Решение по делу № 12-133/2016 от 19.09.2016

№ 12-135/2016

РЕШЕНИЕ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:

судьи Сухопарова В.И.,

при секретаре судебного заседания Козловой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Северо-Западный лесной терминал» на постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 30 сентября 2016 года № 324 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, жалобу ООО «Северо-Западный лесной терминал» на постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 23 августа 2016 года № 215 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, жалобу ООО «Северо-Западный лесной терминал» на постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 21 сентября 2016 года № 307 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, жалобу ООО «Северо-Западный лесной терминал» на постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 23 августа 2016 года № 216 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ,

установил:

Постановлением начальника Управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми от 30 сентября 2016 года № 324 ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено назначение в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Постановлением начальника Управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми от 23 августа 2016 года № 215 ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено назначение в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Постановлением начальника Управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми от 21 сентября 2016 года № 307 ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено назначение в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Постановлением начальника Управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми от 23 августа 2016 года № 216 ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено назначение в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с указанными постановлениями, ООО «Северо-Западный лесной терминал» обратилось в суд с жалобами, в которых просит указанные постановления отменить и прекратить производство по делу.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 2.12.2016 дела по жалобе ООО «Северо-Западный лесной терминал» на постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 30 сентября 2016 года № 324 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, жалобе ООО «Северо-Западный лесной терминал» на постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 23 августа 2016 года № 215 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, жалобе ООО «Северо-Западный лесной терминал» на постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 21 сентября 2016 года № 307 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, жалобе ООО «Северо-Западный лесной терминал» на постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 23 августа 2016 года № 216 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делам об административных правонарушениях, Кирушев Н.В. на требованиях жалоб настаивал, просил отменить постановления, приведя доводы, изложенные в жалобах, и прекратить производство по делу.

Должностное лицо, вынесшее постановления об административных правонарушениях – начальник Управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Шевелев С.В., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, влекущее наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно пункту 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.

Согласно ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (часть 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации).

Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 настоящего Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 9 ст. 29).

Приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года N 337 утверждены Правила заготовки древесины, которые устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации (далее - Правила).

В силу ч. 1 ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Лица, виновные в нарушении требований Правил пожарной безопасности в лесах несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесины влечет административное наказание.

В силу подпункта "3" пункта 13 Правил при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.

Пункт 12 Правил предусматривает, что рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации, или в течение срока, установленного договором купли-продажи лесных насаждений, - в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений.

Согласно п. 5 Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.

В соответствии с договором аренды лесного участка от 22.04.2008 № 25, заключенным между Комитетом лесов Республики Коми и ООО «Сыктывдинский ЛПК», арендатору передан в аренду лесной участок, площадью 81408,0 га, в том числе расположенный на территории ГУ «Сыктывдинское лесничество» Шыладорское участковое лесничество в кварталах 116-118, 154-155, 184-192, 207-210, 234- 242, 285-292, 332-339, 383-390, 404-405, 433-453, 485-501, 512-517, 528-535, 544-617, площадью 41523,0 га, Пажгинское участковое лесничество в кварталах 1-10, 17-26, 33-54, 65-88, 101-115, 129-145, 157-166, 178-187, 200-211, 222-233, 116-126, 146-150, 188-189, 234-237, 244-251, 254-261.

Договором от 01.06.2016 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 22.04.2008 № 25 ООО «Сыктывдинский ЛПК» передало свои права и обязанности новому арендатору - ООО «Северо-Западный лесной терминал».

В соответствии с пунктом 4.4.1 Договора аренды Арендатор обязан использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством и нормативно-правовыми актами, договором аренды лесного участка.

В соответствии с пунктом 4 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Федерального лесного хозяйства №337 от 01.08.2011, требования, устанавливаемые правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами, правилами лесовосстановления, являются обязательными для выполнения при заготовке древесины.

В силу п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1.4 м.

В соответствии с пунктом 63 Правил заготовки древесины после завершения работ по заготовке древесины в целях проверки соблюдения настоящих Правил, условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, проекта освоения лесов проводится осмотр и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений (далее осмотр мест рубок). Осмотр мест рубок лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

На основании утвержденного руководителем ГУ «Сыктывдинское лесничество» плана проведения осмотров, обследований лесных участков на территории ГУ «Сыктывдинское лесничество» от 30.06.2016 № 51 и в соответствии с плановым заданием от 6.07.2016 лесничим-руководителем Пажгинского участкового лесничества проведен плановый осмотр, обследование лесных участков в Пажгинском участковом лесничестве.

В результате осмотра выявлено складирование заготовленной древесины на лесном участке (квартал 2 выдел 17, 18 – 59 куб. м., в т.ч. сосна 17 куб.м., ель 19 куб.м., береза 17 куб.м., осина 6 куб.м.: квартал 211 выдел 17 – 186 куб. м., в т.ч. ель 28 куб.м., береза 158 куб.м.); оставление собранной в штабеля древесины на погрузочной площадке квартал 19 выдел 2,4 – 156 куб.м., в том числе сосна 3 куб.м., ель 65 куб.м., береза 81 куб.м., осина 7 куб.м.; складирование древесины вдоль дороги круглогодичного действия в квартале 4 выделе 7-77 куб.м., в том числе сосна 13 куб.м., ель 26 куб.м., осина 38 куб.м.; оставление древесины на погрузочных площадках в квартале 6, выделах 2,4,8,9; квартале 2, выделах 17,18; квартале 211, выделе 17; квартале 19, выделах 2,4; квартале 4, выделе 7; квартале 21, выделе 15, делянке 2; квартале 83, выделах 15-55, не отделенной противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

По факту выявленных правонарушений были составлены акты осмотра мест рубок в указанных кварталах, на основании которых составлены протоколы: № 18-2016/22 от 9.08.2016 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях; № 19-2016/22 от 9.08.2016 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях; № 23-2016/22 от 18.08.2016 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях; № 21-2016/22 от 31.08.2016 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановлениями начальника Управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (три эпизода), и ч.3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Исследовав имеющиеся по делу доказательства и дав им надлежащую оценку, должностное лицо обоснованно признало ООО «Северо-Западный лесной терминал» виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25(три эпизода), ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, им полно и объективно исследованы, верно, установлены фактические обстоятельства дела, все представленные доказательства исследованы и оценены в соответствии с положениями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что при производстве по делу должностным лицом допущены нарушения закона в судебном заседании своего подтверждения не нашли.

Доказательств, опровергающих выводы о виновности ООО «Северо-Западный лесной терминал» в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (три эпизода) и ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суду не представлено.

Частью 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.

Частью 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима. За совершение указанного правонарушения предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие, законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности, создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

В соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, суд обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объеме, не, ограничиваясь доводами заявителя.

В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Согласно ст. 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса РФ об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N2 5 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Судом установлено, что вмененные в вину ООО «Северо-Западный лесной терминал» нарушения совершены в результате одного действия (бездействия) при использовании лесных участков для заготовки древесины по одному договору аренды от 22.04.2008 № 25. Нарушения одновременно выявлены в рамках патрулирования территории лесного фонда по одному маршруту.

Таким образом, в соответствии с вышеприведенными положениями закона, выявленные по результатам патрулирования нарушения п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах, п. 5, пп. «з» п. 13 (3) Правил заготовки древесины, влекущие административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст.8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ч. 1 ст.8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (три эпизода), подлежали рассмотрению должностным лицом в одном производстве с вынесением одного постановления, в порядке предусмотренном ч. 2 ст.4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем, при вынесении постановлений о назначении ООО «Северо-Западный лесной терминал» административных наказаний, положения ч. 2 ст.4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях учтены не были.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дел об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, оспариваемые постановления подлежат изменению в части назначенного наказания.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 30 сентября 2016 года № 324, Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 23 августа 2016 года № 215, Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 21 сентября 2016 года № 307, Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 23 августа 2016 года № 216, которыми ООО «Северо-Западный лесной терминал» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.3 ст. 8.32 и ч.1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (три эпизада) – изменить и назначить ООО «Северо-Западный лесной терминал» административное наказание по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст. 8.32 и ч.1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

В остальной части состоявшиеся постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В.И. Сухопаров

12-133/2016

Категория:
Административные
Другие
ООО Северо-Западный Лесной Терминал
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Щенникова Елена Викторовна
Статьи

8.32

Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
19.09.2016Материалы переданы в производство судье
23.09.2016Истребованы материалы
26.10.2016Поступили истребованные материалы
17.11.2016Судебное заседание
02.12.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее