Дело № 12-4/2019
РЕШЕНИЕ
18 января 2019 года г. Емва, Республика Коми
Судья Княжпогостского районного суда Республики Коми Черникова О.В., с участием секретаря судебного заседания Кривобоковой А.Р.,
рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица -Макаровой Елены Михайловны на постановление № 04-06/8296 от 22 ноября 2018 года заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица-Макаровой Е.М.,
установил:
Постановлением № 04-06/8296 от 22.11.2018 Макарова Е.М. – должностное лицо, по состоянию на 29.12.2017 исполнявшая обязанности директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Емвы, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях; назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Макарова Е.М. обратилась в суд с жалобой, просит постановление отменить, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признать административное правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием, прекратив производство по делу, указав, что правонарушение совершено по причине отсутствия специалиста, занимающегося закупками товаров, и размещающего информацию на официальном сайте, при этом правонарушение существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило, материального ущерба не повлекло, факт совершения правонарушения признает, умысла на совершение не имела, ранее к административной ответственности по части 2 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях не привлекалась.
Макарова Е.М. при рассмотрении дела жалобу поддержала в полном объеме, просила постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью, пояснила, что в связи с временной нетрудоспособностью директора школы длительное время исполняла обязанности директора школы, в связи с отсутствием специальных познаний в сфере закупок товаров, электронной подписи, а также сотрудника, имеющего специальную подготовку в сфере закупок, в связи с его увольнением, не имела возможности своевременно разместить закупку. При этом договор был заключен, продукты питания поставлены в школу.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми – Дейберт О.И., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя административного органа; представила возражения, в которых указано, что оснований для освобождения Макаровой Е.М. от административной ответственности в силу статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется, характер совершенного административного правонарушения не свидетельствует о его малозначительности, поскольку обеспечение несвоевременного направления в Федеральное казначейство информации об исполнении контракта нарушает установленные статьей 103 Закона о контрактной системе, а также принципы гласности и прозрачности закупок, профессионализма заказчика, ответственного за результативность обеспечения муниципальных нужд, кроме того, состав данного административного правонарушения подтверждается материалами дела и Макаровой Е.М. не оспаривается.
Прокурор о месте и времени судебного заседания извещен, в судебном заседании участия не принимает.
Суд определил рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся участников производства по делу об административном правонарушении.
Заслушав объяснения Макаровой Е.М., изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный Закон № 44-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, заказчик направляет указанную в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении контрактов, составляющие государственную тайну, включаются в отдельный реестр контрактов, порядок ведения которого устанавливается Правительством РФ (часть 7 Федерального Закона № 44-ФЗ).
Пунктами 2, 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (вместе с «Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками», «Правилами ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну») (далее по тексту – Правила), установлено, что ведение реестра контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ, муниципальных нужд, осуществляется соответственно Федеральным казначейством, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным органом местного самоуправления (далее - уполномоченный орган).
В целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта - сведения, указанные соответственно в подпунктах «з» - «к» пункта 3 настоящих Правил.
Из материалов дела следует, что на поставку продуктов питания на второе полугодие 2017 года МБОУ «СОШ №1» г. Емвы 16.09.2017 заключен контракт с ФИО1», согласно которому поставщик принял на себя обязательства по поставке продуктов питания для нужд заказчика с момента подписания контракта, но не ранее 01.09.2017, окончание поставки-31.12.2017, а заказчик принял на себя обязательства принять и оплатить поставленный товар общей стоимость 924 700,00 руб. по безналичному расчету платежными поручениями.
Окончательная оплата по контракту МБОУ «СОШ №1» г. Емвы произведена 26.12.2017.
Вопреки требованиям пунктов 9, 10 части 2 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ и.о. директора МБОУ «СОШ №1» г. Емвы (с 01.09.2017) Макарова Е.М. информацию об исполнении этого контракта в срок -не позднее 29.12.2017 в Федеральное казначейство, путем размещения на официальном сайте, не направила. Согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте, информация об исполнении контракта была направлена заказчиком путем размещения на официальном сайте Федеральное казначейство только 09.11.2018.
Вывод заместителя руководителя УФАС о наличии в действиях должностного лица Макаровой Е.М. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является правильным, и не оспаривается лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
При этом доводы жалобы о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях заслуживают внимания.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административном правонарушении при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из материалов дела следует, что Макарова Е.М., учитель начальных классов, дополнительно исполняла обязанности временно отсутствующего директора школы с 01 сентября 2017 года. На момент заключения контракта от 16.09.2017, в единую комиссию по осуществлению закупок для нужд школы входили контрактный управляющий -директор школы ФИО2, а в случае его отсутствия функция контрактного управляющего подлежали исполнению -заместителем директора по АХЧ ФИО3 ( приказ МБОУ «СОШ № 1» г. Емвы от 27.02.2015 № 69), которые отсутствовали на момент заключения контракта 16.09.2017. Макарова Е.М. в соответствии со статьей 9 – Федерального Закона № 44-ФЗ не проходила обучение в сфере закупок.
Вследствие совершенного административного правонарушения, выразившегося в размещении с нарушением регламентированного срока в единой информационной системе информация об исполнении контракта, права и законные интересы поставщика не были нарушены. Услуги по контракту оказаны поставщиком и оплачены заказчиком в полном объеме и своевременно.
Кроме того, характер совершенного правонарушения, размер вреда и тяжесть наступивших последствий не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, совершенное деяние, хотя формально и содержит состав административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, не причинило вреда интересам общества, государства или гражданам.
Ранее к административной ответственности по части 2 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо- Макарова Е.М. не привлекалась.
Административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершено должностным лицом- Макаровой Е.М. впервые.
Учитывая изложенное, возможно сделать вывод о малозначительности указанного административного правонарушения.
Однако указанные обстоятельства должностным лицом при рассмотрении дела не были учтены в полном объеме, с его выводами об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях согласиться нельзя.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9 этого Кодекса, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
С учетом изложенного, постановление должностного лица по делу об административном правонарушении подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Устное замечание, как мера порицания за формальное совершение вменяемого правонарушения, достаточно для достижения задач законодательства об административном правонарушении, указанных в статье 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу Макаровой Елены Михайловны удовлетворить.
Постановление № 04-06/8296 от 22.11.2018 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить, в связи с малозначительностью.
Объявить Макаровой Елене Михайловне устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.В. Черникова