Решение по делу № 2-802/2020 от 08.07.2020

Гражданское дело № 2-802/2020

УИД:

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рязань                                                                                                              04 августа 2020 года

Рязанский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Панкиной Г.Н.,

при секретаре судебного заседания Белокуровой С.А.,

с участием старшего помощника прокурора Рязанского района Рязанской области Слуцкой М.В.,

представителя ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области – Гришановой З.Н., действующей на основании приказа Рязанского УНО от ДД.ММ.ГГГГ и Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области,

рассмотрев в открытом судебном заедании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Рязанского района Рязанской области в защиту в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий (об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Рязанского района Рязанской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Рязанский районный суд Рязанской области с иском к ответчику муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий (об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов), в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Рязанского района Рязанской области проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании и социальной защите инвалидов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждению «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, в ходе которой было установлено, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, расположенное по адресу: <адрес>, осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ. Здание по вышеуказанному адресу принадлежит ответчику по делу на праве оперативного управления, вход в здание школы не оборудован пандусами с поручнями либо иными средствами подъема, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов, включая детей-инвалидов, в том числе использующих кресла - коляски, что приводит к ущемлению законных прав маломобильных групп населения, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры, которым является муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, чем нарушаются их права, предусмотренные статьей 39 Конституции Российской Федерации. Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73, свод правил «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный приказом Минрегиона России от 27.12.2011 г. № 605 и действующий с 01.01.2013 года.

Согласно пунктам 4.1.14, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее -подъемные платформы) или лифты. Аналогичные требования содержались в пунктах 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001г. № 73 и действовавших до 01.01.2013 г.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (в редакции от 02.07.2013 г.) жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.            Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем обстоятельством, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры, кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.

     Требования Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» необходимо учитывать, как при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту зданий, так в отношении приспосабливаемых для доступности маломобильных групп населения зданий и сооружений (п. 1.2). Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения обеспечивается, в том числе (причем в первую очередь) путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.

При таких обстоятельствах неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие. В связи с тем, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области создано в целях реализации конституционного права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего образования в пределах единого федерального государственного образовательного стандарта и ориентировано на обучение и воспитание детей, то при таких обстоятельствах здание ответчика по делу является объектом социальной инфраструктуры и на него распространяются требования ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о том, что органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа в занимаемое учреждением помещение.

В тоже время, в силу пункта 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6, части 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Таким образом, результаты прокурорской проверки свидетельствуют о том, что ответчиком ненадлежащим образом исполняются обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе детей-инвалидов, к объекту социальной инфраструктуры. Допущенные нарушения федерального законодательства нарушают права неопределенного круга лиц инвалидов на беспрепятственный доступ в здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Количество инвалидов, права которых нарушены в связи с отсутствием оборудования входов в здание пандусами с поручнями, обеспечивающими доступ инвалидов в данное общеобразовательное учреждение не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица, чьи права нарушены, не могут быть определены.

Учитывая, что нарушаются права и законные интересы неопределенного круга инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе несовершеннолетний лиц указанной категории, которые вправе беспрепятственно пользоваться объектами социальной инфраструктуры, прокурор Рязанского района Рязанской области на основании ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с данным исковым заявлением просит обязать ответчика обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – образовательному учреждению, расположенному по адресу: <адрес>, путем оборудования входа пандусом или иным подъемным устройством в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605, с установлением срока для совершения ответчику указанных действий в соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

     В судебном заседании 04 августа 2020 года старший помощник прокурора Рязанского района Рязанской области Слуцкая М.В. заявленные исковые требования прокурора Рязанского района Рязанской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий (об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов) поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области - Гришанова З.Н. в судебном заседании 04 вгуста 2020 года против исковых требований прокурора Рязанского района Рязанской области не возражала, пояснив, что 06 июля 2020 года был заключен контракт на выполнение работ по устройству пандуса центральной входной группы школы по адресу: <адрес>, срок исполнения работ 28 августа 2020 года, все работы выполнены, к указанному в контракте сроку объект будет принят.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный Рязанской области в судебное заседание 04 августа 2020 года не явился, о времени и месте судебного заседания извещён своевременно и надлежащим образом, в представленном в суд письменном заявлении (отзыве) от 24 июля 2020 года сообщил, что работы по исполнению требований прокурора в исковом заявлении находятся в завершающей стадии на основании заключенного контракта от 06 июля 2020 года, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем суд на основании ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации продолжил судебное разбирательство по делу в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, представленные в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора Рязанского района Рязанской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий (об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов) подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

           Согласно п. 1.2 Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование - Рязанский муниципальный район Рязанской области. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Согласно ч. 4 ст. 5, п.1 ч.5 ст.5, п.7 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается, в том числе, путем расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни. В целях реализации права каждого человека на образование органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.           В соответствии со ст.2, ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии с п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации к таким объектам отнесены, в том числе, объекты образования.

Постановлением № 73 от 29.11.1999 года Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу утверждён Свод правил «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей». Согласно названным правилам, подъём на площадку крыльца в учреждения образования осуществляется по пандусу.

Из п. 5.1 СП 31-102-99, п. 3.9 СНиП 35-01-2001 следует, что проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качества архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан. Открытые лестницы должны дублироваться пандусами, при необходимости - другими средствами подъема, а в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

В соответствии ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц - обучающихся и работников.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Рязанского района Рязанской области проведена проверка в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждению «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области соблюдения требований законодательства об образовании и социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, В нарушение приведенных норм в сфере социальной защиты инвалидов, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей" в указанном образовательном учреждении отсутствует пандус.

27 марта 2020 года прокуратурой Рязанского района Рязанской области в адрес ответчика вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства об образовании и социальной защите инвалидов защите детей-инвалидов с требованием оборудовать вход здания образовательного учреждения пандусом или иным подъемным устройством в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605, что не оспаривалось представителем ответчика по делу Гришановой З.Н. в ходе судебного заседания 04 августа 2020 года.

Допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов требуют устранения, поскольку влекут за собой нарушение гарантированных государством прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также нарушение гарантированного Конституцией Российской Федерации права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляют права детей, являющихся инвалидами.

Оборудование объекта социальной инфраструктуры - здания школы пандусом либо иными подъемными устройствами не обуславливается наличием обучающихся в указанной школе детей-инвалидов либо их отсутствием. Обязанность организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти создавать условия инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры предусмотрена законом.

           В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

    Судом также установлено, что в целях устранения выявленных нарушений в ходе проведенной прокуратурой Рязанского района Рязанской области проверки ответчиком муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью «ЮКС-ГРУПП» (подрядчиком) 06 июля 2020 года заключен контракт на выполнение работ по устройству пандуса центральной входной группы школы по адресу: <адрес>, срок исполнения работ 28 августа 2020 года, работы по которому находятся в завершающей стадии, что подтверждается фотографиями объекта, предоставленными стороной ответчика по делу в силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    Оценив в силу ст.87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу, учитывая, что отсутствие в здании школы пандуса либо иного подъемного устройства, которые до настоящего времени не введены в эксплуатацию, приводит к ущемлению прав и интересов инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, ограничивает их возможность беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора Рязанского района Рязанской области.

           Кроме того, обсуждая вопрос о сроке, в течение которого ответчиком подлежат исполнению заявленные требования прокурора Рязанского района Рязанской области, суд исходит из норм ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и считает необходимым установить срок для исполнения – один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

При определении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета, необходимо учитывать размер государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.

            Согласно пункту 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет

Учитывая, что прокурор при подаче заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.9 ч.1 ст.333.36. Налогового кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым в соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации взыскать с ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области государственную пошлину в сумме в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

            исковое заявление прокурора Рязанского района Рязанской области в защиту в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий (об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов), удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – образовательному учреждению, расположенному по адресу: <адрес>, путем оборудования входа пандусом или иным подъемным устройством в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605.

В соответствии с ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области срок для исполнения решения суда – один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Листвянская средняя школа» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области государственную пошлину в сумме в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Рязанский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:подпись.

Копия верна:судья                                                                                                      Г.Н.Панкина

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                                                             Г.Н.Панкина

2-802/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Рязанского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МБОУ "Листвянская СШ"
Другие
Администрация МО- Рязанский муниципальный район
Суд
Рязанский районный суд Рязанской области
Судья
Панкина Галина Николаевна
Дело на странице суда
riazansky.riz.sudrf.ru
08.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2020Передача материалов судье
10.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.07.2020Предварительное судебное заседание
07.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее