участием старшего помощника прокурора Рязанского района Рязанской области Слуцкой М.В.,
представителя ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области – Гришановой З.Н., действующей на основании приказа № Рязанского УНО от ДД.ММ.ГГГГ и Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области,
рассмотрев в открытом судебном заедании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Рязанского района Рязанской области в защиту в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий (об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Рязанского района Рязанской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Рязанский районный суд Рязанской области с иском к ответчику муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий (об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов), в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Рязанского района Рязанской области проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании и социальной защите инвалидов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждению «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, в ходе которой было установлено, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, расположенное по адресу: <адрес>, осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ. Здание по вышеуказанному адресу принадлежит ответчику по делу на праве оперативного управления, вход в здание школы не оборудован пандусами с поручнями либо иными средствами подъема, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов, включая детей-инвалидов, в том числе использующих кресла - коляски, что приводит к ущемлению законных прав маломобильных групп населения, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры, которым является муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, чем нарушаются их права, предусмотренные статьей 39 Конституции Российской Федерации. Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73, свод правил «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный приказом Минрегиона России от 27.12.2011 г. № 605 и действующий с 01.01.2013 года.
Согласно пунктам 4.1.14, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее -подъемные платформы) или лифты. Аналогичные требования содержались в пунктах 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001г. № 73 и действовавших до 01.01.2013 г.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (в редакции от 02.07.2013 г.) жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем обстоятельством, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры, кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.
Требования Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» необходимо учитывать, как при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту зданий, так в отношении приспосабливаемых для доступности маломобильных групп населения зданий и сооружений (п. 1.2). Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения обеспечивается, в том числе (причем в первую очередь) путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.
При таких обстоятельствах неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие. В связи с тем, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области создано в целях реализации конституционного права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего образования в пределах единого федерального государственного образовательного стандарта и ориентировано на обучение и воспитание детей, то при таких обстоятельствах здание ответчика по делу является объектом социальной инфраструктуры и на него распространяются требования ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о том, что органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа в занимаемое учреждением помещение.
В тоже время, в силу пункта 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6, части 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
Таким образом, результаты прокурорской проверки свидетельствуют о том, что ответчиком ненадлежащим образом исполняются обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе детей-инвалидов, к объекту социальной инфраструктуры. Допущенные нарушения федерального законодательства нарушают права неопределенного круга лиц инвалидов на беспрепятственный доступ в здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Количество инвалидов, права которых нарушены в связи с отсутствием оборудования входов в здание пандусами с поручнями, обеспечивающими доступ инвалидов в данное общеобразовательное учреждение не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица, чьи права нарушены, не могут быть определены.
Учитывая, что нарушаются права и законные интересы неопределенного круга инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе несовершеннолетний лиц указанной категории, которые вправе беспрепятственно пользоваться объектами социальной инфраструктуры, прокурор Рязанского района Рязанской области на основании ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с данным исковым заявлением просит обязать ответчика обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – образовательному учреждению, расположенному по адресу: <адрес>, путем оборудования входа пандусом или иным подъемным устройством в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605, с установлением срока для совершения ответчику указанных действий в соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 04 августа 2020 года старший помощник прокурора Рязанского района Рязанской области Слуцкая М.В. заявленные исковые требования прокурора Рязанского района Рязанской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий (об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов) поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области - Гришанова З.Н. в судебном заседании 04 вгуста 2020 года против исковых требований прокурора Рязанского района Рязанской области не возражала, пояснив, что 06 июля 2020 года был заключен контракт № на выполнение работ по устройству пандуса центральной входной группы школы по адресу: <адрес>, срок исполнения работ 28 августа 2020 года, все работы выполнены, к указанному в контракте сроку объект будет принят.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный Рязанской области в судебное заседание 04 августа 2020 года не явился, о времени и месте судебного заседания извещён своевременно и надлежащим образом, в представленном в суд письменном заявлении (отзыве) от 24 июля 2020 года сообщил, что работы по исполнению требований прокурора в исковом заявлении находятся в завершающей стадии на основании заключенного контракта от 06 июля 2020 года, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем суд на основании ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации продолжил судебное разбирательство по делу в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, представленные в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора Рязанского района Рязанской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий (об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов) подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно п. 1.2 Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование - Рязанский муниципальный район Рязанской области. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
Согласно ч. 4 ст. 5, п.1 ч.5 ст.5, п.7 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается, в том числе, путем расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни. В целях реализации права каждого человека на образование органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции. В соответствии со ст.2, ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии с п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации к таким объектам отнесены, в том числе, объекты образования.
Постановлением № 73 от 29.11.1999 года Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу утверждён Свод правил «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей». Согласно названным правилам, подъём на площадку крыльца в учреждения образования осуществляется по пандусу.
Из п. 5.1 СП 31-102-99, п. 3.9 СНиП 35-01-2001 следует, что проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан. Открытые лестницы должны дублироваться пандусами, при необходимости - другими средствами подъема, а в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.
В соответствии ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц - обучающихся и работников.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Рязанского района Рязанской области проведена проверка в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждению «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области соблюдения требований законодательства об образовании и социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, В нарушение приведенных норм в сфере социальной защиты инвалидов, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей" в указанном образовательном учреждении отсутствует пандус.
27 марта 2020 года прокуратурой Рязанского района Рязанской области в адрес ответчика вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства об образовании и социальной защите инвалидов защите детей-инвалидов с требованием оборудовать вход здания образовательного учреждения пандусом или иным подъемным устройством в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605, что не оспаривалось представителем ответчика по делу Гришановой З.Н. в ходе судебного заседания 04 августа 2020 года.
Допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов требуют устранения, поскольку влекут за собой нарушение гарантированных государством прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также нарушение гарантированного Конституцией Российской Федерации права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляют права детей, являющихся инвалидами.
Оборудование объекта социальной инфраструктуры - здания школы пандусом либо иными подъемными устройствами не обуславливается наличием обучающихся в указанной школе детей-инвалидов либо их отсутствием. Обязанность организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти создавать условия инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры предусмотрена законом.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Судом также установлено, что в целях устранения выявленных нарушений в ходе проведенной прокуратурой Рязанского района Рязанской области проверки ответчиком муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью «ЮКС-ГРУПП» (подрядчиком) 06 июля 2020 года заключен контракт № на выполнение работ по устройству пандуса центральной входной группы школы по адресу: <адрес>, срок исполнения работ 28 августа 2020 года, работы по которому находятся в завершающей стадии, что подтверждается фотографиями объекта, предоставленными стороной ответчика по делу в силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив в силу ст.87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу, учитывая, что отсутствие в здании школы пандуса либо иного подъемного устройства, которые до настоящего времени не введены в эксплуатацию, приводит к ущемлению прав и интересов инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, ограничивает их возможность беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора Рязанского района Рязанской области.
Кроме того, обсуждая вопрос о сроке, в течение которого ответчиком подлежат исполнению заявленные требования прокурора Рязанского района Рязанской области, суд исходит из норм ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и считает необходимым установить срок для исполнения – один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
При определении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета, необходимо учитывать размер государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет №
Учитывая, что прокурор при подаче заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.9 ч.1 ст.333.36. Налогового кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым в соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации взыскать с ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области государственную пошлину в сумме № в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора Рязанского района Рязанской области в защиту в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий (об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов), удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – образовательному учреждению, расположенному по адресу: <адрес>, путем оборудования входа пандусом или иным подъемным устройством в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605.
В соответствии с ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области срок для исполнения решения суда – один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области государственную пошлину в сумме № в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Рязанский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:подпись.
Копия верна:судья Г.Н.Панкина
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Г.Н.Панкина