ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 2а-678/2019
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 14 мая 2020 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Малаевой В.Г.
судей Мальмановой Э.К., Капункина Ю.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу представителя Сафарова ФИО8 по доверенности Ширшовой ФИО9 на апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 6 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Сафарова ФИО10 к муниципальному казенному учреждению департамента развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым, администрации города Симферополя Республики Крым, начальнику управления земельных ресурсов муниципального казенного учреждения департамента развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым Сафоновой ФИО11 о признании решения недействительным и возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Малаевой В.Г., представителя Сафарова ФИО12 по доверенности Ширшову ФИО13, поддержавшую доводы кассационной жалобы, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Сафаров ФИО14 обратился в Железнодорожный районный суд города Симферополя с административным иском к муниципальному казенному учреждению департамента развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым (далее – департамент), администрации города Симферополя Республики Крым (далее – администрация), в котором просил признать незаконными решения департамента о возврате документов, оформленные ответами от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать администрацию рассмотреть по существу заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о передаче в собственность земельного участка, предоставленного некоммерческому объединению граждан СТ «Сегмент» Симферопольского завода «Сельхоздеталь» для ведения садоводства и от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Определением Железнодорожного районного суда города Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве административного соответчика привлечён начальник управления земельных ресурсов ФИО3
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя от 20 мая 2019 года административный иск Сафарова ФИО15 удовлетворен частично: решения начальника Управления земельных ресурсов Муниципального казенного учреждения департамента ФИО3, оформленные ответами от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № признаны незаконными, на администрацию города Симферополя возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о передаче в собственность земельного участка, предоставленного некоммерческому объединению граждан СТ «Сегмент» Симферопольского завода «Сельхоздеталь» для ведения садоводства от ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 6 ноября 2019 года решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 мая 2019 года по административному делу № 2а-678/2019 в части удовлетворения заявленных требований о признании незаконными решений начальника управления земельных ресурсов департамента ФИО3, оформленные ответами от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ за №, о возложении обязанности на администрацию города Симферополя повторно рассмотреть заявление ФИО1 о передаче в собственность земельного участка, предоставленного некоммерческому объединению граждан СТ «Сегмент» Симферопольского завода «Сельхоздеталь» для ведения садоводства от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Принято по делу новое решение – в удовлетворении административного иска ФИО1 к департаменту, администрации города Симферополя Республики Крым, начальнику управления земельных ресурсов департамента ФИО3 о признании решения недействительным и обязанности совершить определённые действия отказано. В остальной части решение суда оставить без изменения.
В кассационной жалобе представитель административного истца просит апелляционное определение отменить, ссылаясь на то, что суд необоснованно применил положения Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года № 320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым», Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, предусмотренных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Нарушения такого характера судом апелляционной инстанций не допущены.
Как видно из материалов дела, административный истец Сафаров ФИО16 согласно выписке из протокола общего собрания членов СТ «Сегмент» от ДД.ММ.ГГГГ №, является членом СТ «Сегмент» и ему выделен в пользование земельный участок № общей площадью <данные изъяты> кв. м.
СТ «Сегмент» зарегистрировано как юридическое лицо ДД.ММ.ГГГГ. Решением Крымоблисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № Симферопольскому заводу «Сельхоздеталь», которым было создано СТ «Сегмент», отведён земельный участок общей площадью <данные изъяты> га. В дальнейшем разработан технико-рабочий проект организации территории СТ «Сегмент» Симферопольского завода «Сельхоздеталь», в состав которого вошёл акт установления границ в натуре от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающий факт отведения в натуре земельного участка площадью <данные изъяты> га. Проект организации территории СТ «Сегмент» был утверждён как составляющая проекта организации территории Каменского массива решением исполкома Симферопольского городского совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О садоводческих товариществах Каменского массива». СТ «Сегмент» не прошло перерегистрацию в соответствии с действующим законодательством. Членами СТ «Сегмент» учреждён новый садовый потребительский кооператив «Сегмент» (далее – СПК «Сегмент»), зарегистрированный как юридическое лицо ДД.ММ.ГГГГ, который не оформил в соответствии с требованиями закона ранее отведённый земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ земельному участку площадью <данные изъяты> кв. м, присвоен кадастровый номер. Административный истец указывает, что справкой, выданной СТ «Сегмент» ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается факт закрепления за ним земельного участка № площадью <данные изъяты> кв. м, которая была уточнена в связи с подготовкой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.
Административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию о получении земельного участка бесплатно в собственность со ссылкой на статью 3, пункты 2.7 – 2.10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137- ФЗ).
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ № департамент сообщил административному истцу о возврате документов без рассмотрения, поскольку им не соблюдены требования подпунктов 3, 4, 8, 10 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), а земельный участок СПК «Сегмент» не предоставлялся, поэтому СПК «Сегмент» необходимо соблюсти процедуру оформления земельного участка на СПК, зарегистрированного после ДД.ММ.ГГГГ, и у которого отсутствуют документы на земельный участок. Кроме того, на заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ответом от ДД.ММ.ГГГГ № возращены документы истца по причине несоблюдения требований пункта 1 статьи 39.15, пункта 12 статьи 85 ЗК РФ и необходимости оформления земельного участка СПК «Сегмент», а согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ на заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ, его заявление также возвращено, поскольку не соответствует требованиям пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ, а земельный участок СПК «Сегмент» не предоставлялся и не оформлялся согласно Закону Республики Крым от 23 ноября 2016 года № 320.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию города Симферополя с заявлением о передаче в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером №, предоставленного некоммерческому объединению граждан СТ «Сегмент» Симферопольского завода «Сельхоздеталь», для ведения садоводства. Просил согласовать схему расположения запрашиваемого участка на кадастровом плане территории (КПТ) и вынести решение о передаче земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, без проведения торгов в собственность бесплатно. В заявлении имеется ссылка на положения статьи 3, пункты 2.7 –2.10 Закона № 137-ФЗ.
По результатам рассмотрения данного заявления департаментом предоставлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Административному истцу сообщено о невозможности рассмотрения заявления со ссылкой на подпункты 1, 3, 4, 8, 10 пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ: в заявлении о предоставлении земельного участка отсутствуют реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя, кадастровый номер земельного участка указан некорректно, не указано основание предоставления земельного участка, не проставлены реквизиты постановления об утверждении проекта межевания территории, а также почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем. Одновременно заявителю разъяснены особенности предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, садоводческому некоммерческому объединению граждан, регламентированные Законом Республики Крым от 23 ноября 2016 года № 320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым», что Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым разработаны Дорожные карты по предоставлению земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, а также непосредственно гражданам – членам садоводческого некоммерческого объединения. Исходя из сведений, содержащихся в заявлении и приложенных к нему документов, а также принимая во внимание учётные данные департамента, документы, подтверждающие передачу СПК «СЕГМЕНТ» указанного земельного участка, выделенного ранее Симферопольскому заводу «Сельхоздеталь», отсутствуют, а согласно общедоступным сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, СПК «СЕГМЕНТ» зарегистрировано после указанной даты – ДД.ММ.ГГГГ. С учётом изложенных обстоятельств СПК «СЕГМЕНТ» имеет право оформить земельный участок в порядке, предусмотренном Дорожной картой № по предоставлению земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, у которых отсутствуют правоустанавливающие документы на землю: необходимо подать инициативное заявление в Межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в ранее учтённых границах. В целях уточнения информации о результатах рассмотрения Межведомственной комиссией заявления СПК «СЕГМЕНТ» административному истцу рекомендовано обратиться в МИЗО.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением в администрацию города Симферополя об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории, предварительного согласования предоставления земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м, по адресу: <адрес> с разрешенным использованием – ведение садоводства, в целях предоставления в собственность, основание: статья 3, пункты 2.7 – 2.10 Закона № 137-ФЗ.
По результатам рассмотрения заявления административному истцу департамент дал ответ от ДД.ММ.ГГГГ № о возврате заявления.
В ответе со ссылками на положения статьи 39.15, пункта 1 статьи 20, пункта 12 статьи 85 ЗК РФ указано: в заявлении отсутствуют паспортные данные заявителя, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, неверно указано основание в заявлении, к заявлению не приложены правоустанавливающие документы на здания, сооружения, расположенные на испрашиваемом земельном участке, испрашиваемый земельный участок частично попадает в коридор красных линий. Кроме того, сообщено, что представленная схема подготовлена с нарушением требований к её подготовке, а именно: на схеме не учтены сведения о красных линиях. Исходя из сведений, содержащихся в заявлении и приложенным к нему документов, а также принимая во внимание учетные данные департамента, решением Крымского областного совета народных депутатов исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земельных участков предприятиям, организациям и учреждениям г. Симферополя для организации коллективного садоводства в районе с. Каменка Симферопольского района» Симферопольскому заводу «Сельхоздеталь» был отведен под коллективное садоводство земельный участок площадью <данные изъяты> га. Однако документы, подтверждающие передачу СПК «СЕГМЕНТ» указанного земельного участка, выделенного ранее Симферопольскому заводу «Сельхоздеталь», отсутствуют. Согласно общедоступным сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, СПК «СЕГМЕНТ» зарегистрировано после указанной даты – ДД.ММ.ГГГГ. СПК «СЕГМЕНТ» имеет право оформить испрашиваемый земельный участок в порядке, предусмотренном Дорожной картой № по предоставлению земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, у которых отсутствуют правоустанавливающие документы на землю. Председателю СПК «СЕГМЕНТ» необходимо обратиться в адрес администрации с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. После принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, СПК «СЕГМЕНТ» необходимо обеспечить разработку проекта межевания территории и обратиться в адрес администрации с заявлением о его утверждении.
Одновременно с указанным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию с заявлением о передаче в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером №, предоставленного некоммерческому объединению граждан СТ «СЕГМЕНТ» Симферопольского завода «Сельхоздеталь» для ведения садоводства. Просил вынести решение о передаче земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, без проведения торгов в собственность бесплатно, ссылаясь на статью 3, пункты 2.7 – 2.10 Закона № 137-Ф3.
По результатам рассмотрения заявления административному истцу предоставлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ № о возврате заявления.
В ответе, со ссылками на статью 39.17 ЗК РФ, административному истцу сообщено, что в заявлении отсутствуют реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, основание предоставления земельного участка без проведения торгов. В связи с этим рассмотреть заявление невозможно. Также указано на особенность предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, садоводческому некоммерческому объединению граждан в соответствии с Законом Республики Крым от 23 ноября 2016 года № 320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым».
Исходя из сведений, содержащихся в заявлении и приложенных к нему документов, а также принимая во внимание учетные данные департамента, решением Крымского областного совета народных депутатов исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земельных участков предприятиям, организациям и учреждениям г. Симферополя для организации коллективного садоводства в районе <адрес>» Симферопольскому заводу «Сельхоздеталь» был отведён под коллективное садоводство земельный участок площадью <данные изъяты> га. Однако документы, подтверждающие передачу указанного земельного участка, выделенного ранее Симферопольскому заводу «Сельхоздеталь», СПК «СЕГМЕНТ», отсутствуют. Согласно общедоступным сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, СПК «СЕГМЕНТ» зарегистрировано после указанной даты – ДД.ММ.ГГГГ. СПК «СЕГМЕНТ» имеет право оформить испрашиваемый земельный участок в порядке, предусмотренном Дорожной картой № по предоставлению земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, у которых отсутствуют правоустанавливающие документы на землю. Согласно указанной Дорожной карте СПК «СЕГМЕНТ» необходимо подать инициативное заявление в Межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтённых границах. Состав и положение Межведомственной комиссии утверждены постановлением Совета министров Республики Крым от 4 апреля 2017 года № 175.
Удовлетворяя административный иск ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком нарушен порядок рассмотрения заявлений административного истца, заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по существу не рассмотрены, чем нарушены его права и законные интересы, суд счел подлежащими применению к правоотношениям сторон положения статьи 3, пунктов 2.7 – 2.10 Закона № 137-Ф3.
Проанализировав положения федерального и регионального законодательства суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный иск подлежит разрешению с учетом следующих особенностей.
Согласно пункту 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ) установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 данной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
18 марта 2014 года подписан и 21 марта 2014 года ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, с даты подписания которого Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (далее – Договор).
Принципиальные правовые положения, связанные с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации, закреплены в Федеральном конституционном законе от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон № 6-ФКЗ), частью 1 статьи 23 которого установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено упомянутым законом.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона № 6-ФКЗ нормативные правовые акты Республики Крым и города федерального значения Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются. Аналогичные правовые предписания содержатся в статье 9 Договора.
Федеральный законодатель, установив переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года (статья 6 Закона № 6-ФКЗ), одновременно в статье 12.1 названного Закона предусмотрел, что особенности регулирования, в частности земельных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2017 года могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Государственный Совет Республики Крым – постоянно действующий высший законодательный орган государственной власти республики (статьи 75, 78 Конституции Республики Крым, статьи 2, 9, 10 Закона Республики Крым от 15 мая 2014 года № 2-ЗРК «О Государственном Совете Республики Крым – Парламенте Республики Крым»), реализуя предоставленные полномочия, в установленном порядке принял Закон № 66-ЗРК/2015, а также Закон Республики Крым от 23 ноября 2016 года № 320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым», а Глава Республики Крым, как это предписано статьей 64 Конституции Республики Крым, подписал и обнародовал названные региональные законы, которыми установлены особенности правового регулирования земельных отношений.
В соответствии со статьёй 1 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее – Закон Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015) (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с ЗК РФ с учётом особенностей, установленных данным Законом.
Таким образом, поскольку федеральный законодатель предоставил органам государственной власти Республики Крым в переходный период право устанавливать особенности регулирования отдельных сфер и областей общественной жизни, в целях обеспечения скорейшего решения вопросов жизнеобеспечения граждан, проживающих на территории Республики Крым, предусмотренные оспариваемыми нормами особенности правового регулирования земельных отношений на территории Республики Крым не могут рассматриваться как несоответствие федеральному законодательству.
Установление указанными выше законам особенностей предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам продиктовано необходимостью предоставления как гражданам и организациям, так и исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления возможности адаптироваться в течение всего переходного периода к правовой системе Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о применении к отношениям сторон положений регионального законодательства.
Как предусмотрено статьёй 20 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015, до 31 декабря 2020 года земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без проведения торгов в собственность бесплатно, за плату или в аренду:
членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, созданных до вступления в силу Федерального конституционного закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, которые привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц;
членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года № 320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым».
Земельный участок предоставляется членам объединений граждан, перечисленных в пунктах 1 и 2 указанной части, независимо от даты вступления в члены указанных объединений в ранее определенных границах или размерах, если данный земельный участок по решению общего собрания членов объединения граждан о распределении земельных участков между его членами распределен данному лицу (члену указанного объединения). Земельный участок по правилам настоящей статьи предоставляется гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно, иностранным гражданам или лицам без гражданства – в аренду или собственность за плату.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года № 320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, созданному после вступления в силу Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в соответствии с законодательством Российской Федерации членами садоводческого, садово-огородного или дачного товарищества (кооператива), ранее действовавшего до вступления в силу Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», при наличии документов, подтверждающих предоставление соответствующих земельных участков указанному садоводческому, садово-огородному или дачному товариществу (кооперативу), осуществляется в порядке, установленном статьей 3 указанного Закона.
Предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков садоводческому, огородническому или
дачному некоммерческому объединению граждан, зарегистрированному после вступления в силу Закона № 6-ФКЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданами, осуществляющими ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ на указанных земельных участках, в отношении которых отсутствуют документы о пользовании данными земельными участками, осуществляется в порядке, устанавливаемом Советом министров Республики Крым.
Садоводческие, садово-огородные или дачные товарищества (кооперативы), осуществляющие ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых отсутствуют документы о пользовании данными земельными участками, должны быть учтены органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее – органы местного самоуправления) в установленном порядке до вступления в силу данного Закона.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), земельные участки могут образовываться на основании утвержденной схемы расположения земельных участков без ограничений, предусмотренных федеральными законами, до 1 января 2019 года, за исключением образования земельных участков из земельных участков, предоставленных некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.
Согласно пункту 3 статьи 11.3 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, административному истцу в оспариваемых ответах разъяснены особенности предоставления на территории Республики Крым земельного участка, находящегося в муниципальной собственности члену садоводческого некоммерческого объединения граждан, регламентированные, в частности, Законом Республики Крым от 23 ноября 2016 года № 320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым», разъяснено, что после оформления документов СПК «СЕГМЕНТ» на земельный участок, из которого следует образовать испрашиваемый заявителем земельный участок, ФИО1 вправе обратиться с соответствующим заявлением о предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка.
Таким образом, оспариваемые ответы административного ответчика основаны на вышеуказанных нормах законодательства, не создают административному истцу препятствий в приобретении бесплатно испрашиваемого земельного участка в установленном законом порядке, основания считать, что права и свободы, о защите которых просит административный истец, нарушены административным ответчиком оспариваемым письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ или существует угроза их нарушения, отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, суд кассационной инстанции считает, что суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям законодательств.
Доводы жалобы сводятся к несогласию административного истца с правовыми выводами суда, не содержат новых фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
Поскольку суд апелляционной инстанций правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, вывод суда мотивирован и подтвержден имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, в связи с чем основания для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 6 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░17 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░18 ░░░19 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░